РИАМО: Евгений Смирнов о том, почему иностранные компании не покидают Россию, несмотря на давление
Источник: РИАМО
За минувшие два года многие иностранные игроки покинули российский рынок, но часть компаний все еще продолжают работать на нем. В большинстве своем это предприятия, продукция которых не попала под санкции – например, производители фармацевтических и продовольственных товаров. Одновременно РФ продолжает усиливать давление на иностранные корпорации, которые являются владельцами пакетов в отечественных компаниях.
В условиях, когда российские активы (в том числе активы Банка России) за рубежом оказались заморожены и в их отношении Запад угрожает дальнейшими мерами по экспроприации, РФ не раз указывала на то, что в отношении аналогичных иностранных активов в нашей стране могут быть предприняты зеркальные меры, отмечает профессор кафедры мировой экономики и международных экономических отношений ГУУ Евгений Смирнов.
Так, в 2023 году в российском законодательстве впервые было определено понятие «экономически значимые организации» – это ключевые компании с точки зрения обеспечения экономического суверенитета и безопасности.
Выделение властями РФ с 1 марта текущего года первых таких шести организаций является весьма показательным в контексте дальнейших ограничений для компаний из недружественных стран на владение акциями в российских компаниях, считает эксперт. К экономически значимым организациям отнесены X5, «Акрон Групп», «ЮНС-Холдинг», «АБ Холдинг», «Городской супермаркет» и «Разрез Аршановский».
Смирнов полагает, что давление на зарубежные компании из недружественных стран, продолжающие деятельность в России или остающиеся владельцами пакетов акций в российских компаниях, будет продолжено. Это может выражаться по-разному, объясняет эксперт.
Во-первых, как ограничение на движение капитала, то есть вывод денежных средств иностранными компаниями из РФ за рубеж.
Во-вторых, в виде смены директоров – например, как это было инициировано Росимуществом в отношении дочерних компаний финской компании Fortum и немецкой Uniper.
В-третьих, в создании условий, вынуждающих западных игроков продавать активы российским партнерам по заниженным ценам.
В-четвертых, в затруднении процесса выхода с российского рынка посредством установления сложной и длительной процедуры.
«Примечательно, что во всех указанных случаях речь идет не о прямой конфискации активов, а об управлении активами, на чем сосредотачивается российская сторона», – подчеркивает Смирнов.
По его мнению, особенно актуальными данные меры являются сейчас, когда стало понятно, что российская экономика может вполне обойтись без прежних транснациональных игроков, долгие годы работавших на российском рынке.
«На смену им уже пришли отечественные компании или же компании из дружественных стран, а фактически нет отраслей и секторов, которые бы существенно пострадали бы из-за отсутствия иностранных компаний», – отмечает эксперт ГУУ.
Нужно отметить, что, даже учитывая перечисленные ограничения для иностранных компаний, многие из них не спешат уходить из РФ, поскольку покинувшие российский рынок игроки (даже такие крупные, как Shell и BP) были вынуждены в итоге списать активы в РФ, сформировав для себя чистый убыток. Financial Times оценила полученный ими совокупный убыток в размере около 100 миллиардов долларов.
«В целом, важно понимать, что приход на любой зарубежный рынок всегда сложнее, чем уход с него или возврат на него, поскольку перед приходом в любую страну проводится длительная предварительная работа по изучению разного рода рисков и ограничений принимающей страны. Многие иностранные компании продолжают работать на российском рынке, поскольку их уход будет сопряжен с гораздо большими издержками, чем если они останутся на российском рынке. Тем более, в условиях ухода многих зарубежных игроков этот рынок дает больше возможностей (в результате снижения конкуренции) оставшимся компаниям (в частности, уже неоднократно отмечался рост прибыльности оставшихся на рынке компаний)», – высказывает свою точку зрения Смирнов.
По его словам, начавшийся в 2022 году процесс активного ухода иностранных компаний с российского рынка замедлился и многие предприятия уже приостановили процесс выхода из России, а некоторые из них ожидают, как изменится геополитическая ситуация.
«Если взять “недружественные” нам страны происхождения, то свыше 300 компаний из США и немногим меньше из Германии продолжают свою работу в России. Особенно следует отметить компании, производящие потребительские товары, обосновывающие продолжение своего бизнеса (в том числе производство товаров) в России тем, что они выпускают предметы первой необходимости. Среди оставшихся на российском рынке компаний – такие крупные транснациональные гиганты, как Procter & Gamble, Nestle, Mars, Mondelez, Unilever», – отмечает Смирнов.
Подпишись на тг-канал "Наш ГУУ" Дата публикации: 13.03.2024