
РБК Pro: Евгений Смирнов о том, как пошлины США обрушат мировую торговлю
Источник: РБК Pro
ВТО резко ухудшила прогноз для мировой торговли и вместо роста теперь ждет спада. Причина — политика США, которые ввели пошлины против 200 стран и начали торговую войну с КНР. Прогноз ВТО даже оптимистичен, последствия могут быть хуже, говорят эксперты.
На прошлой неделе Всемирная торговая организация (ВТО) опубликовала доклад по глобальным торговым перспективам на 2025 и 2026 годы, скорректировав свой предыдущий, октябрьский прогноз по мировой торговле товарами. Теперь по итогам 2025-го эксперты ВТО ожидают сокращения показателя на 0,2% вместо роста почти на 3%, который предполагался полгода назад.
Ухудшение прогнозных показателей обусловлено ситуацией с внешнеторговыми пошлинами по состоянию на 14 апреля, указали аналитики ВТО. Введенные США тарифы, по их мнению, спровоцировали кризис, который обернется серьезными косвенными последствиями для мировой экономики. Экономисты ВТО даже не исключают, что проблема может усугубиться и тогда мировая торговля и вовсе рухнет на 1,5%.
В начале апреля президент США Дональд Трамп объявил о введении так называемых зеркальных пошлин (вплоть до 50%) на импорт из более чем 200 стран, заявив, что это «оздоровит экономику» Штатов и снизит инфляцию. После волны международных протестов Белый дом предоставил 90-дневную отсрочку, временно снизив тарифы до 10% для всех, кроме Китая. Обмен же пошлинами между Вашингтоном и Пекином уже привел к ставкам 145 против 125% соответственно, и США угрожают поднять их еще выше — до 245%.
Гендиректор ВТО Нгози Оконджо-Ивеала предупреждает: такой сценарий может сократить американо-китайский товарооборот на 80%. По мнению аналитиков ВТО, торговая война между США и Китаем может подтолкнуть Пекин к другим рынкам. Причем китайский экспорт в регионы, за исключением Северной Америки, вырастет на 4-9%.
РБК вместе с экспертами разбирался, чем грозит мировой торговле беспрецедентный торговый протекционизм США.
ВТО (Всемирная торговая организация, англ. World Trade Organization, WTO) была образована 1 января 1995 года на основе Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ, англ. General Agreement on Tariffs and Trade), действовавшего с 1947 года. Она была создана с целью сделать торговлю между странами более простой и справедливой. Организация не входит в состав ООН, но тесно с ней сотрудничает. Штаб-квартира расположена в Женеве. Сегодня ВТО объединяет все крупнейшие экономики мира, на долю ее членов приходится примерно 98% мировой торговли. По состоянию на 2024 год во Всемирную торговую организацию входят 164 страны. Крупнейшие экономики-участницы — США, Китай, ЕС, Япония, Индия, Бразилия. Россия входит в ВТО с 2012 года.
Как политика США ударит по глобальной торговле
Исполнительный директор Института экономики роста им. П.А.Столыпина Антон Свириденко называет прогноз ВТО очень скромным в оценке последствий — ведь эксперты организации рассчитывают, что «участники многоугольника «Трамп — Китай — весь мир» смогут относительно быстро договориться», однако такой уверенности на сегодняшний день нет. Прогноз ВТО о снижении мировой торговли основывается на ситуации с тарифами, которая сложилась на 14 апреля, добавляет аналитик Института комплексных стратегических исследований Дмитрий Плеханов, то есть предполагает отсутствие какой-либо эскалации ситуации, а значит США так и не введут отложенные на 90 дней повышенные тарифы на импорт товаров из других стран, кроме Китая, а эти страны, в свою очередь, не начнут вводить ответные меры против Соединенных Штатов.
Главный экономист «Эксперт РА» Антон Табах также считает ожидания ВТО «довольно консервативными». В любом случае важно одно: жесткая торговая политика Трампа затормозит мировую торговлю, поскольку многие страны — поставщики товаров в США не готовы к резко возросшим тарифам на импорт в эту страну, и 2025-й точно будет «годом высокой неопределенности в мировой торговле», уверен профессор, заведующий кафедрой мировой экономики и международных экономических отношений ГУУ Евгений Смирнов. Введение Вашингтоном импортных тарифов негативно скажется и на темпах мирового экономического роста, добавляет директор Института торговой политики НИУ ВШЭ Александр Данильцев.
