100 лет – 100 000 лидеров России
В 2019 году Государственный университет управления отпразднует юбилей — 100 лет со дня основания. За свою вековую историю ГУУ прочно закрепил за собой право называться первым управленческим вузом России. Накануне праздника мы запускаем специальную рубрику «ГУУ — 100», посвященную истории становления и развития первого управленческого университета страны. Открывает серию юбилейных публикаций интервью ректора ГУУ Ивана Васильевича Лобанова для журнала «Столица Москва».
– ГУУ считается основателем управленческого образования России, имеет богатую историю и в следующем году отметит свой 100-летний юбилей. Какова миссия и приоритеты университета новой формации XXI века? В чем его уникальность и конкурентные преимущества? Чем гордится университет сегодня?
– ГУУ – первый в России специализированный управленческий вуз, которому в следующем году исполняется 100 лет. За эти 100 лет работы университета были подготовлены 100 тыс. высококвалифицированных специалистов в области управления. Это огромный вклад в развитие человеческого капитала страны и ее управленческого потенциала.
Миссия университета заключается в построении современной многоуровневой системы непрерывного образования с целью подготовки лидеров управления. Эти слова имеют конкретное наполнение. Среди наших выпускников – руководители федеральных структур, три действующих губернатора, экс-президент одной из стран СНГ, бизнесмены из первой двадцатки российского списка Forbes, руководители крупных российских и международных компаний.
Приоритеты университета новой формации – это практико-ориентированное образование, умение отвечать на запросы конкретных отраслей в условиях быстро меняющихся технологий и нового технологического уклада, подготовка управленцев для бизнеса эпохи цифровой экономики, подготовка специалистов для государственного и муниципального управления, умеющих работать в формате «цифрового правительства».
Уникальность ГУУ и его основное конкурентное преимущество состоят в том, что мы готовили и готовим управленцев прямо во время обучения в университете. По управленческим специальностям обучают не только у нас. Но наш образовательный «продукт» – это руководитель-лидер, который готов приступить к должности сразу после окончания университета и имеет для этого все необходимые навыки и компетенции.
Мы гордимся тем, что выпускники ГУУ вышли в финалисты конкурса «Лидеры России» для молодых состоявшихся управленцев. Один из них – Илья Торосов – по итогам этого конкурса в марте 2018 г. получил высокое назначение на пост замминистра экономического развития. Их успех – подтверждение самого высокого качества нашего образовательного продукта и уровня нашего университетского бренда. Мы горды, что наши выпускники выходят на работу в ведущие российские и представленные на российском рынке зарубежные компании, в органы государственного управления различного уровня и быстро в них поднимаются по служебной лестнице. Вывод качества управления в России на новый уровень – одна из стратегических задач развития для нашей страны.
– В ГУУ первыми в стране разработали и внедрили систему подготовки управленцев для конкретных отраслей экономики. Насколько эта система актуальна в современных экономических условиях?
– В советское время ГУУ создал систему подготовки специалистов по управлению с глубоким знанием специфики конкретных отраслей – металлургии, транспорта, сельского хозяйства и т.д. Тогда это укладывалось в логику существовавших отраслевых министерств.
Сейчас значительная часть отраслевых министерств ушла в прошлое, что, однако, не отменяет существование отраслей, или, как их еще сейчас называют в бизнесе, индустрий. С нашей точки зрения, готовить абстрактного управленца или экономиста, который знает теорию управления организацией, но не знает ничего или почти ничего о будущей отрасли, где ему предстоит трудиться, неэффективно.
Например, выпускник выходит работать в крупную транспортно-логистическую компанию. У него в зачетке пятерки по экономической теории и теории управления, но он не знает, что такое «транспортное плечо» и что такое система организации транспортных перевозок. Вопрос, нужен ли работодателю сотрудник, которого всему нужно с азов учить на рабочем месте, и у которого уйдет как минимум два года на то, чтобы разобраться в специфике индустрии?
Наши выпускники, помимо хорошего знания теории – необходимость ее хорошо знать, никто, конечно же, не отменял – также отлично знают особенности технологий, организационные и правовые нюансы топливно-энергетического комплекса, машиностроения, металлургии, транспорта, строительства, туризма и спорта. Их не нужно доучивать и переучивать. По выходу на рабочее место их, образно говоря, сразу же можно ставить к «станку». Работодатели всегда довольны практикоориентированностью наших выпускников и ценят наш образовательный акцент на глубокое знание конкретных отраслей.
