Меры по выходу из экономического кризиса
Эпидемия – благоприятная пора. Различные авторы, ловя волну хайпа, дают прогнозы один другого апокалиптичнее. Доходит до того, что некоторые «аналитики» умудряются сопоставлять последствия коронавируса с последствиями второй мировой войны.
Ситуация с экономикой действительно выглядит критично. Все показатели как один свидетельствуют о глобальном экономическом спаде:
- Объем расходов населения России на товары и услуги сократился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 26,2% (из отчета Сбербанка)
- Розничный товарооборот снизился на 13,2% (из отчета Сбербанка)
- Число безработных выросло до 1,4 млн человек (из доклада В.В.Путина)
- Долги домохозяйств выросли на 1,7% (по данным ЦБ РФ)
При этом мы находимся только в начале кризиса. Пандемия привела к глобальному падению в общемировом масштабе. В России были остановлена работа целого ряда бизнесов.
К наиболее «пострадавшим» от режима самоизоляции видам экономической деятельности можно отнести: оптовую и розничную торговлю (за исключением продуктов питания и медикаментов), ремонт автотранспортных средств и мотоциклов, деятельность гостиниц и предприятий общественного питания, туризм, деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов, сфера услуг в области транспортировки и хранения, бытовые услуги населению. Также существенные потери понесут такие отрасли как обрабатывающие производства, строительство, деятельность по операциям с недвижимым имуществом и научно-техническая деятельность.
Это огромнейший пласт экономики. В 2019 году эти отрасли обеспечивали занятость 60% трудоспособного населения, на их долю пришлось почти 59% российского ВВП.
Вполне возможно, что после снятия ограничений многие предприятия (особенно малого и среднего бизнеса) не смогут вернуться к нормальной деятельности, их персонал полностью или частично лишится работы, в итоге еще больше рухнет потребительский спрос. Произойдет то, что в экономике называется «эффектом домино».
Основываясь на данных о фактическом товарообороте по указанным видам экономической деятельности за аналогичные периоды 2019 года, а также о среднем уровне занятости и заработных платах в этих секторах можно прогнозировать следующие потери в экономике страны:
Показатель |
Оптимистический сценарий |
Пессимистический сценарий |
ВВП |
Потери 5,0% |
Потери 9,6% |
Рост безработицы |
Рост 6,1% |
Рост 11,7% |
Падение доходов населения |
Падение 13,4% |
Падение 25,5% |
Даже оптимистический сценарий выглядит катастрофически. Действительность может оказаться гораздо хуже, чем самые пессимистические прогнозы экспертов, заложенные в Прогноз социально-экономического развития страны.
Если не принять срочных мер, то страна фактически окажется отброшена на 12 лет назад в условия аналогичные финансово-экономическому кризису 2008 года, преодоление которого у нас когда-то заняло 2 года.
Очевидно, что именно эта пугающая возможность привела к тому, что по-сути впервые в современной российской истории Правительством был сформулирован перечень конкретных мер экономической поддержки не только бизнеса, но и населения. Оценить эффективность этих мер сегодня крайне сложно, хотя бы по той причине, что источники их финансирования, способы реализации и меры контроля еще не до конца еще ясны.
Однако понятно, что последствия кризисов таких масштабов не могут быть устранены отдельными точечными мероприятиями. Нужна системная работы по поддержке бизнеса и населения.
Одной из первоочередных задач является поддержка спроса. Сделать это быстро в условиях сокращения доходов возможно только за счет прямого финансирования конечного потребления (раздачи населению так называемых «вертолетных денег»). Этой стратегии сегодня следуют такие страны как США, Канада, Германия, и даже Греция. Однако утвержденный нашим Правительством объем прямой финансовой помощи не позволяет говорить о том, что этот фактор сыграет сколь-либо значимую роль в восстановлении отечественной экономики.
Что же необходимо предпринять в этих условиях для успешного выхода из кризиса?
- Расширение перечня налоговых льгот для бизнеса
Льготы по налогу на прибыль – это хорошо. Но только в том случае, когда у бизнеса есть эти прибыли.
Наиболее действенной мерой в наших условиях стало бы снижении НДС. При этом есть два пути. Первый – это временное на период восстановления экономики снижение или даже полная отмена НДС в наиболее пострадавших от кризиса отраслях. По такому пути сегодня идет Германия (для сферы общественного питания НДС снижен с 19% до 7%). Второй – это общий возврат к первоначальной «докризисной» ставке НДС = 18%. Да, это сопряжено с потерями бюджета. Но эти потери в итоге вернутся за счет увеличения доходов бизнеса и уровня жизни граждан.
