Календарь событий
Сми о нас 31

Финансы Mail.ru: Екатерина Каштанова о том, как получить характеристику с места работы

Источник: Финансы Mail.ru

Мнение работодателя о специалисте может интересовать не только новое руководство при смене должности, но также военкомат, медицинскую комиссию, суд и даже органы опеки при усыновлении детей. В материале собрали все самое актуальное и важное о характеристике с места работы.

Справки с места работы могут понадобиться человеку в самых разных жизненных ситуациях. С помощью эксперта расскажем, когда требуется характеристика, как ее получить, а также есть ли у сотрудника возможность оспорить мнение руководства.

Что такое характеристика с места работы и зачем нужна

Это официальный документ, который характеризует деловые и личностные качества сотрудника. По сути, это мнение руководителя о профессиональных компетенциях специалиста. Сюда относятся как организаторские способности, технические знания, умение работать в коллективе и принимать решения в условиях многозадачности, так и стиль поведения, а также отношения с коллегами.

Виды характеристик с места работы

Характеристики могут различаться в зависимости от назначения и эмоциональной окрашенности.

Внутренняя и внешняя

Внутренние характеристики используют в самой компании. Они могут понадобиться, если руководство рассматривает вопрос повышения сотрудника, для поручения ему нового проекта, организации офиса в другом городе или внедрения инновационного направления деятельности. Этот документ может оформляться на обычной бумаге А4.

Внешняя характеристика пишется по запросу самого сотрудника или запрашивается сторонней организацией: в банк, суд, управляющую компанию, при проведении медико-социальной экспертизы.

Положительная и отрицательная

Тональность характеристики может быть разной. Положительная рассказывает о высоких моральных качествах и успехах работника на профессиональном поприще. Отрицательная, наоборот, описывает ситуации различных нарушений: опоздания на работу, неисполнение своих должностных обязанностей, пререкания с начальством и иные негативные проявления.

Если характеристика составляется для внутреннего пользования, например для аттестации или награждения, она может содержать объективную оценку специалиста с перечислением его положительных и отрицательных качеств.

Кто и в каких случаях может запросить характеристику с места работы

Характеристика с места работы может понадобиться при обращении в различные инстанции. Рассмотрим, в какие именно.

  1. Банк: характеристика может понадобиться при оформлении кредита или ипотеки. В этом случае кредитно-финансовая организация хочет удостовериться в платежеспособности клиента.
  2. Суд: судебные органы часто запрашивают характеристику с места работы, чтобы составить портрет заявителя.
  3. Отдел опеки и усыновления: требуется обратившемуся для установления опеки над несовершеннолетним или для усыновления ребенка, чтобы органы соцзащиты были уверены в моральных качествах будущего родителя.
  4. МСЭ: характеристика необязательна при проведении медико-социальной экспертизы для назначения группы инвалидности по заболеванию\, но зачастую играет роль при принятии положительного или отрицательного решения.
  5. Визовые центры: при оформлении визы вместе со справкой о доходах может понадобиться и характеристика на клиента.
  6. Военкомат: нужна, если призывник желает пройти альтернативную гражданскую службу.
  7. Полиция: требуется при устройстве на работу в силовые органы, а также когда человек является фигурантом уголовного дела или гражданского производства.
  8. Новый работодатель: при оформлении в штат сотрудника руководитель компании может запросить данные на него с прежнего рабочего места.

Кто пишет характеристику с места работы и как ее получить

Характеристику на своего работника может написать его непосредственный руководитель или специалист отдела кадров, но подписывает ее директор предприятия. Письменный запрос на нее можно оформить в свободной форме. Существует несколько способов подачи такого запроса:

  • отнести лично в отдел кадров или непосредственному руководителю;
  • через электронные средства связи, если в организации предусмотрены такие возможности.

«Имеют место и такие случаи, когда уволившийся сотрудник напрямую обращается к бывшему руководителю, особенно если они расстались по-хорошему, с просьбой предоставить характеристику. В ответ начальник просит прислать нужный текст отзыва, который он подписывает не глядя», — рассказала Екатерина Каштанова, кандидат экономических наук, доцент кафедры управления персоналом Государственного университета управления.

Важно сохранять копию своего запроса, так как это может понадобиться для контроля за исполнением просьбы и для защиты собственных прав.

Обязан ли работодатель писать характеристику на сотрудника

Согласно статье 62 Трудового Кодекса РФ, работодатель не может отказать своему сотруднику в подготовке характеристики и обязан ее выдать не позже чем через три рабочих дня после его письменного запроса.

