В соответствии с пунктом 4.11 устава федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Государственный университет управления» п р и к а з ы в а ю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о проектном обучении в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Государственный университет управления» в новой редакции.
2. Приказ ГУУ от 13 января 2020 года № 07-1 «О утверждении Положений» признать утратившим силу.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой. Основание: решение Ученого совета ГУУ от 25 февраля 2021 г.
(протокол N›08).
Приложение к приказу ГУУ
от «09» марта 2021 г. №137-I
ПОЛОЖЕНИЕ о проектном обучении в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Государственный университет управления»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о проектном обучении в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Государственный университет управления» (далее – Положение) разработано в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Минобрнауки России от 05.04.2017 № 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры», Паспортом национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденным президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 04.06.2019 № 7), Распоряжением Правительства РФ от 27.12.2018 № 2950-р «Об утверждении Концепции развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года», ГОСТ Р ИСО 21500-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Руководство по проектному менеджменту, утвержденное Приказом Росстандарта от 26.11.2014 № 1873-ст, Постановлением Правительства РФ от 31.10.2028 № 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации», Приказом Минобрнауки России от 29.03.2019 № 175 «Об организации проектной деятельности в Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации», уставом федерального государственного бюджетного учреждения высшего образования «Государственный университет управления» (далее – ГУУ), локальными нормативными актами ГУУ.
1.2. Настоящее положение регламентирует порядок организации проектного обучения в ГУУ.
1.3. Проектное обучение способствует созданию условий для формирования профессиональных компетенций, приближая процесс обучения к практической деятельности, а также формирует индивидуальную траекторию образовательного процесса и повышает мотивацию к обучению.
1.4. Проектное обучение в ГУУ организуется с целью развития универсальных компетенций, определенных в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования, а также профессиональных компетенций, определенных в образовательной программе на основе профессиональных стандартов или иных нормативных правовых актов.
1.5. Технология проектного обучения предполагает:
– наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска путей ее решения;
– практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;
– самостоятельную деятельность обучающегося;
– использование исследовательских методов, т.е. определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, формирование проектной инициативы, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, презентацию итогов.
1.6. Проектное обучение организуется и координируется Проектным офисом ГУУ.
2. Цели и задачи проектного обучения в Университете
2.1. Целью проектного обучения является интеграция обучающимися знаний и навыков практической работы в процессе решения различных задач, имеющих научное и практическое значение, а также формирование навыков командной работы и группового взаимодействия, в т.ч. с использованием информационно-коммуникационных технологий.
2.2. Предметом проектного обучения является приобретение компетенций, которые могут быть успешно реализованы в сферах профессиональной деятельности, на которые направлена образовательная программа.
2.3. Задачами проектного обучения являются:
– формирование навыков командной работы и выстраивания системы взаимодействий;
– профессиональная социализация, формирование у обучающихся социально-ответственного поведения;
– создание основы для развития профессиональных и личностных навыков обучающегося;
– формирование у обучающихся навыков практической проектной работы за счет применения изучаемых методов и подходов к решению реальных задач профессиональной деятельности;
– достижение синергии знаний и навыков в ходе реализации поставленной цели при выполнении проектной работы;
– формирование проектной культуры;
– повышение мотивации к обучению;
– повышение конкурентоспособности будущих выпускников на рынке труда.
3. Характеристика проекта как основной формы проектного обучения
3.1. Проект представляет собой учебно-познавательную, исследовательскую или творческую деятельность обучающихся, характеризующуюся наличием проблемы, цели, ограниченностью ресурсов и направленную на достижение определенного и в достаточной степени уникального результата.
3.2. Основной целью проекта является решение определенной практически или теоретически значимой задачи, оформленное в виде конечного продукта, ориентированного на применение в реальной практической деятельности.
3.3. Основные требования, предъявляемые к проекту:
– разрабатываемый результат проектной работы и пути решения должны содержать элементы новизны;
– для выполнения работы над проектом должна быть создана команда (за исключением проектов в рамках образовательных программ магистратуры);
– работа над проектом должна выполняться в рамках жизненного цикла любого проекта;
– разработка проекта должна способствовать формированию профессиональных компетенций, определенных в образовательной программе.
3.4. Основными особенностями проекта, разрабатываемого обучающимися, являются реальность поставленных проблем, междисциплинарность и интегральность деятельности.