Значимой мерой оказалась бы отмена импортных пошлин на товары необходимые для функционирования сферы производства (станки, оборудование, рабочие машины и механизмы) сельского хозяйства (оборудование, корма для животных, семена и т.п.), а также товары необходимые для здоровья населения (лекарства, медицинская техника и оборудование).
При этом меры поддержки должны быть распространены на крупные предприятия из наиболее пострадавших отраслей, и на все без исключения малые и средние предприятия.
Отдельно отмечу, что правительство заявило меры по поддержке самозанятых граждан. Однако число их сегодня пока еще не велико. Гораздо большее количество граждан нашей страны, работающих самостоятельно, оформили свои отношения с государством как индивидуальные предприниматели (ИП). Льготы же для ИП оказались существенно ниже. Необходимо распространить на те ИП, у которых нет персонала, все меры предусмотренные для самозанятых граждан.
- Разработка инструментов по льготному финансированию бизнеса
Восстановление экономики после окончания картина будет как никогда нуждаться в дешевых деньгах. ЦБ РФ совместно с Минфином необходимо рассмотреть вопрос о дальнейшем снижении ключевой процентной ставки как минимум на 1,5%.
Правительством было принято решение о предоставлении льготных кредитов для пополнения оборотных средств бизнеса. В качестве ключевого условия поставлена задача сохранения рабочих мест. По-сути это «кредит поддержки занятости». Однако на практике эта процедура оказалась сопряжена с целой кучей бюрократических сложностей, решение которых в период самоизоляции затруднено. Процедура должна быть упрощена и максимально переведена в формат электронного взаимодействия.
Кроме того, необходимо предусмотреть также льготы и по инвестиционным кредитам. Бизнес, который в подобных условиях отваживается развиваться, как никто другой заслуживает поддержки от государства. Так, государством предложена льготная ипотека для покупки жилья населением. Необходимо проработать вопрос о льготном кредитовании при покупке коммерческой недвижимости. Также необходимо предусмотреть механизм субсидирования ставок по лизингу. Кроме того, необходимо расширить сферу применения инструмента государственных гарантий при получении предприятиями кредитов для развития.
Хорошую возможность по привлечению финансирования предоставит специальный выпуск ОФЗ, деньги от размещения которого будут целевым образом направлены на мероприятия по восстановлению экономики. Ставка доходности по такому выпуску может быть установлена в районе 5% годовых (в рублях), но при этом этот доход должен быть полностью освобожден от налогов, а его покупка/продажа должна быть освобождена от всех комиссий.
Также должен быть отменен налог на доход с корпоративных облигаций компаний, входящих в перечень системообразующих, социально-значимых или относящихся к пострадавшим отраслям.
- Снижение регуляторного давления на бизнес
Очень важной мерой будет ослабление регуляторного давления на бизнес. Об этом неоднократно говорил в своих выступлениях Президент нашей страны В.В.Путин. И сегодня многие ведомства уже пошли навстречу бизнесу, например, налоговая служба ввела мораторий на проведение ряда проверок. На этом фоне позиция банков (в том числе и государственных !!!) выглядит просто преступной. Банкиры сегодня под надуманным предлогом не только блокируют платежи бизнеса, подогревая тем самым кризис неплатежей, но также блокируют счета ИП, что в условиях самоизоляции равносильно оставлению человека без средств к существованию.
В сложившихся условиях блокирование счетов юридических лиц и ИП должно быть законодательно запрещено!
- Контроль за рынком труда
На фоне экономического кризиса, постоянно возрастающего негативного вклада обязательных платежей, а также падения курса национальной валюты на первое место выходят вопросы обеспечения занятости и доходов населения. Именно так, из двух составляющих, и нужно рассматривать этот вопрос. К сожалению, как показывает практика, занятость не всегда равна своевременной и достойной оплате труда.
Хотя в подписанных Президентом указах об установлении нерабочих дней четко оговорено, что нерабочий период объявлен «с сохранением заработной платы», значительное число людей уже столкнулись с той или иной формой ее сокращения (например, принуждением взять на период самоизоляции очередной оплачиваемый отпуск, сокращением рабочего дня, отменой стимулирующих выплат и надбавок, отпуском «за свой счет» и т.п.).
Сегодня правительство должно обеспечить жесткий контроль за соблюдением законодательства в трудовой сфере.
Кроме того, с целью обеспечения занятости граждан, потерявших работу в следствие коронавируса, необходимо в каждом регионе провести опережающую работу по оценке потребности рынка труда на ближайшие несколько лет. Исходя из этой потребности, необходимо организовать на базе ВУЗов и колледжей переподготовку по востребованным специальностям.
