Меры по преодолению кризиса и дальнейшему развитию отечественной экономики
Как выйти из экономического кризиса, к которому привели пандемия и скачки цен на нефть? Попросили дать рекомендации по решению вопросов экономической ситуации Георгия Клейнера – заведующего кафедрой Институциональной экономики. Основные меры по преодолению кризиса сгруппированы по уровням экономики и управления.
Экономика уже не система
Основная задача экономики в посткризисный период – перезагрузка на всех уровнях. Она должна преобразоваться из архипелага слабо связанных между собой региональных, отраслевых и предметных анклавов в единый народнохозяйственный комплекс. Экономика должна стать своего рода «системой систем». Сейчас же ее состояние нельзя охарактеризовать таким образом.
Необходимо повысить уровень связности экономики, включая ее функциональную и институциональную составляющие. Достигнуть баланса между силами конкуренции и потенциалом кооперации, процессами инновации и стандартизации, критериями экономической эффективности и ограничениями социального благосостояния.
Перезагрузка экономики потребует отказа от ряда догм, практики некритического заимствования и перенесения на российскую почву механизмов решения социально-экономических проблем. В основе концепции перезагрузки должна лежать не парадигма опережающего развития, а парадигма органического саморазвития, в которой сочетаются как внешние целевые ориентиры, так и внутренние закономерности эволюции.
Макроэкономическая стабильность
Ослабление требований к таргетированию инфляции. Основным требованием к ценовой политике на макроуровне должно быть не ограничение роста цен, а сбалансированность цен в отраслевом, региональном и динамическом разрезах. Это обеспечит стабильность экономики на макроуровне, включая устойчивость инвестиционных потоков. Должно быть выдержано соотношение цен в масштабах народного хозяйства (см. Концепцию цен единого уровня). Излишняя волатильность цен может вызывать высокоамплитудные колебания инвестиций, что противоречит макроэкономической стабильности и снижает среднюю эффективность инвестиционной деятельности.
Усиление требований к последовательности и преемственности стратегических решений на макроуровне. Нормативные акты федерального уровня должны подвергаться экспертизе на согласованность с принятыми нормативными актами и решениями. Непоследовательность будет приводить к снижению эффективности расходов на поддержание экономики, снижению доверия между экономическими агентами и властью.
Контроль макроэкономической сбалансированности как соотношения между проектным сектором экономики (совокупностью кратко- и среднесрочных инвестиционных проектов), объектным сектором (совокупностью предприятий с неограниченным жизненным циклом), процессным сектором (совокупностью систем, обеспечивающих распространение инноваций, информации, товарно-материальных ценностей, ментальных моделей и т.п.) и средовым сектором (совокупностью инфраструктурных систем, обеспечивающих связность экономики).
Ограничение на ближайшие полгода процесса увольнения по инициативе работодателей. Каждый случай увольнения с работы по инициативе работника должен исследоваться Рострудом на предмет анализа добровольности ухода работника. Масштабы трудовой миграции на ближайшие полгода должны быть ограничены.
Ослабление зависимости отечественной макроэкономики от колебаний мировой экономической конъюнктуры (мегаэкономики). Движение экономики к созданию единого народнохозяйственного комплекса, способного к самостоятельному функционированию и саморазвитию. Активизация политики импортозамещения.
Создание экономического мегарегулятора (аналога ЦБ как финансового мегарегулятора), формирующего требования к показателям деятельности хозяйствующих субъектов. Его цель – минимизация рисков банкротства субъектов, а также с хеджирование неблагоприятных обстоятельств в деятельности нефинансовых предприятий. Задачей такого мегарегулятора может стать также фасилитация в процессах функционирования цепочек создания стоимости путем организации совещательных процедур и применения точечных экономических стимулов.
Мезоэкономическая интеграция и координация
Основная задача мезоэкономических систем имеет две составляющих.
Во-первых, осуществление трансфера новых регулятивных институтов, формирующихся на макроэкономическом уровне, на микроэкономический уровень, уровень хозяйствующих субъектов, домохозяйств и государственных организаций. Мезоэкономический уровень играет роль своеобразного фильтра, селектирующего институты и регламенты с точки зрения возможностей их исполнения на микроуровне.
Во-вторых, осуществление распространения успешных инноваций организационно-экономического и функционального характера, возникающих на уровне отдельных микроэкономических организаций и подлежащих распространению на более широкий круг таких организаций. Таким образом, мезоэкономический уровень осуществляет координацию нисходящих и восходящих потоков инноваций в многоуровневом социально-экономическом пространстве.
Для интеграции уровня необходимо:
Развить мезоэкономический уровень отечественной экономики как сбалансированного комплекса региональных, отраслевых и межотраслевых мезоэкономических систем.
Укрепить связи, компонентов мезоэкономического комплекса с макроэкономическими процессами и микроэкономическими объектами. Создание (восстановление) системы управления мезоэкономическим комплексом, согласование региональных, отраслевых и межотраслевых приоритетов.
Разработать нормативные акты, определяющие статус мезоэкономических организаций, их права и ответственность во взаимоотношениях с органами управления макроуровня и с экономическими агентами микроуровня. Критерии эффективности организаций, имеющих мезоэкономический статус, должны отличаться от критериев коммерческой эффективности микроэкономических хозяйствующих субъектов, а также от критериев общественной эффективности макроэкономических органов управления.
