REX: Евгений Смирнов о стабильности доходов российского бюджета от нефти и газа
Источник: REX
Нефтегазовые доходы России в феврале 2024 года резко выросли — более чем на 80% в годовом выражении. По данным Минфина РФ в январе 2024 года нефтегазовые доходы составили 675,2 млрд рублей.
Несмотря на существенные санкции, которые были установлены в отношении российского экспорта нефти и газа, эти отрасли, равно как и российская экономика в целом, не выглядят разорившимися, заявил и.о. заведующего кафедрой мировой экономики и международных экономических отношений Государственного университета управления Евгений Смирнов.
В 2023 году доходы российского бюджета от нефти и газа снизились на 24%, однако нефть и газ по-прежнему дают около трети всех бюджетных поступлений.
Российский сырьевой экспорт начиная с 2022 года преследует целая череда ограничений – эмбарго на морской экспорт нефти, ценовой «потолок», прекращение поставок газа по «Северному потоку». Это, несомненно, пошатнуло энергетический экспорт, но российские поставщики очень быстро адаптировались под указанные ограничения. Хотя при этом, безусловно, санкции оказали своё негативное воздействие, поскольку издержки экспортёров возросли.
То, что Россия совершенствует альтернативные механизмы экспорта энергоносителей, подтверждается данными уже за 2024 год – в феврале нефтегазовые доходы России резко возросли, что было обусловлено ростом цены на основную российскую экспортную марку нефти «Юралс».
Стоит отметить, что в 2023 году нефть этой марки торговалась со скидкой, доходя до $40 за баррель, испытывая давление вследствие установленного «потолка» цен, однако в январе текущего года цена вновь вернулась к отметке $60 за баррель.
Используя теневой танкерный флот, а также работая с посредниками и поставщиками транспортных и страховых услуг из дружественных стран, России удалось предотвратить шоковое воздействие санкций на нефтегазовый сектор и доходы бюджета.
В свою очередь последовательное снижение Россией экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты с 2019 года (которые, собственно, с этого года и вовсе отменены) компенсировалось увеличением налога на добычу.
Нефтепереработчики получили субсидии (так называемые демпферные выплаты) на реализацию нефтепродуктов на внутреннем рынке, что позволило им компенсировать разницу между внутренними и экспортными ценами.
Если отдельно рассматривать природный газ, то по сравнению с 2021 годом его экспорт из России сократился в 2023 году на 42% (в основном, за счёт сокращения трубопроводных поставок газа в Европу), тогда как, например, экспорт нефти, напротив, возрос (так, например, экспорт нефти в Индию достиг рекордных $37 млрд).
Однако Россия постепенно переориентирует трубопроводные поставки на страны постсоветского пространства, Китай и Турцию, а также расширяет мощности по экспорту СПГ, импорт которого странами Европы активно растёт с начала 2022 года.
Таким образом, Россия постепенно будет восстанавливать своё влияние на зарубежные рынки газа. Отметим особо, что с точки зрения бюджета доходы от экспорта газа никогда не играли в нем существенной (по сравнению с экспортом нефти) роли.
Отдельно хочется отметить роль в российском экспорте нефти теневого танкерного флота, который стал целой мощной структурой в морском судоходстве, состоящей из более чем 1800 судов и использующей сложные маршруты поставок. Поставки таким способом резко ослабили давление санкций на экономику России.
К тому же, следует отметить, что западные страны – инициаторы санкций – продолжают покупать нефтепродукты, произведённые из российской нефти (объёмы закупок таких нефтепродуктов в 2023 году, по оценкам, возросли более чем на 40%).
Подпишись на тг-канал "Наш ГУУ" Дата публикации: 7.03.2024