В ВТО считают, что при текущем ландшафте в 2025 году Северная Америка увидит падение экспорта на 12,6%, а импорта — на 9,6%. Это может привести к сокращению мировой торговли на 1,7 п.п.; таким образом, общий показатель станет отрицательным. При этом в Европе и Азии в этом году возможен небольшой рост экспорта и импорта, что положительно отразится на общем торговом балансе.
Эксперты сходятся во мнении, что пострадают от тарифов сильнее других стран сами Штаты, поскольку их экономика больше, чем в Китае или странах ЕС, зависит от импорта. Причем, как иронизирует ведущий научный сотрудник РАНХиГС Александр Фиранчук, то, что США станут одной из наиболее пострадавших сторон от хаотичных тарифных решений администрации Трампа, вероятно, станет сюрпризом только для самой администрации.
Вашингтон начал мировую тарифную войну, преследуя, по словам руководителя отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольги Беленькой, несколько целей: сокращение внешнеторгового дефицита США в целом и по отношению к отдельным странам, использование фискальной функции тарифов (увеличение бюджетных поступлений, чтобы профинансировать снижение налогов), реиндустриализация американской экономики и самодостаточность страны в обеспечении ключевыми товарами и комплектующими. По ее оценкам, за короткое время после вступления Трампа в январе в должность президента США средний импортный тариф страны вырос с 2,5% примерно в десять раз, что весьма серьезно может повлиять на экономические результаты бизнеса и направления торговых потоков, а результатом должно стать сокращение американского импорта. Вследствие ответных мер может пострадать и экспорт, констатирует аналитик.
По словам Табаха, одна из заявленных и реально исполнимых целей тарифов — снизить объемы импорта, а значит торговли, поэтому США снизят торговые обороты. «А если где-то убыло, то частично в другом месте прибудет, так как товарные потоки пойдут на другие рынки», — замечает он. Как поясняет Данильцев, во многих случаях американские тарифы по сути практически запретительные и их действие приведет «не просто к снижению торговли, но к ее полному прекращению» на определенных направлениях.
В свою очередь, Смирнов считает, что зависимость США от импорта ярко выражена по широкому спектру потребительских товаров, например автомобилей, электроники, а особенно компонентов для их производства. По его мнению, Китаю проще найти альтернативные рынки, направляя эти товары другим странам Азии или, например, в Россию.
США — крупнейший импортер в мире
США по итогам 2024 года сохраняли статус крупнейшего импортера в мире с объемом ввозимых товаров 3,36 трлн.
Объем экспорта достиг $2,06 трлн, в результате чего торговый дефицит страны составил $1,29 трлн.
Основные торговые партнеры США: Мексика ($509,9 млрд); Китай ($462,6 млрд); Канада ($421,2 млрд).
Основные категории импорта: машины, ядерные реакторы и котлы; электрооборудование и электронные устройства; автотранспорт (кроме железнодорожного и трамвайного).
Почему протекционизм США вредит их же экономике
В любом случае американский бизнес столкнется с большими трудностями, отмечает Данильцев: потребуется менять сложившиеся производственные цепочки, перераспределять ресурсы между секторами и производствами, причем в пользу, как правило, менее эффективных и прибыльных («традиционных» и менее технологичных отраслей). «Нарушение цепочек поставок и отвлечение ресурсов на обеспечение внутреннего рынка приведут к снижению американского экспорта. Этому будет способствовать и возможное укрепление доллара», — считает экономист.
Фиранчук отмечает, что введение значительных пошлин, а затем их резкое снижение (примерно на 10% для большинства стран, но с сохранением жестких ограничений против Китая) уже привели к пересмотру оценок рисков ведения внешней торговли с США. «Повышенные риски неминуемо закладываются в цену, а это приводит к снижению объемов торговли», — говорит он.
