Цифровые паспорта в Российской Федерации
В соответствии с национальной Программой «Цифровая экономика Российской Федерации», а именно федеральным проектом «Цифровое государственное управление», которым занимается Автономная некоммерческая организация (АНО) «Цифровая экономика», в Российской Федерации запущены процессы цифровой трансформации приоритетных массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг. Одним из ожидаемых результатов федерального проекта является предоставление 100% приоритетных государственных услуг и сервисов в цифровом виде без необходимости личного посещения государственных органов и иных организаций, проактивно, с применением реестровой модели.
В конце июня 2018 г. в интервью ТАСС Ольга Скоробогатова, первый заместитель председателя ЦБ РФ, рассказала о том, что Банк России совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ разрабатывают концепцию «цифрового профиля» гражданина [1]. Проект «Цифровой профиль» должен обеспечить хранение и безопасный обмен персональными данными между гражданами, государственными и коммерческими организациями с использованием единого идентификатора, а также позволит управлять «цифровыми согласиями» на обмен сведениями [2]. Необходимая для «Цифрового профиля» инфраструктура может появиться к концу декабря 2023 года. Такая дата фигурирует в паспорте проекта национальной программы «Цифровая экономика», одобренного правительством в сентябре. Исполнителями в документе названы Минкомсвязь, Банк России, ПАО «Ростелеком» и Аналитический центр при правительстве РФ.
Разработка похожего проекта — Универсальной электронной карты (УЭК) была начата в 2009 г. Предполагалось, что карта совместит в себе функциональность платежного средства, удостоверения личности и других важнейших документов гражданина. Сроки начала массовой выдачи УЭК неоднократно переносились. Тем не менее, выдача УЭК по заявлениям граждан все-таки стартовала на территории всей России в начале 2013 г. По состоянию на конец года было подано свыше 190 тыс. заявлений на получение карты и выпущено более 147 тыс. карт. Планы предполагали существенно более крупные объемы эмиссии карт на 2013 г. – около 3 млн. В декабре 2016 г. Госдума приняла законопроект об отмене УЭК как обязательного инструмента предоставления государственных и муниципальных услуг в связи с разработкой электронного удостоверения личности гражданина РФ. Тем не менее, уже выпущенные карты остались действительными до истечения срока действия [3].
9 октября 2018 года, Правительство Российской Федерации определилось с датой начала выдачи электронных удостоверений личности: россиян начнут переводить с бумажных паспортов на электронные в 2021 году [4]. Старт проекта по обеспечению выдачи паспорта гражданина Российской Федерации нового поколения, содержащего биометрические данные и квалифицированную электронную подпись на платформе системы «Мир», позволит обеспечить гарантированную идентификацию субъектов взаимодействия и уверенность в их полномочиях как при установлении гражданско-правовых отношений, так и при предоставлении государственных, муниципальных и иных услуг независимо от форм взаимодействия.
Как сообщается, документ нового образца будет представлять собой пластиковую карту, напоминающую банковскую, внутри которой размещен электронный чип. Кроме привычных паспортных данных, электронное удостоверение личности будет содержать электронную цифровую подпись, три фотографии и отпечатки пальцев владельца.
Предполагается, что паспорт избавит россиян от необходимости ношения других важных документов, таких как СНИЛС, страховой полис, водительское удостоверение, ИНН. Кроме того, не исключено появление возможности использования электронного паспорта в качестве банковской карты. Помимо этого, обновленный паспорт должен упростить доступ граждан России к государственным услугам, став «ключом» к «цифровому профилю», концепцию которого совместно разрабатывают Банк России и Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ.
Согласно опросу Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), проведенному в декабре 2017 года, получение электронного документа больше всего заинтересовало молодых людей. Хотели бы его оформить 45% среди 18−24-летних и 46% среди 25−34-летних. При этом в целом доля россиян, которые хотели бы иметь электронный паспорт вместо бумажного, составила 31%. Большинство россиян привлекает удобство совмещения одного документа на носителе. Так, 76% опрошенных заявили, что удобно было бы хранить несколько документов (паспорт, полис, ИНН и другие документы) на одном носителе. 76% респондентов хотели бы использовать электронный паспорт в качестве банковской карты, 71% — отправлять документы в госорганы без личного посещения и т.д. Больше всего тревожит россиян возможность взлома и манипуляции с персональными данными при введении электронного документа [5].
Мировой опыт идентификации граждан в электронной форме прока не настолько обширен. Французы, например, явно не торопятся внедрять электронное удостоверение личности (ЭУЛ). Вполне реальный проект появился в середине нулевых годов, а к их завершению его, как считалось, должны были вот-вот запустить. Сторонники ЭУЛ хотели сделать его не только на порядок более защищенным, чем нынешнее удостоверение, но и многофункциональным. Электронный микрочип предполагалось наполнить самой разнообразной информацией, включая биометрические данные, отпечатки пальцев, личный криптоключ владельца для цифровой подписи документов, сведениями о параметрах социального страхования и так далее. Однако против выступили правозащитные организации. Они увидели в ЭУЛ попытку завести тотальное досье на каждого гражданина. Дело было передано в Конституционный совет, и там после долгих размышлений пришли к выводу, что создание такого банка данных «ущемило бы право граждан на личную жизнь». Проект был передан на доработку, в результате чего использование многих функций, которые предположительно могли сделать его универсальным незаменимым инструментом, например, служить в качестве электронного кошелька, оказалось невозможным.
В Швеции же дела обстоят несколько иначе. Законодательно не прописано, что все подданные обязаны иметь документы, удостоверяющие личность. Тем не менее на практике мало просто назвать свой номер, чтобы открыть счет в банке или получить медицинскую помощь в больнице. Чаще всего госучреждения попросят представить пластиковую биометрическую ID-карту. На карточке указаны номер документа, персональный номер владельца, полное имя, дата рождения, кто выдал документ, дата выдачи и срок действия. На лицевой стороне также есть образец подписи, фотография владельца карты и микрочип, на котором в электронном формате записана та же информация и фотография. Кроме того, чип содержит специальный код, который подтверждает, что сведения достоверны. На обратной стороне ID-карты расположена механически считываемая информация. Такая карта выдается полицией сроком на пять лет и позволяет свободно путешествовать в пределах Шенгенской зоны [6].
27 апреля 2015 г. ФМС России совместно с Минкомсвязью России и АО «Гознак» была проведена демонстрация полнофункционального технического решения, позволяющего оформлять, выдавать и применять паспорт гражданина Российской Федерации нового поколения для получения государственных, муниципальных и коммерческих услуг, в том числе для совершения юридически значимых действий в электронной форме с использованием прототипа микросхемы, разработанной и произведенной ПАО «Микрон» [7].
Внедрение паспорта гражданина Российской Федерации нового поколения будет способствовать: появлению новых государственных и коммерческих услуг и цифровых сервисов, увеличению доли граждан, пользующихся коммерческими и государственными услугами в электронном виде, повсеместному ускорению массового обслуживания граждан, развитию инфраструктуры электронного/удаленного применения, развитию отечественной электронной промышленности.
Список используемой литературы:
Авторы материала:
Бессмертная М.М.
Начевский М.В.