РИАМО: Галина Сорокина о причинах роста цен на ягоды
Источник: РИАМО
Начало ягодного сезона ознаменовалось заморозками в нескольких регионах России. Сразу после этого СМИ опубликовали информацию о том, что резкое похолодание убило значимую часть урожая. Про все сельскохозяйственные культуры сказать пока сложно, но то, что цены на сезонные фрукты и ягоды «улетели в космос» в этом году, – это факт. Опять-таки объясняется это пресловутыми майскими заморозками и гибелью столь любимых многими ягодок. Но возникают вопросы. Во-первых, заморозки были не везде, а только в некоторых областях РФ и не затронули южные территории, где традиционно выращиваются фрукты. Во-вторых, значительная часть этой продукции завозится в Россию из южных стран, а там ни о каких заморозках не слышали. Так почему же взлетели цены на сезонные фрукты и ягоды и можно ли ожидать их снижения в июне?
В сезоне-2024 цены на ягоды бьют рекорды
Стоимость сезонных фруктов и ягод в этом году очень больно бьет по карману россиян. Например, купить килограмм черешни, собранной в РФ, сейчас можно за 400-800 рублей. За импортные ягодки нужно быть готовым выложить от 1 до 3,5 тысяч рублей.
Ароматная земляника подорожает 100%, и килограмм ягод может стоить 6 000 рублей, написал telegram-канал Mash.
Что касается клубники, то, выйдя на рынок с ценой выше прошлогодней на 10-15 % в конце апреля, многие продавцы клубники на фоне информации о рисках для урожая в связи с заморозками подняли цены до 2-2,5 раз относительно прошлого года.
Кому выгоден информационный шум вокруг гибели урожая 2024 года
Информационный шум, поднимаемый на фоне заморозков и роста цен на сезонные ягоды, создает условия для инфляционных ожиданий и роста цен, комментирует директор Института экономики и финансов ГУУ, профессор, д.э.н. Галина Сорокина.
«Похожая ситуация уже произошла год назад с ценами на куриное мясо и яйца, когда рост цен объяснялся повышением себестоимости, а по факту птицефермы показали рекордные прибыли по итогам 2023 года. Сегодня главными заинтересантами в раскрутке информационного шума по поводу гибели урожая являются производители, импортеры и продавцы сезонных ягод», – констатирует экономист и объясняет, что происходит.
Дело в том, что, во-первых, сезон клубники еще не настал, обычно в наших широтах он приходится на середину июня. Заморозки побили только первый урожай в южных регионах и немного захватили ранние сорта в средней полосе, говорит Сорокина.
Во-вторых, клубнику в средней полосе выращивают смешанным образом, то есть часть в теплицах, и только морозоустойчивые сорта без укрытия, так что потеря урожая клубники в стране несущественная.
В-третьих, большая часть продаваемой в России клубники завозится из Турции и Азербайджана, а там заморозки не повлияли на урожай, да и курс валюты за год не сильно изменился.
«Единственное, что реально оказало влияние на рост себестоимости клубники, – это подорожание топлива, стоимость которого за год выросло в среднем на 7-15 %, что в принципе и вполне обосновало рост цен на первое предложение клубники», – отмечает экономист.
С черешней еще интереснее, говорит она. Местный урожай черешни, которая поставляется с юга России, в этом году пострадал больше, чем клубника, однако основная масса черешни поставляется из Средней Азии, причем сезон этой ягоды также приходится на лето.
«Так что сегодня основная причина роста цен на сезонную ягоду лежит в области проблем цифровой экономики и сознательном нагнетании инфляционных ожиданий», — подвела итог Галина Сорокина.
Подпишись на тг-канал "Наш ГУУ" Дата публикации: 30.05.2024