Мировая экономика: неопределенность роста
В январе 2019 года Международный валютный фонд (МВФ) снизил прогноз по росту мировой экономики в 2019 году до 3,5 %. Эта оценка в целом соответствует прогнозным показателям Всемирного банка и других авторитетных международных экономических организаций. Оздоровление мировой торговли и внешнеторгового регулирования, а также улучшение условий на финансовых рынках являются ключевыми детерминантами восстановления экономического роста в глобальном масштабе.
Комментарий д.э.н., профессора Е.Н. Смирнова:
«Сложности с прогнозированием экономического роста обусловлены неустойчивым характером развития мировой экономики. Еще в начале 2018 года (впервые начиная с кризиса 2008-2009 годов) в мире наблюдался экономический бум, но уже к концу 2018 года основные финансовые рынки продемонстрировали отрицательную динамику. Опасность дальнейшего замедления мирового хозяйства состоит еще и в том, что экономический рост 2009-2018 годов – все-таки относительно продолжительный.
Международная торговля уже не является таким значимым, как ранее, фактором экономической динамики, как ранее, к тому же темпы ее роста в последнее десятилетие снизились, что, в частности, было обусловлено растущими протекционистскими торговыми ограничениями между странами. Эпоха глобализации международной торговли заканчивается, и международный обмен в перспективе будет все больше концентрироваться в небольшом числе стран. Это означает, что несбалансированность в распределении доходов в современном мире будет иметь тенденцию к усилению, но оно будет ярко выражено внутри отдельных регионов и групп стран, что будет вести к дальнейшему росту политической нестабильности в мире.
К основным краткосрочным рискам роста мировой экономики можно отнести замедление экономической динамики в Китае, которая уже становится невозможной как на основе инвестиций (сбережения домохозяйств не могут больше являться надежным источником инвестиций), так и на основе потребления. Китай испытывает и проблемы с платежным балансом: его валютные резервы в последние пять лет снизились, а их рост в предыдущие годы был обусловлен политикой «количественного смягчения» США, способствовавшей притоку капитала в Китай в виде выгодных долларовых займов, а также экспорту китайских прямых инвестиций. Дополнительным негативным фактором выступает существенное увеличение долговой нагрузки китайских нефинансовых компаний. В любом случае, замедление роста в Китае незамедлительно скажется на экономике других азиатских стран, мировых биржевых ценах, структуре мировых финансовых активов.
Другим негативным аспектом замедления экономического роста является возможное увеличение долгосрочных процентных ставок, уровень которых сегодня самый низкий за всю историю. Увеличение государственного кредита стран на основе низких ставок в долгосрочном плане приведет к замедлению роста в этих странах, поскольку отношение инвесторов к ним становится все более негативным. Все чаще в качестве причин возможного роста ставок указывают на популизм в экономической политике. Ускорение инфляции, наблюдающееся в ряде развитых стран, также ведет к ужесточению финансовых условий со стороны центральных банков.
«Ловушка замедления темпов экономического роста» является многоаспектной, на которую воздействуют и снижение производительности труда в развитых странах, наблюдавшееся в последние дестилетия, и растущие диспропорции финансового сектора мирового хозяйства, и эскалация торговых конфликтов между странами, а также высокие уровни задолженности государственного и частного секторов, нестабильная геополитическая ситуация в мире. Высокий уровень задолженности, накопившейся во многих странах, также таит в себе немало опасностей, одна из которых – стимулирование неэффективных корпораций и, как следствие, — снижение совокупной факторной производительности, что также отрицательно сказывается на экономическом росте. В таких условиях резко ослабляется доверие к общественным институтам по поводу справедливого распределения благ и по поводу обеспечения занятости в результате экономической глобализации.
Эскалация торгового протекционизма, в свою очередь, является риском потенциально возможных внезапных перенаправлений потоков капитала, что в условиях дефицитов платежных балансов в одних странах (например, США) и профицитах в других (например, в Японии и Германии) делает мировую экономику неуправляемой. Структурные реформы стран, направленные на выравнивание дефицитов платежных балансов, пока или не проводились, или не принесли своих положительных результатов. Опасность торгового протекционизма заключается не только в удорожании импорта товаров: в результате торговых ограничений нарушаются цепочки поставок, следствием чего становится снижение инвестиций и совокупной факторной производительности.
Очевидно, что для того, чтобы предотвратить дальнейшее замедление темпов экономического роста, необходимо преодолевать политические разногласия в международной торговле, реформировать финансовую сферу и финансовое регулирование в масштабах мировой экономики (в том числе и на основе деофшоризационных механизмов), а также укреплять глобальные системы безопасности. Но делать это нужно уже сейчас, поскольку, цитируя директора-распорядителя МВФ Кристин Лагард, «Нужно ремонтировать крышу, пока светит солнце!»»
Подпишись на тг-канал "Наш ГУУ" Дата публикации: 25.02.2019