Банкирос: Галина Сорокина о причинах роста цен
Источник: Банкирос
Директор ИЭФ ГУУ, профессор кафедры мировой экономики, доктор экономических наук Галина Сорокина объяснила в разговоре с Bankiros.ru почему дорожает курица и яйца, несмотря на сверхприбыли, которые получили владельцы в 2023 году.
По данным Росстата, за прошедший месяц стоимость куриных яиц снизилась на 2,3%. Также с февраля по март на 0,2% подешевело куриное мясо. Если сравнивать цены за первый квартал 2023 и 2024 года, то рост цен на яйца составил 52,6%, а куриного мяса – 26,1%.
«Любой бизнес стремится к максимизации прибыли в том периоде как краткосрочной, так и долгосрочной, в котором планирует существовать. А с учетом того, что в условиях постоянного изменения рынка бизнесмены в России мыслят в основном короткими категориями, большинство предпринимателей стараются выжать из рыночной ситуации максимум, тем более что до недавнего времени им это позволялось делать», – объяснила Сорокина.
Классическая рыночная экономика, к которой нас так уверенно вели так называемые младореформаторы умерла еще во времена великой американской депрессии, а в 2001 году Нобелевский комитет присудил премию по экономике именно за доказательство несовершенства рыночной системы из-за так называемой асимметрии информации. То есть компания, если ее не ограничивает государство, будет максимально стремиться увеличить свою прибыль.
Сорокина объяснила, как формируется цена на продукт.
Первый фактор – себестоимость, и именно на рост себестоимости уповали птицефабрики, когда сначала росли цены на куриное мясо, а уже чуть позже на яйца. Объективно себестоимость производства выросла, да и уровень общей инфляции, конечно, сказался, но годовой рост стоимости яиц на 61,35 % явно не оправдывается таким ростом себестоимости, тем более по результатам бухгалтерской отчетности за прошлый год прибыль птицеферм выросла от 30 до 1250%.
Вторым фактором, влияющим на цену является соотношение спроса и предложения. Стоит отметить, что резкое подорожание куриного мяса, начавшееся в отличие от традиционной тенденции после майских праздников, именно в мае по данным Главного таможенного управления Китая было закуплено у Росси в два раза больше мяса, чем в аналогичный период 2022 года.
«Совершенно нормально, что наши бизнесмены, ориентируясь на более прибыльный экспорт уже по российским данным за год увеличили экспорт куриной мясной продукции на 10%», – сообщила Сорокина.
Кстати, экспорт яиц в Китай в декабре 2023 года 1,9 раз превышает аналогичные показатели прошлого года, совершенно случайно именно в декабре были самые высокие темпы роста стоимости яиц. Годовой прирост экспорта яиц в Китай составил 40% относительно 2022 года. И, хотя после обращения на ситуацию с ростом стоимости куриного мяса и яиц темпы экспорта были снижены, но разрыв в объеме предложения и спроса спровоцировал следующий ценовой фактор.
Третьим ценовым фактором является потребительная стоимость товара и, в случае инфляционных ожиданий, особенно на товар первой необходимости, которым из-за относительной дешевизны и непротиворечию практически всем религиям для нашего населения является куриное мясо, потребительная стоимость, а соответственно и цена начинает расти.
«В этом случае – это идеальная почва для спекуляций и завышения цен, на чем обогатились не только и не столько производители, но и ретейлеры», – уточнила Сорокина.
Конкурентная среда, как четвертый фактор ценообразования также сыграла роль.
«Производство яиц в основном сосредоточено в руках чуть более десятка крупных игроков рынка, незначительное снижение поставок хотя бы одного производителя уже создает ситуацию роста спроса над предложением, и, соответственно, спекулятивного роста цен», – объяснила экономист.
По ее словам, сыграла роль и ценовая доступность, даже с условием подорожания куриного мяса и яиц для населения. Другие животные источники белка, такие как говядина, индюшатина, баранина, рыба и сыры намного дороже, а соответственно менее доступны для широких масс, потребление свинины же ограничено для части населения религиозными запретами.
Ну и последнее, это история о социальной ответственности бизнеса, клиенто-ориентированном маркетинге и т.д. Главная цель коммерческой фирмы- получение прибыли и все маркетинговые уловки это возможность привлечь больше покупателей или же получить преференции от государства, опять же для максимизации прибыли и повышения устойчивости компании.
«Поэтому не стоит ожидать, что коммерческая организация по своему желанию откажется от дополнительной прибыли для повышения благосостояния граждан, ну только если ее об этом не попросит государство, посредством введения ограничений и контроля за ценами на социально-значимые товары», – резюмировала Сорокина.
Подпишись на тг-канал "Наш ГУУ" Дата публикации: 19.04.2024