– Мир и Россия вступают в постиндустриальное цифровое будущее. Какими компетенциями должен обладать сегодняшний управленец-выпускник ГУУ? Какие новации и эффективные практики в образовательном процессе университета способствуют этому?
– Выпускник ГУУ должен уметь анализировать, оперативно принимать решения и правильно применять полученную теоретическую базу на практике. В процессе обучения мы уделяем аспекту практикоориентированности очень большое внимание: студенты проходят производственные практики, стажируются, участвуют в проектах, организуемых компаниями-партнерами, это позволяет учащимся познакомиться со спецификой работы и приобрести необходимые навыки еще во время учебы.
Сегодня в ГУУ создается уникальный центр формирования и развития компетенций в области цифровой экономики и технологий искусственного интеллекта.
На базе центра будет функционировать технопарк для школьников старших классов и студентов московских вузов, который будет оснащен всем необходимым современным оборудованием. Это даст возможность молодежи вести исследовательскую и проектную деятельность, направленную на разработку практических решений, необходимых для различных отраслей народного хозяйства.
Преимущество создания подобного технопарка на территории ГУУ в том, что в нашем вузе трудятся опытные эксперты, хорошо знающие специфику отраслевого менеджмента, они смогут направить деятельность молодых талантливых ребят в нужное русло. Наши специалисты помогут сформулировать студентам своего рода техническое задание, направленное на решение конкретных отраслевых задач, которые в скором будущем могут быть решены с помощью технологий искусственного интеллекта.
– Как развивается партнерство университета с российскими компаниями реального сектора экономики и бизнес-сообществом и какова их роль в образовательном процессе?
– В 2017 году совместно с Торгово-промышленной палатой РФ ГУУ приступил к разработке единой информационно-аналитической системы трудоустройства выпускников. В реализации проекта задействованы более 180 торгово-промышленных палат в субъектах Российской Федерации и более 50 000 предприятий и организаций различной отраслевой направленности, которые являются членами ТПП РФ.
Работа с предприятиями и организациями через Торгово-промышленную палату РФ и анализ спроса на специалистов упростят для выпускников процесс поиска подходящих вакансий и, соответственно, ускорит их трудоустройство. Также университет поддерживает долгосрочные отношения с Российским союзом промышленников и предпринимателей. Лучших студентов мы отправляем на стажировки в крупнейшие предприятия и корпорации, руководители которых входят в состав Союза. А это более 100 отраслевых и региональных объединений, представляющих ключевые секторы экономики: ТЭК, машиностроение, инвестиционно-банковская сфера, оборонно-промышленный комплекс, строительство, химическое производство, сфера услуг, легкая и пищевая промышленность. На данный момент мы сотрудничаем с такими компаниями, как FM Logistic, Adidas, Московский метрополитен, «Росгосстрах», Career.ru, «Альянс Консалтинг», «Анкор», Аэропорт Домодедово, «Кредит Европа Банк», «Инвитро», «МОЛГА Консалтинг», Kelly Services, Strategy Partners Group и другими.
Кроме того, мы регулярно организуем лекции, мастер-классы, воркшопы и открытые встречи с выпускниками ГУУ, занимающими высокие посты в бизнес-структурах. Это дает студентам возможность не только получить необходимые знания и рекомендации, но и договориться о стажировках и прохождении производственной практики.
– Один из ключевых трендов в сфере высшего образования – курс на интернационализацию. Как идет развитие международного сотрудничества университета?
– Мы активно развиваем международное направление, успешно сотрудничаем на региональном и глобальном уровнях с университетами и образовательными центрами многих стран. В Университете организованы программы академической мобильности – по желанию студенты могут выбрать языковые стажировки, образовательные программы и программы обмена в различных вузах.
В настоящий момент у нас обучаются 615 иностранных граждан из 40 стран мира, они учатся как на основных образовательных программах, изучают русский язык на подготовительном факультете, так и приезжают в ГУУ на 1 или 2 семестра по обмену из вузов-партнеров.
Кроме того, в вузе часто проводятся встречи, семинары, симпозиумы и конкурсы с участием ведущих лекторов зарубежных университетов-партнеров. В мае университет станет площадкой для масштабной международной конференции International Universities Networking Conference – Eurasia 2018, которая примет более 200 гостей из разных уголков планеты, заинтересованных в сотрудничестве в сфере высшего образования в Евразии.