- Снижение кредитной нагрузки населения
Кредитная нагрузка населения должна быть существенно облегчена. Принятое ЦБ РФ снижение ставки рефинансирования уже сегодня позволяет банкам снизить ставки по ранее выданным кредитам. Однако на практике банки всячески этому препятствуют. Это касается не только потребительских, но даже и ипотечных кредитов. Необходимо предусмотреть, чтобы граждане, имеющие кредиты (как минимум ипотечные), могли снизить ставку по ним в упрощенном порядке. Также граждане, потерявшие работу в следствие коронавируса, должны иметь возможность в упрощенном порядке проходить процедуру реструктуризации задолженности.
- Льготы для частных инвесторов
Во времена кризиса граждане, вкладывающие деньги свою страну должны поощряться государством. За прошедшие периоды хорошо зарекомендовал себя такой инструмент как индивидуальные инвестиционные счета (ИИС). За время своего функционирования они позволили привлечь в экономику значительные объемы средств физических лиц. Необходимо рассмотреть вопрос о расширении перечня льгот по индивидуальным инвестиционным счетам. В частности, должен быть существенно увеличен лимит годового взноса для получения налогового вычета. Также необходимо рассмотреть вопрос о страховании суммы взносов на ИИС для повышения доверия населения к финансовой системе страны.
Кроме того, текущая ситуация очевидно будет подталкивать население к приобретению новых страховых продуктов. Необходимо рассмотреть вопрос об увеличении соответствующих льгот по налоговым вычетам на покупку полисов добровольного страхования здоровья, а также накопительного и инвестиционного страхования жизни.
- Льготы для рынка недвижимости
Государством сегодня предложена льготная ипотека. Однако очевидно, что эта мера направлена на поддержку крупнейших застройщиков, а вовсе не граждан нашей страны или рынка недвижимости в целом. Ограничения, которыми она сопровождается, делает ее выгодной исключительно для узкого круга компаний-девелоперов.
Необходимо расширение правил предоставления льготной ипотеки: отмена ограничения по цене приобретаемой недвижимости, ее доступность для вторичного рынка жилья, доступность для загородной недвижимости.
- Государственный контроль в социальной сфере
Как бы это не противоречило концепции «свободного рынка» и прочим теоретическим построениям экономистов, но государство обязано сегодня взять на себя контроль за ценами в социально-значимых секторах экономки. К таким секторам можно отнести ЖКХ, связь, торговлю продовольственными и медицинскими товарами по перечню первой необходимости.
- Обеспечение финансирования исследований и научных разработок по приоритетным областям
Не секрет, что сегодня подавляющая часть фундаментальных, а также прикладных исследований выполняются за бюджетные средства. При этом по отзывам большинства представителей научного сообщества выделяемого финансирования недостаточно для обеспечения инновационного прорыва. Необходимо кратное увеличение финансирования науки в наиболее значимых областях исследований.
С этой целью государству необходимо с одной стороны предусмотреть увеличение бюджетного финансирования исследований и разработок, а с другой – разработать механизм привлечения в эту сферу корпоративного капитала путем предоставления соответствующих налоговых льгот на сумму таких инвестиций. Определенная нагрузка в этом вопросе может быть возложена на государственные корпорации.
Перечисленные меры отнюдь не являются исчерпывающими.
Нужно понимать, что восстановление экономики, с учетом, в том числе, и сложившихся внешних условий, является непростой задачей. В этой связи как никогда раньше необходим конструктивный диалог власти и бизнеса, власти и общества.
При этом под «бизнесом» следует понимать не только гигантов нашей экономики (типа Аэрофлота, Роснефти и т.п.) у которых контакт с властью и так давно уже налажен, и не только представителей крупного бизнеса, входящего в такие общественные объединения как РСПП и ТПП. Необходимо привлекать профессиональные союзы, такие как, например, Объединение производителей молока «Союзмолоко», Национальное объединение производителей строительных материалов «НОПСМ», Общенациональный союз индустрии гостеприимства «ОСИГ», и т.д. Необходимо поручить этим организациям в кратчайшие сроки подготовить и представить консолидированное мнение по мерам поддержки своих отраслей.
Говоря о диалоге с обществом, следует отметить, что власти сегодня необходимо выстраивать взаимодействие с профессиональными союзами. Шире привлекать к экспертизе предлагаемых мер поддержки научные и профессиональные организации. И, наконец, вести с населением разъяснительную работу не только санитарно-медицинского, но и экономического характера. Это создаст в обществе необходимую атмосферу доверия и понимания действий Правительства.
Кузнецов Н.В.
Директор НИИ «Управление цифровой трансформацией экономики», д.э.н., к.т.н., доцент
ФГБОУ ВО «Государственный университет управления»
Подписывайтесь на наши новости в Telegram!
Подпишись на тг-канал "Наш ГУУ" Дата публикации: 22.05.2020