3.5. Важной характеристикой разрабатываемого проекта выступает его конкретность, то есть направленность на результат, который может быть рекомендован к использованию в реальной практической деятельности.
3.6. Каждый проект должен быть ограниченным во времени, иметь четкие критерии результата, предполагать запрос на получаемый результат.
3.7. Типы проектов, которые могут быть реализованы в процессе проектного обучения различаются в зависимости от целей и результатов, длительности разработки, источникам постановки задач, а также по количеству образовательных программ, обучающиеся которых участвуют в разработке проекта.
С точки зрения целей и результатов различаются следующие типы проектов:
– исследовательский – проект, основной целью которого является проведение исследования, предполагающего получение в качестве результата научного или научно-прикладного продукта (статьи/публикации, отчета, аналитического обзора или записки, заявки на научный грант, доклада на конференции т.п.). Проект данного типа направлен на доказательство или опровержение какой-либо гипотезы, исследование какой-либо проблемы;
– практико-ориентированный (прикладной) – проект, основной целью которого является решение прикладной задачи, чаще всего по запросу ГУУ или внешнего по отношению к ГУУ заказчика. Результатом такого проекта может быть разработанное и обоснованное проектное решение, бизнес-план, бизнес-модель, программное решение и т.п. Проект данного типа может являться бизнес-проектом при наличии возможности коммерциализации.
По длительности разработки выделяются следующие типы проектов:
– краткосрочный – проект, укладывающийся в рамки трёх-четырёх учебных семестров;
– долгосрочный – проект, предполагающий длительную разработку
(свыше четырех учебных семестров).
Проект может быть сквозным в случае разработки в течение всего процесса обучения. В рамках реализации образовательных программ магистратуры предполагаются только сквозные проекты.
По источникам постановки задач выделяются следующие типы проектов:
– внешний – проект, выполняемый по запросу внешних по отношению к ГУУ заказчиков, в том числе между образовательными организациями высшего образования;
– внутренний – проект, выполняемый по инициативе структурных подразделений ГУУ, в том числе по инициативе обучающихся.
По количеству образовательных программ, обучающиеся которых участвуют в разработке проекта, выделяются следующие типы проектов:
– монопрограммный – в разработке проекта принимают участие обучающиеся одной образовательной программы;
– межпрограммный – в разработке проекта принимают участие обучающиеся двух и более образовательных программ ГУУ;
– сетевой между образовательными организациями высшего образования – в разработке проекта принимают участие обучающиеся образовательных программ нескольких образовательных организаций высшего образования.
4. Организация проектного обучения
4.1. Для участников организации проектного обучения различают следующие основные функции:
– организатор проектного обучения – преподаватель выпускающей кафедры, ответственное лицо, которое обеспечивает организацию проектного обучения на кафедре, в частности, координирование процесса распределения обучающихся по проектным командам, подготовку периодических сводных кафедральных отчетов по проектному обучению;
– куратор проекта – преподаватель выпускающей кафедры, ответственное лицо, которое обеспечивает организацию работы по разработке проекта, оценку вклада участников проекта и оформление учебной документации в ходе и по итогам проекта;
– проектная команда – обучающиеся, непосредственно участвующие в разработке проекта. В рамках проектной команды определяется, в частности, руководитель проекта – обучающийся, который отвечает за ведение и разработку проекта на всех стадиях, распределяются роли остальных участников проекта с учетом его специфики;
– консультант – преподаватель кафедры, консультирующий членов проектной команды в рамках читаемых дисциплин. В качестве консультантов могут выступать преподаватели различных кафедр Университета;
– эксперт – специалист, не участвующий в разработке проекта, но привлекающийся на всех этапах работы над проектом для экспертизы или помощи проектной команде. В качестве экспертов могут выступать как преподаватели кафедр Университета, так и внешние специалисты в предметной области разрабатываемого проекта.
4.2. Субъектами проектного обучения выступают обучающиеся, коллективно разрабатывающие проект в проектной группе. Все участники проектной группы представляют собой единую команду и организуют совместную деятельность по разработке проекта.
