Календарь событий
Сми о нас 7 1

РБК Pro: Евгений Смирнов о том, сколько продлится обвал доллара

Источник: РБК Pro

После введения Трампом пошлин на импорт большинства торговых партнеров США доллар подешевел ко всем основным валютам, показав самое сильное за 20 лет дневное падение. Долго ли продлится ослабление доллара и что оно значит для курса рубля — в материале РБК.

Президент США Дональд Трамп в среду, 2 апреля, объявил о введении импортных пошлин для почти всех стран мира в размере от 10 до 50%. Обосновывая это решение, глава государства заявил, что страна долгое время «подвергалась разграблению, насилию и расхищению нациями, близкими и далекими, как друзьями, так и врагами». Этот день Трамп провозгласил началом новой эры, назвав его «днем освобождения американской экономики».

Реакция мировых рынков не заставила себя ждать: инвесторы начали массово избавляться от американской валюты, что привело к резкому ослаблению доллара. Уже 3 апреля индекс Bloomberg Dollar Spot Index обрушился на 2,1% — это самое значительное внутридневное падение за всю историю его расчета с 2005 года. На следующий день доллар немного отыграл обвал, но продолжает находиться на минимумах с октября 2024 года — до «трамповского ралли», начавшегося после выигранных Трампом президентских выборов и связанного с его риторикой о ставке на «крепкий доллар». Теперь курс доллара упал ко всем валютам «Группы десяти» (основных торговых партнеров США), подтвердив масштаб рыночного шока.

Новый шаг Вашингтона может стать переломным для международной торговли — усилить экономическую нестабильность и спровоцировать ответные меры со стороны других стран, предупреждают экономисты.

Китай уже объявил, что вводит дополнительные пошлины в размере 34% на все товары из США, подал жалобу на действия Вашингтона во Всемирную торговую организацию и призвал Штаты «урегулировать торговые разногласия». Евросоюз также обсуждает широкий спектр ответных мер на пошлины США. «Доллар оказался главным пострадавшим от событий», — заявила Bloomberg TV руководитель отдела исследований валютной и денежно-кредитной политики DZ Bank Соня Мартен.

РБК разбирался, продолжит ли курс доллара падение и как это может отразиться на курсе рубля.

Как протекционизм угрожает курсу доллара

Нарастающие риски полномасштабной торговой войны могут надолго сохранить напряженность на финансовых рынках. Как отмечает профессор, заведующий кафедрой мировой экономики и международных экономических отношений Госуниверситета управления (ГУУ) Евгений Смирнов, опасения инвесторов относительно устойчивости экономики США постепенно подрывают доверие к доллару; с другой стороны, мгновенную реакцию рынков можно назвать панической.

Обычно в результате введения тарифов на импорт курс национальной валюты растет, но это происходит, когда режим торговой политики стабильный, чего нельзя сказать о политике Трампа, замечает Смирнов: «Нынешний торговый протекционизм может привести даже к тому, что экономика США станет менее привлекательной для инвесторов, что негативно отразится на позициях американского доллара».

В любом случае все будет зависеть от того, на какой срок вводятся тарифы на импорт в США и какими будут ответные действия стран-экспортеров в США. Если они введут ответные пошлины, то это снизит американский экспорт в эти страны, ослабляя доллар, объясняет эксперт.

Аналитик фондового рынка УК «Альфа-Капитал» Алина Попцова согласна с тем, что в условиях столь высокой макроэкономической непредсказуемости политики Трампа доверие к доллару может снизиться. При этом дополнительное давление на индекс доллара США (DXY) создают риски рецессии и ускорения инфляции в самих США вследствие импортных пошлин. В таких условиях американская Федеральная резервная система (ФРС) может возобновить смягчение денежно-кредитной политики (ДКП), чтобы поддержать экономику и занятость, напоминает она.

«Базово сейчас ожидается в этом году два снижения ставки по федеральным фондам шагом в 25 б. п. и достижение диапазона в 3,75-4% — это негативно для американской валюты», — подчеркивает Попцова. Что показывает индекс доллара DXY Индекс появился в период перехода мировой финансовой системы на плавающие курсы валют — после завершения действия Бреттон-Вудских соглашений. Базовое значение 100,00 соответствует ситуации марта 1973 года. Исторический максимум (164,72) был зафиксирован в феврале 1985 года, минимум (70,698) — в марте 2008-го. DXY представляет собой взвешенный геометрический средний показатель стоимости доллара США относительно корзины шести мировых валют. Методология расчета, разработанная Федеральным резервом в 1973 году, отражает торговые потоки США: евро (EUR) — 57,6%; японская иена (JPY) — 13,6%; британский фунт (GBP) — 11,9%; канадский доллар (CAD) — 9,1%; шведская крона (SEK) — 4,2%; швейцарский франк (CHF) — 3,6%. В текущих рыночных условиях индекс остается ключевым барометром силы доллара, несмотря на появление альтернативных индексов (например, TWDI от ФРС). Его реакция на макроэкономические данные и политические события продолжает служить важным сигналом для участников рынка.

Пока участники рынка «переваривают» список пошлин, их потенциальное влияние на глобальную экономику и перспективы пересмотра тарифов за счет переговоров с рядом стран через уступки, доллар останется под давлением. «Однако по мере большей ясности восстановление котировок возможно. Но все же макроэкономические факторы пока не говорят в пользу американской валюты», — замечает аналитик «Альфа-Капитала».

Начальник центра рыночных стратегий Газпромбанка Егор Сусин считает решение по пошлинам негативным для доллара, потому как оно существенно снизит эффект от премии в процентных ставках, то есть высоких процентных ставках в долларе относительно других рынков. В этом контексте, безусловно, давление на доллар может сохраняться. То есть на мировых рынках есть риски значимого снижения доллара относительно прочих валют, в первую очередь валют развитых стран. «Наверное, мы увидим продолжение той тенденции, которая формировалась в последнее время с давлением на курс доллара», — предполагает Сусин.