При этом американский экспорт может сокращаться по нескольким причинам: во-первых — замещение внешнего спроса внутренним. В ряде отраслей часть товаров, которые могли бы быть экспортированы, например, в Европу, останутся на американском рынке из-за роста внутренних цен, вызванного пошлинами на импорт, говорит Фиранчук. Во-вторых, США экспортируют значительные объемы товаров с высокой сырьевой составляющей, в том числе топливных, и падение мировых цен на такие товары (на фоне прогнозируемого сжатия мирового спроса) неминуемо приведет к снижению стоимостных показателей экспорта. Еще одна причина — зависимость от импортных компонентов. «Несмотря на то что в среднем доля импорта в американском экспорте составляет всего около 7,5% в отдельных отраслях, например в производстве транспортных средств, доля импортных комплектующих в экспорте превышает 20%», — говорит эксперт. А для отдельных экспортирующих компаний этот показатель еще выше. «В таких случаях тарифы на импорт неизбежно ведут к росту издержек и снижению конкурентоспособности американских товаров на внешних рынках», — предупреждает Фиранчук.
Научный сотрудник РАНХиГС Дмитрий Кузнецов указывает, что США пострадают как от сокращения импорта, поскольку вынуждены будут дороже производить товары, которые раньше могли импортировать, так и от сокращения экспорта, поскольку даже емкий американский внутренний рынок не сможет в полной мере компенсировать потерю спроса на внешних рынках. Причем, по мнению эксперта, в краткосрочной перспективе потери могут быть даже больше, чем в долгосрочной, поскольку перенос производства и переформатирование привычных цепочек поставок потребуют гораздо больше времени, чем отсрочки по тарифам, которые предоставила администрация Трампа.
«В результате компании будут вынуждены либо существенно сокращать производство, либо перекладывать значительный рост издержек в цену конечных товаров, что, впрочем, также заметно отразится на спросе и, как следствие, производстве», — констатирует Кузнецов.
Что будут делать партнеры США в условиях торговых войн
Эксперты уверены, что существеннее всего тарифы на импорт отразятся на торговых потоках Китая и США. Как отмечает Смирнов, в торговле двух стран огромный дисбаланс, к снижению которого и стремится Трамп. КНР в 2024 году продала США товары почти на $440 млрд, а купила у них гораздо меньше, на $143 млрд. Конечно, в нынешних условиях Китай будет стремиться переориентировать торговлю на другие страны, однако быстро это сделать очень сложно, признает Смирнов.
В прогнозе ВТО сказано, что КНР почти не пострадает, перенаправит свой экспорт в другие страны, однако, чтобы это получилось, нужно, чтобы в них был спрос на китайские товары, при этом у Глобального юга существуют проблемы с платежеспособностью, рассуждает Свириденко. «Чтобы Китай смог перенаправить средства, нужно, чтобы либо он продавал товары в кредит за юани, либо новая резервная единица, которую будут выпускать страны Глобального юга», — рассуждает эксперт.
Беленькая видит и другие сложности в реализации варианта переориентации экспорта Китаем: страны Евросоюза, например, могут пытаться в той или иной степени защищать свои рынки от наплыва китайского «демпинга». Вдобавок, по ее мнению, Трамп может воспользоваться своим «любимым приемом»: вводить для стран вторичные пошлины за увеличение импорта из Китая. В этих случаях Пекину может оказаться еще труднее перенаправить экспорт из Северной Америки в другие страны.
Смирнов напоминает, что решать сложную задачу переориентации экспорта предстоит и Европе. Причем в отличие от Китая сделать это будет сложнее, поскольку у нее нет «под боком» большого азиатского рынка, объясняет профессор ГУУ.
Кузнецов ожидает, что возведение барьеров в торговле между некоторыми парами стран приведет к перераспределению торговли в пользу других партнеров. Дополнительно поддержать это перенаправление в Азии способен, по его словам, пока еще уверенный рост экономики (хотя он и может быть несколько подорван торговой войной Трампа), а также ослабление доллара США, который пока еще остается доминирующей в мировой торговле валютой, а ее ослабление в краткосрочной перспективе оказывает стимулирующее воздействие на торговые потоки, где доллар служит валютой контракта, рассуждает эксперт.