4.3. Первый этап проектного цикла – подготовительный (инициализация) – включает в себя изучение экономических, социальных и управленческих проблем в выбранной сфере, определение направления научной и практической мысли, критическую оценку направления и тенденции развития технологий. Результатом данного этапа должно быть формирование команды проекта, выбор руководителя проекта из числа обучающихся – участников проектной группы, а также определение ролей остальных участников команды, определение и обоснование идеи и ключевых целей проекта. Основная задача подготовительного этапа – способствовать развитию умения обучающихся находить и грамотно формулировать интересные проектные идеи, оценивать их ценность и жизнеспособность, анализ имеющейся информации, проведение исследований, соответствующих цели проекта, творческий поиск решения выявленных проблем, а также определение обоснованного способа достижения цели проекта и конкретизация конечного продукта проекта. В результате определяются современное состояние предметной области проекта и методические подходы к решению проектных задач.
4.4. Второй этап проектного цикла – планирование – включает в себя уточнение идеи и ключевых целей проекта, окончательную формулировку темы проекта и разработку плана работы в рамках проекта. В результате данного этапа должен быть сформирован план управления проектом, который должен включать в себя состав и структуру работ по проекту, календарный план, уточненный план коммуникаций, оценку ресурсов, а также стоимости и рисков, если это применимо к конкретному проекту. На данном этапе обучающиеся учатся грамотно строить иерархическую структуру работ, выстраивать последовательность проведения работ в рамках проекта, оценивать время выполнения, необходимые ресурсы, риски и другие составляющие проекта.
4.5. Третий этап – проектный (исполнение) – включает в себя разработку и/или реализацию основных положений проекта, подготовку научных и практических результатов в виде научных публикаций, докладов, отчетов и бизнес-планов. На данном этапе обучающиеся приобретают опыт выполнения проектов с учетом временных и других ресурсных ограничений, а также учатся готовить отчетные материалы о проделанной работе.
4.7. Четвертый этап – заключительный (презентационный) – включает в себя подготовку итогового отчета по результатам проекта, в который должна быть включена информация об основных достигнутых в процессе предыдущих этапов проекта результатах, а также отчет по результатам выполнения проекта, содержащий материалы оценки проектной группой результатов своей работы в целом и каждого из участников проектной группы в отдельности. Результатом данного этапа является проектное портфолио и защита проекта.
4.8. Отчетным периодом в процессе проектного обучения является семестр. Проектные этапы могут выполняться как в течение одного, так и в течение нескольких семестров с достижением по результатам каждого семестра либо промежуточных, либо окончательных результатов по этапу. В начале каждого семестра проектной команде совместно с куратором рекомендуется составить план работы на текущий семестр с определением результатов, которых необходимо достигнуть по результатам работы в текущем отчетном периоде.
4.9. Результаты проектного обучения могут использоваться обучающимися при подготовке выпускной квалификационной работы. Каждый выпускник может сформировать свое личное портфолио реализованных проектов, что может содействовать повышению конкурентоспособности на рынке труда.
5. Организация выполнения проекта
5.1. Начало работы над проектом возлагается на выпускающую кафедру, которая создает Банк проектных тем для реализации в рамках разрабатываемых проектов.
5.2. Для инициации проектной деятельности руководитель образовательной программы организует работу преподавателей кафедры по формированию Банка проектных тем, которые будут предложены обучающимся для разработки. Обучающиеся могут самостоятельно предлагать тему проекта.
5.3. Работа над проектом направлена на разрешение конкретной проблемы. Для формирования тем необходимо осуществить поиск проблемы, в качестве которых могут выступать:
— конкретная социальная, производственная, предпринимательская, бизнес-проблема в организации, регионе, отрасли и т.п.;
— конкретная задача совершенствования учебно-воспитательного процесса или образовательной среды Университета;
— научно-исследовательская проблема, решение которой необходимо для реализации практических задач.
5.4. При формировании Банка проектных тем следует руководствоваться основными правилами:
— не следует упрощать тему проекта, смешивать его с сообщениями, тезисами, рефератами; в результате проекта авторы должны получить что-то новое: программу, модель, изделие, бизнес-продукт, практически значимые результаты исследования и т.п.;
— тематика проектов, предлагаемых обучающимся, должна обеспечивать интегрирование знаний, умений и навыков, необходимых для решения задач профессиональной деятельности будущих выпускников в рамках образовательной программы;
— проекты должны обеспечивать возможность комплексного изучения различных тем дисциплин, формирующих профессиональные компетенции в рамках образовательной программы;
— процесс выбора тем проектов, организация самостоятельной работы обучающихся и презентация результатов выполнения проектов координируются кураторами проектов, руководителями образовательных программ и организаторами проектного обучения на кафедре.