Как правильно написать характеристику с места работы

Единого образца для подготовки характеристики нет. Она пишется в свободной форме, но есть общие рекомендации, которым нужно соответствовать при ее составлении.

  1. Пишется на официальном бланке организации с указанием всех реквизитов.
  2. Ее подлинность удостоверяют печать организации и подпись руководителя.
  3. Указывается ФИО сотрудника, занимаемая им должность, дата рождения.
  4. Использовать нужно лаконичные обороты без субъективных оценок, например «мне кажется».
  5. Описывать нужно только проверенные факты, излагать ту информацию, которую можно подтвердить.
  6. В зависимости от вида характеристики акцент делается либо на профессиональных компетенциях сотрудника, либо на его человеческих качествах.
  7. Текст должен быть структурирован. Указываются образование специалиста, год поступления в организацию, профессиональные достижения, награды, причина увольнения, если это нужно.
  8. Отсутствие грамматических ошибок. Текст должен быть написан правильно с точки зрения правописания.
  9. Указывать паспортные данные сотрудника в документе запрещено согласно Федеральному закону от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» (4).

Образец характеристики с места работы

Приведем пример документа о профессиональных и личностных качествах сотрудницы предприятия, подготовленный отделом кадров.

Особенности и примеры определенных характеристик с места работы

Характеристика — не универсальный документ, она может меняться в зависимости от причины ее составления. Рассмотрим, на чем нужно акцентировать внимание при подаче ее в разные инстанции.

Для суда

Важно не только рассказать, как сотрудник справляется со своими должностными обязанностями, но и насколько он ответственный и исполнительный человек. Для суда играют роль его отношения с коллегами и деловыми партнерами, замечался ли он в нечестных сделках и махинациях.

Например: «за период исполнения своих трудовых обязанностей Петров Г. Г. всегда был добросовестен, выполнял требования руководства. Коллеги его уважают за опыт и профессионализм. Отношения в коллективе ровные, стрессоустойчив. К дисциплинарной ответственности привлечен не был».

Для получения группы инвалидности

Работодатель вносит в документ стаж, условия работы, режим отдыха и выполнения трудовых обязанностей, доходы за 12 месяцев, сколько раз человек был на больничном, переводился ли он на более легкие условия труда в связи с состоянием здоровья.

Например: «Кузнецова М. Н. по специальности — бухгалтер, у нее пятидневная сорокачасовая рабочая неделя с 09:00 до 18:00, перерыв с 13:00 до 14:00. Работа в офисе, категория тяжести — вторая. Находилась на лечении с связи с временной нетрудоспособностью с 19 мая 2024 года по 20 июня 2024 года, с 10 сентября 2024 года по 15 октября 2024 года, с 1 ноября 2024 года по 10 декабря 2024 года».

Для награждения сотрудника

Необходимо отметить профессиональные достижения сотрудника, его потенциал и уровень профессиональных компетенций. Обязательно указывают, получал ли работник поощрения раньше и в связи с чем, как к нему относится коллектив, обладает ли человек лидерскими качествами.

Например: «Гражданкин И. П. работает юристом в компании с момента ее создания. Показал себя как незаменимый сотрудник. Он вносит неоценимый вклад в работу предприятия и юридическое просвещение граждан. Ранее к награде представлен не был».

Для военкомата

Здесь важно указать биографию призывника: где учился, работал, на какой должности, какие проявлял способности и в чем преуспевал. Указывается семейное положение, занимается ли человек спортом, имеет ли права для вождения и какого класса, описывается его социальное окружение, а также дается рекомендация о возможности применения сотрудника на гражданской службе и в каком именно качестве.

Например: «Сидоров А. П. показал себя как старательный и дисциплинированный сотрудник. Вредных привычек не имеет. Замечаний за нарушения на производстве со стороны руководства не было. Имеет удостоверение на вождение автомобиля категории В».

Для отдела опеки и попечения

Для этой характеристики важны иные аспекты: отсутствие нарушения трудовой дисциплины, активное участие в общественной жизни, а также личные качества человека: доброта, внимательность, любовь к детям, хорошие отношения с коллегами.

Например: «Брежнев С. С. работает в организации с 2000 года в должности вахтера. Показал себя как добросовестный и ответственный работник. Никогда не появлялся на работе в нетрезвом виде. Обладает такими личными качествами, как отзывчивость, доброта, всегда готов помочь коллегам».