Жесткая торговая политика Трампа затормозит мировую торговлю. «Но, разумеется, эффект для всего мира будет меньше, чем для США. Это произойдет благодаря прежде всего большим масштабам мировой экономики, которые смягчат эффект», — считает Данильцев. Кроме того, страны, лишившиеся американского рынка, в первую очередь Китай, будут, по словам эксперта, активно искать новых партнеров. Таким образом, может активизироваться, например, сотрудничество в рамках региональных торговых соглашений в Юго-Восточной Азии. «Это не компенсирует полностью разрушение цепочек поставок и спрос со стороны США, однако сгладит последствия для мировой торговли в целом», — говорит эксперт.
По мнению Данильцева, в данном случае риск связан с возможной волной вторичного протекционизма, когда государства будут вынуждены вводить собственные ограничения из-за наплыва товаров, которые не нашли сбыта в США. В наибольшей степени будут затронуты регионы, активнее всего торгующие с США, — Азия, Латинская Америка, ЕС. В меньшей степени пострадают страны Африки и СНГ, поскольку не так активно торгуют с США, прогнозирует эксперт.
Негативно пошлины отразятся и на торговле услугами: сокращение торговли товарами негативно скажется на рынках транспортных, логистических, страховых и финансовых услуг. «И безусловно, важнейшим фактором, который негативно скажется на мировой торговле в целом, является рост общей нестабильности и неуверенности из-за малопредсказуемых и часто нерациональных действий американской администрации», — предупреждает Данильцев.
Как торговая политика США изменит мировые экономические связи
Независимо от масштабов торговли с США введение пошлин и их последствия негативно скажутся прежде всего на экономиках, которые ориентированы на экспорт и существенно зависят от него. Речь идет о крупных экономиках, таких как Китай, Бразилия, Россия, Япония, Корея, перечисляет Данильцев. «Ограничение доступа на крупнейший американский рынок приведет к обострению конкуренции и проблемам со сбытом в мире, а замедление мировой экономики приведет к ослаблению спроса на сырье и снижению сырьевых цен», — констатирует он.
Впрочем, как полагает Фиранчук, ключевые страны Азии и Европы стремятся использовать ситуацию с американскими тарифами для укрепления региональных и межрегиональных связей. Так, ЕС и Китай уже обсуждают снятие взаимных торговых барьеров, а страны Юго-Восточной Азии активизируют соглашения о свободной торговле. «В этом смысле торговая война, развязанная США, стимулировала экономическую консолидацию за пределами американского влияния», — объясняет эксперт.
Но главный вопрос, связанный с замедлением мировой торговли, подчеркивает Смирнов, заключается в том, что по каналам глобальных цепочек поставок многие страны связаны как с Китаем, так и с США. Так, ряд стран Азии поставляют в Китай промежуточную продукцию, которая затем используется для производства экспортных товаров для американского рынка. «И именно эти третьи страны — как на стороне Китая, так и на стороне США — ощутят наиболее болезненное воздействие в результате эскалации американо-китайской торговой войны», — полагает экономист.
В свою очередь, руководитель управления аналитических исследований ИК «ИВА Партнерс» Дмитрий Александров настроен пессимистически: вслед за сокращением торговли последует и сокращение глобального ВВП. Глобальный кризис будет сочетать в себе элементы кризиса 1930-х и 1970-х, то есть пошлины и тарифы могут быть триггером, который запустит его распространение, и одним из самостоятельных факторов давления на глобальный выпуск и экономическую активность, полагает эксперт.
Нынешний беспрецедентный торговый протекционизм США усиливает неопределенность, причем не только в торговой политике, но и в мировой экономике в целом. «В этих условиях нормой станут устойчиво низкие темпы роста мировой торговли в ближайшие годы. Мировая торговля будет все больше регионализироваться, и ключевые экспортеры и импортеры будут все больше ориентироваться на торговлю с дружественными странами. В этой связи очень интересно, кто останется в друзьях у США», — резюмирует Смирнов.
Подпишись на тг-канал "Наш ГУУ"

- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