Давление для доллара будут создавать и ответные меры Китая о встречных пошлинах. Товарооборот с Китаем сократится еще сильнее, чем можно было ожидать, допускает главный экономист Института экономики роста им. П.А. Столыпина Борис Копейкин. Ситуацию, по его мнению, усугубляет заявление Трампа о готовности к новым ответным мерам в случае продолжения эскалации.

Действия Китая также повышают вероятность того, что и другие страны примут аналогичные меры, в том числе по ограничению инвестиций, говорит Копейкин. В итоге потери для США будут еще выше, что, как считает экономист, увеличивает риски рецессии в американской экономике и создает дополнительные факторы давления на мировые финансовые рынки.

Есть ли позитив для доллара

Конечно, первая реакция рынков на решение Трампа о введении пошлин была очень противоречивой, констатирует руководитель управления аналитических исследований инвесткомпании «ИВА Партнерс» Дмитрий Александров. «Отличный пример — поведение золота, показавшего взлет до $3200 за тройскую унцию с последующим откатом ниже $3100, притом что и доллар пошел вниз», — описывает он ситуацию. Одной из причин такой противоречивой реакции и высокой волатильности Александров называет сочетание краткосрочных, часто технических изменений крупных торговых позиций с более долгосрочными сделками, открываемыми с учетом новых тенденций, которые могут сформироваться после введения пошлин и вероятного запуска цепочки встречных действий и последующих торговых переговоров. «Слабый доллар в принципе выгоден для США — он делает более дорогим импорт и более выгодным экспорт, так что это еще одна преференция для внутренних производств в концепции Make America Great Again (MAGA, «Сделаем Америку снова великой»)», — считает Александров.

Естественно, что, например, Европейский ЦБ постарается бороться с этим путем снижения ставок и мерами субсидирования своих компаний, что потребует расширенной эмиссии и остановит падение доллара против евро, рассуждает Александров. Но в ближайшие недели «поход по индексу доллара ниже 100» представляется Александрову вполне вероятным. В краткосрочной перспективе доллар может продолжить ослабление по отношению к основным иностранным валютам.

Как подчеркивает управляющий директор инвесткомпании «Риком-Траст» Дмитрий Целищев, особенно «если торговые напряжения усилятся и инвесторы продолжат искать более стабильные гавани». Однако уже до конца года, по мнению профессора Российской экономической школы Олега Шибанова, доллар укрепится, потому что более высокие ставки в долларе продолжат делать американские финансовые инструменты привлекательными. «В результате я бы не ждал существенного отклонения от предыдущих трендов», — говорит он.

Схожего мнения придерживается и заместитель начальника казначейства СДМ-банка Максим Петров: «После первичной реакции резкого ослабления доллара мы увидим возврат к росту американской валюты в основных мировых валютных парах». Дело в том, что масштаб экономики США несопоставим с экономиками тех стран, валюты которых входят в индекс DXY. Эмоциональная реакция сменится анализом реального влияния выравнивания взаимных пошлин и перераспределения торговых потоков, считает экономист: «На наш взгляд, в выигрыше в конечном счете будет американский бизнес».

Какие факторы могут ослабить рубль

Относительно рубля текущая ситуация с вводом пошлин не столь принципиальна, полагает Сусин. В целом некоторое давление на валютный рынок здесь будет, но оно вряд ли, по его мнению, будет существенным. «Скорее на рубль больше будет влиять внутренняя конъюнктура», — замечает финансист. «В ближайшие месяцы как минимум мы будем видеть определенную поддержку рублю со стороны продаж Минфина в рамках бюджетного правила и операций зеркалирования Центробанка. И в этом контексте определенное сдерживающее влияние на курс здесь будет», — говорит он.

Эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Михаил Зельцер также считает, что ситуация с введением пошлин окажет ограниченное влияние на рубль: торговые барьеры были введены ранее, есть ограничения на трансграничный переток капитала. Но через кросс-курсы при таком DXY у национальной валюты все же будет некоторый иммунитет от ослабления, говорит он. «Правда, через пару евро/доллар курс евро/рубль должен расти активнее. Ожидания движения евро на апрель к 94 руб. остаются», — замечает эксперт.

На понедельник, 7 апреля, ЦБ установил официальный курс евро на уровне 92,99 руб., а доллара — 84,28 руб. По мнению Сусина, для рублевого валютного рынка более важными будут история с динамикой цен на сырьевые товары и то, как этот рынок будет реагировать на возможные риски — с одной стороны, замедления мировой экономики, с другой стороны, более высокой инфляции.

В пятницу, 4 апреля, цены на нефть марки Brent впервые с августа 2021 года падали ниже $65 за баррель: изначально негативную динамику спровоцировало заявление Трампа о пошлинах против большинства торговых партнеров США, негатив усилили планы ОПЕК+ увеличить добычу, а затем и объявление Китая об ответных пошлинах.

 Александров также признает, что основной риск для рубля сейчас сильное снижение цен на сырье на фоне сокращения спроса на энергоносители из-за торможения мировой экономики, которое может на длительное время создать угрозу для российского торгового баланса.

Замедление мировой торговли негативно скажется на потреблении сырьевых товаров и приведет к падению российского экспорта, что «плохо для курса рубля», соглашается главный макроэкономист УК «Ингосстрах-Инвестиции» Антон Прокудин. «Курс доллара на уровне 97-100 руб. может стать реальностью уже в самое ближайшее время», — пессимистичен Целищев.

Подпишись на тг-канал "Наш ГУУ"https://t.me/GUUmsk Дата публикации: 8.04.2025