Известия: Евгений Смирнов о неэффективности нового пакета ограничений ЕС
Источник: Известия
Введение 13-го пакета санкций Европейским союзом в отношении России — очередная волна ограничений, целью которых можно назвать попытки снизить доходы нашей страны от внешнеэкономических связей.
Вместе с тем практика прямых торговых эмбарго, то есть запретов на торговлю стран ЕС с Россией, в новом пакете практически не была учтена. Это связано с тем, что все основные рестрикции в отношении прямой торговли уже были введены, а те, которые остались, остаются очень чувствительными для экономики самих стран ЕС, многие из которых уже пребывают в рецессионном (или близком к этому) состоянии.
Поэтому с каждым новым пакетом антироссийские санкции всё больше сводятся к их двум основным типам — адресным (в отношении конкретных компаний и физических лиц; эти санкции еще называют «умными») и вторичным (в отношении третьих стран, через которые были налажены поставки европейских товаров и экспорт в Европу). Что касается адресных санкций, они введены в основном против компаний российского оборонно-промышленного комплекса, однако РФ и так уже фактически прекратила военно-техническое сотрудничество с ЕС, поэтому вряд ли эти ограничения будут иметь какое-то серьезное влияние на РФ.
В целом международная практика показывает: достоверных свидетельств эффективности адресных санкций, активно применявшихся в мире еще в 1990-е годы, нет. Такие рестрикции призваны наносить ущерб элитам конкретной страны, а не ее населению. Поэтому для элит вводятся ограничения на поездки, финансовые санкции, замораживание активов.
Но на практике такие санкции применить сложно — и об этом свидетельствуют сложности, с которыми столкнулась в свое время ООН при конфискации личного имущества бывшего иракского лидера Саддама Хусейна в период второй войны в Персидском заливе. Очевидно, что нынешние адресные санкции ЕС не способны привести к смене курса внешней политики РФ.
В новом пакете Европа акцентирует внимание на необходимости соблюдения ранее принятых ограничений, а это означает, что на протяжении двух лет эффективный санкционный механизм так и не был разработан. Мы видим, что импорт многих потребительских товаров продолжается и в связи с этим ЕС вводит санкции в отношении компаний, которые не соблюдают рестрикции, продолжая сотрудничество с российской стороной.
При этом стоит отметить, что в нынешний геополитический кризис не вовлечены азиатские страны, мощь и сила которых играет ключевую роль в мировой экономике и международной торговле. Они занимают нейтральную позицию, оставаясь партнерами как западных стран, так и РФ.
В итоге в мире до сих пор так и не создана широкая коалиция в отношении антироссийских санкций. По-прежнему их инициаторами остаются США и ЕС. И, несмотря на введенные ранее ограничения, экономика РФ не оказалась «разорванной в клочья», как это анонсировалось (в 2022 году ее снижение не превысило 1,5% при ожидаемом Западом падении на 15%). Прогнозы указывают на всё более уверенный экономический рост нашей страны — 2,6% в 2024-м.
Таким образом, уже сейчас можно констатировать, что санкциям так и не удалось повлиять на внешнюю политику РФ, а нынешний пакет ограничений носит скорее символический характер.
Примечательно, что в октябре 2023 года ЕС принял специальную резолюцию по эффективности санкций, указывая на то, что, например, добыча угля в РФ за последние два года лишь возросла, так же как и увеличился импорт в Европу нефтепродуктов, произведенных из российской нефти. Наблюдаются и стабильные поставки (а по некоторым позициям — уверенный рост) в РФ критически важных компонентов и технологий.
У России постоянно растет число компаний-партнеров в альтернативных странах, отрабатываются всё новые схемы торговли. Так что нынешние — как адресные, так и вторичные — санкции всё слабее работают в отношении конечного адресата, нашей экономики.
Подпишись на тг-канал "Наш ГУУ" Дата публикации: 26.02.2024