5.5. Тематика проектов разрабатывается выпускающей кафедрой и должна соответствовать видам профессиональной деятельности будущих выпускников в рамках образовательной программы. Количество тем проектов определяется таким образом, чтобы создаваемые проектные группы имели возможность выбора индивидуальной темы учебного проекта, однако, допускается выбор одной темы несколькими группами для параллельной работы.
5.6. Проектная группа может предложить инициативный проект, проблематика которого предварительно согласовывается с куратором проекта и руководителем образовательной программы.
5.7. Формулировка предлагаемых тем должна отвечать следующим требованиям:
— актуальность, направленность на решение задач профессиональной деятельности будущего выпускника в рамках образовательной программы;
— перспективность, результат проекта может быть применен в настоящем, а также в будущих исследованиях и в практической деятельности;
— реальность, возможность получения конкретного результата;
— элементы новизны, результат проекта должен быть нацелен на поиск новых идей или качественно нового решения поставленной проблемы.
5.8. Название тем проектов должно реализовывать деятельностный подход к обучению: «Разработка…», «Создание…», «Формирование…», «Развитие…»; необходимо избегать слов: «поддержка», «улучшение», «усиление», «содействие», «координация», и т.п. (например, «Создание программы повышения финансовой (юридической) грамотности населения», «Разработка программы адаптации первокурсников к образовательной среде университета», «Формирование комфортной среды города/округа», «Программа развития малого бизнеса в городе…», «Разработка информационного обеспечения компании»).
5.9. Каждая тема должна сопровождаться заявкой на разработку, сформированной выпускающей кафедрой (Приложение 1), наличие которой призвано обеспечить понимание обучающимися масштаба и направления проектной работы.
5.10. Банк проектных тем утверждается на заседании выпускающей кафедры, после чего проходит процедуру согласования с Проектным офисом ГУУ.
5.11. После согласования с Проектным офисом Банк проектных тем становится доступным для выбора студентами. Выбор темы проекта сопровождается консультацией куратора проекта, в ходе которой разъясняются назначение и задачи, структура и объем работы, принципы разработки и оформления, примерное распределение времени на выполнение отдельных частей в соответствии с методическими рекомендациями по выполнению проектов.
5.12. Студенты в течение месяца после начала учебного года должны осуществить выбор темы, сформировать проектную команду и приступить к работе в соответствии с календарным графиком.
6. Организация работы проектных групп
6.1. Проектная группа может состоять из 2-9 человек. Проектная команда должна способствовать развитию навыков совместной работы в ходе решения реальных задач профессиональной деятельности.
6.2. Один и тот же проект может выполняться несколькими проектными командами, что создаст необходимые условия для большей вовлеченности обучающихся за счет состязательной конкуренции.
6.3. Куратор согласовывает календарный график выполнения проекта, сформированный руководителем проекта. В рамках разработки проекта для каждого участника проектной группы определяются индивидуальные задачи со сроками их исполнения, которые увязываются с результатами других членов группы.
6.4. В каждом семестре обучения проектная группа должна дополнять решение поставленных проектных задач применением знаний по дисциплинам, изучаемым в текущем семестре.
6.5. В процессе выполнения проектов возможна корректировка состава проектных групп с учетом интересов ее участников.
6.6. Результаты проектной работы могут представляться на выставках, а также в виде публикаций и докладов на семинарах и конференциях.
6.7. После выполнения проекта члены команды должны обсудить между собой и представить оценку работы каждого участника, которая учитывается при оценке результатов выполнения проекта. При подведении итогов выполнения проекта должна оцениваться степень освоения запланированных компетенций.
7. Ответственность за организацию проектного обучения
7.1. Ответственными за организацию проектного обучения в учебных подразделениях Университета являются выпускающие кафедры, реализующие соответствующие образовательные программы.
7.2. Содержание, предпочтительные формы проектов, система оценивания и процедура защиты результатов определяются руководителями образовательных программ, закрепляются в соответствующих Методических указаниях по выполнению проектов по конкретной образовательной программе.
7.3. Выпускающая кафедра, организующая проектное обучение, несет ответственность за разработку и актуализацию комплекса организационно-методической документации по проектной работе обучающихся.