В связи с обращениями вузов, поступающими в Министерство образования и науки Российской Федерации, Департамент государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России информирует, что в настоящее время приведенные в соответствие с положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (далее — ФГОС ВО) проходят процедуру утверждения и государственной регистрации.

Вместе с тем, в связи с вступлением в силу с 1 сентября 2013 года Федерального закона образовательные организации высшего образования должны были привести в соответствие с требованиями указанного закона документы, регламентирующие образовательный процесс. В частности, образовательная организация высшего образования должна была предусмотреть условия, обеспечивающие возможность получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (статья 79 Федерального закона), а также, по своему усмотрению, включение в образовательный процесс сетевой формы обучения (статья 13 Федерального закона), электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (статья 16 Федерального закона), базовых кафедр (статья 27 Федерального закона).

При приведении ФГОС ВО в соответствие с Федеральным законом в ФГОС не вносилось изменений, которые могли бы повлечь за собой необходимость существенной переработки основных образовательных программ (далее — ООП), особенно в части общекультурных (универсальных) компетенций. Вместе с тем, актуализированные ФГОС предоставляют большую свободу образовательным организациям в части формирования содержания ООП и отбора применяемых образовательных технологий.

Приложение: таблица соответствия с приложением на 9 л. в 1 экз.

А.А. Климов

Таблица соответствия

Действующие ФГОС Актуализированные ФГОС
Указана квалификация, соответствующая уровню высшего образования «бакалавр», «магистр», «специалист». Квалификация не указана.
Раздел 1. Область применения
Изменения не вносились.
Раздел 2. Используемые сокращения
ВПО — высшее профессиональное образование; ФГОС ВПО — федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. ВО — высшее образование; ФГОС ВО — федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования; Исключены: ООП, УЦ ООП Дополнены: сетевая форма.
Раздел 3. Характеристика направления подготовки
Таблица 1 с указанием нормативного срока, квалификации (степени) выпускников, трудоемкости (в зачетных единицах), форм и сроков получения образования. Таблица 1 исключена; Текстом указаны формы обучения, объем программы, сроки получения образования в очной и иных формах обучения, сроки и объем программы при обучении по индивидуальному учебному плану; предусмотрено использование электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, возможность реализации сетевой формы обучения; указан язык обучения.
Раздел 4. Характеристика профессиональной деятельности выпускников
Изменения не вносились.
Раздел 5. Требования к результатам освоения основной образовательной программы
Общекультурные (ОК), общепрофессиональные (ОПК).
Общекультурные компетенции заданы для каждого направления. Общекультурные компетенции заданы для всего образовательного уровня в 80 % ФГОС (для ОК ФГОС будет сделан переходник в ПООП).
Профессиональные (ПК), профессионально-дисциплинарные (ПДК), профессионально-специализированные (ПСК) компетенции не изменялись, за исключением редакционной правки.
    Профессиональные компетенции соответствуют видам деятельности; возможность дополнения набора компетенций образовательной организацией с учетом ориентации программы на конкретные области знания и (или) вид (виды) деятельности.
    Требования к результатам обучения по конкретным знаниям, умениям, владениям, отдельным дисциплинам (модулям), практикам организация устанавливает самостоятельно.
Раздел 6. Требования к структуре программы
Таблица 2 по структуре ООП с указанием учебных циклов и проектируемых результатов их освоения, трудоемкости учебных циклов, закрепленного перечня дисциплин для разработки ПООП и кодов формирования компетенций. Таблица 2 исключена; введена таблица по структуре ООП с указанием наименований учебных блоков и объема программы в зачетных единицах; сохранены соответствующие базовая и вариативная части; дана ссылка на то, что программа завершается присвоением квалификации, которая указывается в соответствие с переч нем специальностей и направлений подготовки высшего образования; набор дисциплин (модулей) образовательная организация определяет самостоятельно в объеме, установленном ФГОС ВО, с учетом соответствующей ПООП.
    Вставлен Блок 2 «Практики», включающий описание типов практик.
Действующий ФГОС по-разному определяет объемы преддипломной практики и государственной итоговой аттестации; в разных ФГОС преддипломная практика включается либо в раздел «практики», либо в раздел «государственная итоговая аттестация». В актуализированном ФГОС преддипломная практика включена в раздел «практики», установлена единая трудоемкость государственной итоговой аттестации — 9 з.е.
    * Для бакалавриата: Дисциплины (модули), относящиеся к вариативной части программы бакалавриата и практики, определяют направленность (профиль) программы бакалавриата. Отличие программ академического бакалавриата от программ прикладного бакалавриата заключается в разных объемах практик.
Раздел 7. Требования к условиям реализации программ
В приложении.
Раздел 8. Оценка качества освоения ООП Исключен.

 

VII. Требования к условиям реализации программы бакалавриата / специалитета / магистратуры

7.1. Общесистемные требования к реализации программы бакалавриата / специалитета / магистратуры.

7.1.1. Организация должна располагать материально-технической базой, соответствующей действующим противопожарным правилам и нормам и обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работ обучающихся, предусмотренных учебным планом.

