Официальный сайт ГУУ/Новости/Валерий Фальков в Совете Федерации доложил о реформе системы высшего образования в России
Календарь событий
Фальков в СФ

Валерий Фальков в Совете Федерации доложил о реформе системы высшего образования в России

5 июня 2024 года в Совете Федерации министр науки и высшего образования России Валерий Фальков выступил с докладом об основных изменениях в системе высшего образования.

Основные тезисы из доклада:

— Сроки обучения по образовательным программам могут и должны быть различными. В каждом конкретном случае срок обучения должен определяться лидерами отраслей совместно с вузами. Роль государства как регулятора будет решающей. Например, для подготовки специалистов индустрии гостеприимства, сервиса и туризма или педагогов дошкольного образования достаточно 4-летних программ. А в инженерно-технической и педагогической областях основными будут программы длительностью не менее пяти лет.

— Уход от понятий «бакалавриат» и «специалитет». В пилотных программах уже нет этого разделения. Есть программы высшего образования с разными сроками обучения.

— После завершения обучения выпускник получит диплом, где будет содержаться не обобщенная и часто непонятная работодателю степень «бакалавра», а конкретная квалификация — «горный инженер», «учитель математики», «молекулярный биолог», «инженер управления качеством».


«Первое и, пожалуй, главное. Получаемое выпускником школы или колледжа высшее образование должно быть полноценным, то есть завершенным, целостным и достаточным с учетом запросов экономики. Иначе говоря, следует обеспечить подготовку специалиста за один такт, без необходимости доучивания в магистратуре. Это принципиально важный и главный момент планируемых преобразований», — сказал Валерий Фальков.

Магистратура перестанет быть обязательным «довеском» к бакалавриату, займет свое место в системе непрерывного образования как программа углубления и специализации на основе полученного практического опыта. Аспирантура сосредоточится на подготовке исследователей и преподавателей. «Ее цель — не диплом, а защита диссертации на соискание ученой степени», — отметил глава Минобрнауки.


Пилотный проект, направленный на преобразование системы высшего образования, стартовал в мае 2023 года. В нем участвуют 6 университетов, которые разработали 173 новые образовательные программы. По ним обучается более 5 тыс. человек.

Проект показал целесообразность выделения единого ядра в образовательных программах соответствующих областей. В качества примера Валерий Фальков привел опыт Санкт-Петербургского горного университета, который включил в единое ядро своих пилотных программ 12 дисциплин, принципиально важных для получения инженерной профессии.

«Единое ядро создаст два важных эффекта для системы высшего образования в целом. Во-первых, позволит обеспечить общее образовательное пространство от Калининграда до Камчатки независимо от вуза, его ведомственного подчинения и других факторов. Во-вторых, создаст новые возможности для студенческой мобильности и быстрого формирования сетевых программ», — добавил глава Минобра.

За последние годы по запросу работодателей вузы открыли уже больше сотни сетевых программ. На них студенты региональных вузов получают возможность использовать ресурсы ведущих университетов страны для подготовки по актуальным для отраслей региона профессиям, например, в сфере судо- и авиастроения.

Кроме того, Валерий Фальков отметил, что наряду с фундаментальностью, которая обеспечивает выпускнику широкий кругозор и одновременно глубокие профессиональные знания, нужно обеспечить гибкость образовательных программ. Такой опыт есть в совместной программе участника пилотного проекта БФУ им. Канта и госкорпорации «Росатом», где студенты после 2 курса двигаются по трем разным траекториям: «химик-специалист по качеству», «инженер-химик» или «химик-исследователь». От этого зависит и срок обучения на образовательной программе: от 4-х до 6-ти лет.

Министр сообщил, что в рамках пилотного проекта по обновлению системы высшего образования все университеты увеличили объем практической подготовки студентов, что позволяет сократить период адаптации молодого специалиста на будущем рабочем месте.


Валерий Фальков отметил, что система высшего образования должна быть тесно связана с гармоничным пространственным развитием страны.

«Актуальной проблемой для абсолютного большинства регионов является отъезд выпускников школ для получения высшего образования в крупные города. Развитие системы высшего образования — тот вопрос, который мы с вами обсуждаем, — конечно, должно учитывать этот вызов и помогать регионам создавать привлекательные условия для закрепления молодежи. И здесь важнейшая роль принадлежит вузам, которые должны обеспечить качественное высшее образование», — подчеркнул министр.

В качестве примера Валерий Фальков привел специальный трек программы «Приоритет-2030» на Дальнем Востоке, который реализуется в регионе совместно с Минвостокразвития. В результате его реализации с 2021 года темпы образовательной миграции с Дальнего Востока замедлились на 5%. За 2023 год увеличилось на 3 тыс. число студентов в дальневосточных вузах — участниках программы «Приоритет-2030» по сравнению с предыдущими годами.


Глава Минобрнауки рассказал о признании российских дипломов за рубежом в рамках обновления системы высшего образования.

«Не болонская система давала преференции российским дипломам. Признание российского образования за рубежом — это межправительственные соглашения, их у России сегодня 73, и это число увеличивается», — заявил Валерий Фальков.

Политика признания образования выстраивается на базе Международной стандартной классификации образования (МСКО), принятой ЮНЕСКО в 2011 году. Этот документ позволяет соотнести между собой разные образовательные системы и будет служить надежной основой признания российского высшего образования даже в тех странах, с которыми соответствующее соглашение пока не заключено.


Помимо этого, реформа предусматривает существенную коррекцию механизма установления контрольных цифр приема на бюджетные места. Уже с этого года основой для планирования и распределения таких мест будет единый прогноз кадровой потребности, который будет ежегодно готовить Министерство труда и социальной защиты.

Завершая выступление в рамках «правительственного часа», Министр поблагодарил Совет Федерации и профильный Комитет по науке, образованию и культуре за поддержку и конструктивное сотрудничество.

Подпишись на тг-канал "Наш ГУУ"https://t.me/GUUmsk Дата публикации: 6.06.2024