Как оспорить характеристику с места работы

Если в характеристике содержатся недостоверные, непроверенные или уничижительные сведения, работник вправе ее оспорить. Приведем перечень действий, которые помогут это сделать.

  1. Собрать доказательства. Важно иметь документальные подтверждения того, что информация в характеристике недостоверна или неправомерна. Это могут быть справки, письма, свидетельские показания или другие документы, подтверждающие правоту сотрудника.
  2. Обратиться к работодателю. Бывший сотрудник может написать письмо с просьбой пересмотреть характеристику или предоставить разъяснения по спорным моментам.
  3. Обратиться к записям в трудовой книжке. Если в характеристике указаны данные, которые противоречат им, это может стать основанием для пересмотра документа.
  4. Оспорить в судебном порядке. Если работодатель отказывается исправить характеристику или пересмотреть ее, бывший сотрудник имеет право обратиться в суд. В таком случае потребуется подготовить исковое заявление и представить все собранные доказательства. Суд будет рассматривать дело исходя из законности и обоснованности выдвинутых требований.

«Причины, по которым можно оспорить характеристику, могут включать не только фактические ошибки, но и нарушение принципов уважения и честности в отношении работника. Важно помнить, что такие действия могут занять время и потребовать значительных усилий, поэтому стоит тщательно взвесить необходимость оспаривания конкретной характеристи», — предупредила Екатерина Каштанова.

Мнение эксперта о характеристике с места работы

Екатерина Каштанова рассказала о нюансах, связанных с получение характеристики.

Согласно статье 62 Трудового кодекса РФ, работодатель обязан предоставить работнику по его письменному запросу копии документов, связанных с его трудовой деятельностью, в течение трех рабочих дней. Перечень этих документов открыт, что дает человеку право требовать и иные справки, включая служебную характеристику. Однако определения понятия «характеристика с места работы» нет в Трудовом кодексе РФ.

«Несмотря на то, что работодатель может утверждать, что характеристика не считается обязательным документом в рамках кадрового учета, судебная практика указывает на необходимость ее предоставления. Суды подчеркивают, что это документ, подтверждающий факт работы. Практически он представляет собой расширенную справку о трудовой деятельности», — отметила эксперт.

Срок действия характеристики с места работы не установлен законодательством в России: она актуальной на момент ее составления и может использоваться в зависимости от контекста. Конечно, при устройстве на новую работу или при поступлении в учебное заведение может потребоваться относительно свежий документ.

«Официальные характеристики советских времен сейчас встречаются все реже, уступая дорогу так называемым рекомендациям. Они также считаются одним из самых востребованных инструментов, с помощью которого кадровые агентства и специалисты по внутреннему подбору персонала получают информацию о кандидате и профессиональную консультацию при сложном поиске. По мнению рекрутеров, запросить рекомендацию — это прекрасный способ получить дополнительную информацию о человеке. При этом следует отметить, что рекомендации можно запрашивать не только у бывших руководителей, но и у бывших коллег и подчиненных. Этот способ можно использовать при поиске кандидатов для любых вакансий», — рассказала Екатерина Каштанова.

Главное о характеристике с места работы

Это документ, который характеризует деловые и личностные качества сотрудника. Рассмотрим подробнее нюансы его составления.

  1. Характеристики могут различаться между собой в зависимости от назначения и эмоциональной окрашенности. Они бывают внутренние, внешние, положительные и отрицательные.
  2. Этот документ может понадобиться при обращении в судебные инстанции, при переходе на новое место работы, для органов опеки и попечительства, банков и управляющей компании, а также при прохождении МСЭ или замене воинской службы альтернативной гражданской.
  3. Единого образца для подготовки характеристики нет. Она пишется в свободной форме.
  4. Если в характеристике, на взгляд работника, отражены недействительные сведения, он может их оспорить через суд.
  5. В последнее время все большую популярность набирает рекомендация, а характеристика выходит из употребления.

Список источников:

  1. Статья 62 «Выдача документов, связанных с работой, и их копий» Трудового кодекса РФ.
  2. Материал «Характеристика с места работы: образцы для разных ситуаций» на портале «Главная книга бухгалтера».
  3. Федеральный закон от 25.07.2002 года № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе».
  4. Федеральный закон от 27.07.2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».

Автор: Виктория Передерий

Эксперт: Екатерина Каштанова, кандидат экономических наук, доцент кафедры управления персоналом Государственного университета управления

Подпишись на тг-канал "Наш ГУУ"https://t.me/GUUmsk Дата публикации: 9.04.2025