7.1.2. Каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной среде организации. Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет, и отвечающая техническим требованиям организации, как на территории организации, так и вне ее.

Электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать:

доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, и к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;

фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы;

проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса;

взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети Интернет.

Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование электронной информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации*.

7.1.3. В случае реализации программы бакалавриата / специалитета / магистратуры в сетевой форме требования к реализации программы бакалавриата / специалитета / магистратуры должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации программы бакалавриата / специалитета / магистратуры в сетевой форме.

7.1.4. В случае реализации программы бакалавриата / специалитета / магистратуры на созданных в установленном порядке в иных организациях кафедрах или иных структурных подразделениях организации требования к реализации программы бакалавриата / специалитета / магистратуры должны обеспечиваться совокупностью ресурсов указанных организаций.

7.1.5. Квалификация руководящих и научно-педагогических работников организации должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, разделе «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования», утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. № 1н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 марта 2011 г., регистрационный № 20237) и профессиональным стандартам (при наличии).

7.1.6. Доля штатных научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должна составлять не менее 50 процентов от общего количества научно-педагогических работников организации.

7.1.7. В организации, реализующей программы бакалавриата / специалитета / магистратуры, среднегодовой объем финансирования научных исследований на одного научно-педагогического работника (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должен составлять величину не менее чем величина аналогичного показателя мониторинга системы образования, утверждаемого Министерством образования и науки Российской Федерации**.

7.2. Требования к кадровым условиям реализации программы бакалавриата / специалитета / магистратуры.

7.2.1. Реализация программы бакалавриата / специалитета / магистратуры обеспечивается руководящими и научно-педагогическими работниками организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации программы бакалавриата / специалитета / магистратуры на условиях гражданско-правового договора.

7.2.2. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) имеющих образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу бакалавриата / специалитета / магистратуры, должна составлять не менее 70 процентов.

7.2.3. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное за рубежом и признаваемое в Российской Федерации), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу бакалавриата / специалитета / магистратуры, должна быть не менее … процентов (доля меняется в зависимости от уровня обучения и вида профессиональной деятельности).

7.2.4. Доля работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой программы бакалавриата / специалитета / магистратуры (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет) в общем числе работников, реализующих программу бакалавриата / специалитета / магистратуры, должна быть не менее … процентов (доля меняется в зависимости от уровня обучения и вида профессиональной деятельности).

7.3. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению программы бакалавриата / специалитета / магистратуры.

7.3.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы и помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Специальные помещения должны быть укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения, служащими для представления учебной информации большой аудитории.

Для проведения занятий лекционного типа предлагаются наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий, обеспечивающие тематические иллюстрации, соответствующие примерным программам дисциплин (модулей), рабочим учебным программам дисциплин (модулей).

Перечень материально-технического обеспечения, необходимого для реализации программы бакалавриата / специалитета / магистратуры, включает в себя лаборатории, оснащенные лабораторным оборудованием, в зависимости от степени сложности. Конкретные требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению определяются в примерных основных образовательных программах.

Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети Интернет и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.

В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий допускается замена специально оборудованных помещений их виртуальными аналогами, позволяющими обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью.

В случае неиспользования в организации электронно-библиотечной системы (электронной библиотеки) библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями из расчета не менее 50 экземпляров каждого из изданий основной литературы, перечисленной в рабочих программах дисциплин (модулей), практик и не менее 25 экземпляров дополнительной литературы на 100 обучающихся.

7.3.2. Организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения (состав определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению).

7.3.3. Электронно-библиотечные системы (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать одновременный доступ не менее 25 процентов обучающихся по программе бакалавриата / специалитета / магистратуры.

7.3.4. Обучающимся должен быть обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению.

7.3.5. Обучающиеся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

7.4. Требования к финансовым условиям реализации программы бакалавриата / специалитета / магистратуры.

7.4.1. Финансовое обеспечение реализации программы бакалавриата / специалитета / магистратуры должно осуществляться в объёме не ниже установленных Министерством образования и науки Российской Федерации базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня образования и направления подготовки с учетом корректирующих коэффициентов, учитывающих специфику образовательных программ в соответствии с методикой определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 августа 2013 г. № 638 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 сентября 2013 г., регистрационный № 29967).

_____________________________

* Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 31, ст. 3448; 2010, № 31, ст. 4196; 2011, № 15, ст. 2038; № 30, ст. 4600; 2012, № 31, ст. 4328; 2013, № 14 ст. 1658; № 23, ст. 2870; № 27, ст. 3479; № 52, ст. 6961, ст. 6963), Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 31, ст. 3451; 2009, № 48, ст. 5716; № 52, ст. 6439; 2010, № 27, ст. 3407; № 31, ст. 4173, ст. 4196; № 49, ст. 6409; 2011, № 23, ст. 3263; № 31, ст. 4701; 2013, № 14, ст. 1651; № 30, ст. 4038; № 51, ст. 6683).

** Пункт 4 Правил осуществления мониторинга системы образования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 33, ст. 4378).