ГУУ: Теория и практика дистанта от ГУУ
Жизнь ставит перед всеми университетами новые вызовы: с 16 марта 2020 г. в связи с пандемией CoViD-2019 университет реализует учебный процесс на всех образовательных программах и формах обучения с использованием дистанционных технологий.
Именно сейчас как никогда актуальны слова «друг познается в беде». Общие проблемы сплотили не только вузы внутри сообщества, но и их с академическим сектором.
Уникальной особенностью ГУУ как раз являются тесные связи с академическим сообществом, Российской академией наук. Академики, членкорры, профессора РАН оказали научную и консалтинговую поддержку университету в освоении дистанционных технологий.
Стало очевидно, что нагрузка на преподавателей возросла многократно. Студенты университета проявили ответственность и дисциплинированность: их уровень вовлеченности в учебный процесс не снизился.
В целом преподаватели и студенты отмечают, что новые технологии открыли для них новые возможности саморазвития, но они же потребовали большей дисциплины и самоотдачи.
Георгий Клейнер, чл.-корр. РАН, зам. научного руководителя ЦЭМИ РАН, директор центра стратегических инноваций ГУУ, заведующий кафедрой институциональной экономики Института экономики и финансов ГУУ, отметил:
Подпишись на тг-канал "Наш ГУУ" Дата публикации: 4.04.2020Переход на дистанционные технологии распространения знаний знаменует собой тектонический сдвиг в процессе развития науки и образования во всем мире и в России, в частности. Речь идет, конечно, не только о форме распространения знаний, но и о содержании процессов хранения, пополнения, и передачи научной информации о мире.
Точки соприкосновения ученых, преподавателей и студентов перемещаются из сферы оперативного контакта в сферу стратегических взаимодействий. Каждодневный сиюминутный контроль сейчас вряд ли возможен. Задача преподавателя в новых условиях – определить направление и обеспечить синхронность коэволюции студента, педагога, исследователя, что требует серьезных усилий всех участников этого трехстороннего процесса. Фактически речь идет о переносе центра тяжести с тактики образования на его стратегию. Как и всегда в таких случаях, в полный рост встают проблемы определения / переопределения миссии, целей, средств и результатов образовательного и научного процесса.
Такая работа уже начата в Государственном университете управления: идет модернизация университетских стандартов, расширяется сфера самостоятельной работы студентов, повышается ответственность преподавателей за результаты образовательной и научной деятельности студентов.
Опыт показывает, что труд преподавателя растет в объеме, усложняется и требует максимальной концентрации педагогов. Очень важно при этом, чтобы у преподавателя оставались время и силы на развитие научной деятельности, освоения передовых профессиональных и методических знаний, тем более что в сегодняшнем цифровом мире отбор, экспертиза и систематизация новых достоверных знаний представляет собой сложную и трудоемкую задачу.
В свете новой ситуации должны быть модернизированы, а отчасти и ревизованы традиционные институты университетского образования. Речь идет, прежде всего, о формах взаимодействия между собой бакалавров, магистров, аспирантов. Следует, видимо, расширить практики написания групповых работ, ввести дискуссионные семинары, активизировать деятельность студентов по оценке мероприятий, предлагаемых в сфере государственной, муниципальной и корпоративной политики.
Становится ясным, что восстановление экономики страны должно опираться на повышение уровня консолидации и взаимной поддержки во всех видах сообществ, в том числе в университетском и научном сообществе. Соответственно, разрывы, которые сейчас заметны в отношениях между руководством университета, преподавательским и студенческим сообществом должны быть преодолены в рамках разработки и реализации общей стратегии Государственного университета управления, всех его институтов, кафедр и других подразделений.
На этом пути исследовательские институты РАН, прежде всего, институты социально-экономического профиля должны идти бок о бок с университетами, ориентируясь на опыт взаимодействия ЦЭМИ РАН, Института экономики РАН и ГУУ.