Сейчас университет готовится к созданию базовой кафедры ЮНЕСКО, что приведет к еще большему и стремительному развитию международной повестки в образовании и науке. Исследовательские и образовательные международные партнерские проекты университета получат дополнительный ресурс и бренд такой организации как ЮНЕСКО, что позволит студентам и преподавателям участвовать в программах ЮНЕСКО и привлекать международное экспертное сообщество в университет.
– Какие специальности университета сейчас наиболее популярны и востребованы? Где в основном работают выпускники ГУУ?
– По данным прошлого года, самыми востребованными специальностями среди студентов стали «Менеджмент по отраслям», «Экономика по направлениям», «Управление персоналом», «Государственное и муниципальное управление», а также «Реклама и связи с общественностью». Что касается подготовки магистрантов: большие выпуски еще у «Финансов и кредита» и «Юриспруденции».
Если говорить о востребованности на рынке труда, то стоит отметить, что самый высокий спрос у работодателей на маркетологов. Как правило, к выпуску студенты уже работают, поэтому работодатели стараются заметить хороших специалистов как можно раньше. На втором месте менеджеры – это специальности «Управление персоналом» и «Менеджмент по отраслям». Экономисты устраиваются чуть сложнее, но стабильный спрос на них всегда есть.
Не меньшим спросом пользуются и выпускники из Института информационных систем, они также, как правило, уже работают к окончанию университета.
Что касается цифр, реальный показатель трудоустройства выпускников ГУУ таков: более 75% студентов бакалавриата и более 81% магистров.
География трудоустройства обширна. Специалисты, закончившие ГУУ, реализуют деятельность во всех субъектах Российской Федерации. Успешно работают в Администрации Президента РФ, в аппаратах Правительства РФ, в министерствах, федеральных агентствах и службах РФ, в префектурах и районных управах города Москвы, в муниципальных структурах городов и районов Подмосковья, на государственных и муниципальных унитарных предприятиях.
Не будем голословны: руководитель Федерального казначейства РФ Роман Евгеньевич Артюхин, губернатор Вологодской области Олег Александрович Кувшинников, губернатор Ростовской области Василий Юрьевич Голубев, губернатор Новгородской области Андрей Сергеевич Никитин, первый заместитель руководителя Аппарата Государственной думы РФ Сергей Валерьевич Поспелов, Председатель Правления АО «Россельхозбанк» Дмитрий Николаевич Патрушев, заместитель Председателя Правления ПАО «Газпром» Михаил Евгеньевич Путин, президент Ассоциации менеджеров России Владимир Борисович Сенин и многие другие политические лидеры, представители бизнес-сообщества, общественные деятели.
– Какие стратегические цели в развитии университета вы ставите?
– Из приоритетных – развитие инженерно-экономического образования, системы отраслевого образования, укрепление и расширение международных связей, реализация молодежной политики. Если о интернационализации и отраслевом менеджменте сказано уже много, хочется отметить направление развития молодежной политики.
В ГУУ активно действует система патриотического воспитания молодежи. Это и деятельность поисковых отрядов, археологических и военно-исторических клубов, патриотических молодежных проектов, и реализация программ, обеспечивающих укрепление социального, межнационального и межконфессионального согласия в молодежной среде.
В ГУУ созданы все условия для успешной социализации и самореализации молодежи – на базе университета работает Центр учебно-воспитательных программ (ЦУВП), это площадка для осуществления студенческих проектов творческой, патриотической, волонтерской и образовательной направленности. В Центре ведут деятельность более 20 творческих объединений и клубов, в которых состоят более 1500 студентов. Участники клубов являются лауреатами и чемпионами различных международных, всероссийских и региональных конкурсов.
Однако ключевым стратегическим направлением сегодня, все же, является создание и развитие компетенций в таких значимых для России сферах как цифровая экономика и искусственный интеллект. Потенциал российских ученых в области естественных наук уже создал тот необходимый базис, на котором в ближайшем будущем будут созданы прикладные решения для отечественных отраслей. А это значит, что в скором времени отраслям потребуются высококвалифицированные управленцы, способные решать новый комплекс задач.
В связи с этим сегодня в ГУУ создается уникальный центр формирования и развития компетенций в области цифровой экономики и технологий искусственного интеллекта.
Создание на базе ГУУ подобного центра должно стать своеобразным лифтом для молодых одаренных ребят, это позволит им развить не только свои технические навыки в высокотехнологичных областях деятельности, но и получить образование в области экономики и управления, именно в тех отраслях, в которых технологии искусственного интеллекта и элементы цифровой экономики в ближайшей перспективе прочно займут свое место.