Развить мезоэкономическую теорию, включить курс мезоэкономики в программы учебных заведений (факультетов институтов) экономического профиля как необходимого связующего звена между курсами макро- и микроэкономики в целях консолидации и повышения связности экономики.
Активизировать процессы создания и развития социально-экономических экосистем как субъектов мезоэкономики. Разработка нормативно-правового обеспечения функционирования и развития социально-экономических экосистем.
Микроэкономическое развитие
Преодоление последствий коронавирусного кризиса и восстановление жизнедеятельности экономических субъектов в современных условиях предлагается осуществлять в три этапа.
На первом этапе рекомендуется расширение прямых товарных неценовых обменов между потребителями и поставщиками в рамках системы «цепочек добавленной полезности» (не стоимости!). В условиях дисфункции системы ценообразования и дефицита оборотных средств временное расширение бартера в экономике позволит восстановить и включить новые хозяйственные связи, активизировать деятельность экономических субъектов.
На втором этапе после завершения структурообразующего бартерного этапа при поддержке государства восстанавливается система цен и создаются возможности для инициации и регулирования процесса экономического роста. При этом объектом планирования должны стать не только экономические агенты, но и экономические системы, в которых кроме агентов участвуют их связи, плановые проектировки и т.д. Новый вид планирования (системное планирование) необходим для обеспечения фронтального, а не очагового экономического роста.
На третьем этапе плановые функции государства уступают место закономерностям саморазвития. В рамках этого этапа предприятия разрабатывают стратегические планы самостоятельно, а их выполнение обеспечивается институтами системного гражданства. Планы в этот период формируются самостоятельными организациями самостоятельно; координация планов в процессе составления осуществляется методами диалогового индикативного планирования; следование этим планам обеспечивается институтами взаимной ответственности членов системного корпоративного общества.
Реконструкция состава участников экономической деятельности. Наряду с юридическим и физическим лицами ввести понятие экономического лица, идентифицирующего самостоятельный обособленный целостный экономический объект, являющийся субъектом в процессах производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.
Соответственно, должна быть модифицирована система статистического наблюдения, в которой сегодня экономические результаты деятельности хозяйствующих субъектов искажаются из-за отсутствия однозначного соответствия между популяцией хозяйствующих субъектов и множеством юридических лиц (Единый государственный реестр юридических лиц). Необходимо создание ведения единого реестра экономических лиц России. Именно экономические лица должны стать основным объектом стратегического планирования и регулирования.
Одновременно с созданием новой системы планирования должна измениться внутренняя структура предприятия. Институты корпоративного управления должны обеспечить сбалансированность прав и обязанностей всех основных групп участников хозяйственной деятельности предприятия: собственников, менеджеров, специалистов, работников.
В настоящее время максимальными правами и минимальной ответственностью обладают собственники предприятий; наоборот, права работников минимизированы, а ответственность перед руководством предприятия высока. В ходе столкновения интересов участников практически исчезают интересы предприятия в целом как субъекта корпоративного сообщества.
Внедрение стратегического планирования на предприятиях станет мощным стимулом для согласования интересов участников и кристаллизации интересов предприятия как целого. Выход экономики из кризиса на основе указанных принципов позволит перезагрузить экономику не только на макро- и мезоуровне, но и на микроуровне за счет трансформации предприятий в целостные, внутренне сбалансированные инновационно развитые системы с долгосрочным горизонтом планирования. В этом, по нашему мнению, заключается смысл активно протекающей в настоящее время цифровой трансформации предприятий. Инновационное развитие таких предприятий обеспечивается за счет внутренних и внешних институтов поддержки инновационного роста, стимулирующих инновационную активность работников как в сфере технологий, так и в сфере организационно-экономических инноваций.
Межуровневое взаимодействие
Механизмы взаимодействия уровней управления в настоящее время носят весьма сложный характер и, по-видимому, еще более усложнятся с принятием поправок к Конституции РФ.
В экономическом плане особую роль в таком взаимодействии играют механизмы влияния учета интересов субъектов каждого уровня в ходе принятия макро-, мезо, микроэкономических решений. Для учета интересов микроэкономических объектов в макроэкономических решениях целесообразно создание специального законодательного парламентского органа, отражающего интересы хозяйствующих субъектов (палата предприятий).
Интересы обеспечения экономической безопасности страны требуют также учета интересов отраслей в соответствующем законодательном органе (палата отраслей). В целом четырехпалатная структура законодательной власти (палата социальных субъектов – Государственная Дума РФ; палата субъектов Федерации – Совет Федерации; палата мезоэкономических субъектов – палата отраслей; палата микроэкономических субъектов – палата предприятий) способствовала бы консолидации социально-экономического пространства страны, укреплению отношений доверия и солидарности между субъектами всех уровней экономики и согласованию социально-экономических процессов различных уровней.
Задача экономической науки состоит в поиске закономерностей, сопрягающих прошлое, настоящее и будущее страны. она должна играть роль своеобразного стержня, поддерживающего поступательное и устойчивое развитие общества в целом. Соответственно, управленческая наука служит источником средств и механизмов реализации достижений экономической науки в системе «социум – экономика – бизнес – государство».
Системное стратегическое планирование в этих условиях представляет собой не только инструмент преодоления сегодняшнего кризиса, но и средство перевода экономики на рельсы эволюционного устойчивого развития.
Подпишись на тг-канал "Наш ГУУ" Дата публикации: 3.07.2020