Официальный сайт ГУУ/Аналитические материалы/Мнение эксперта ГУУ: О «Суверенном Рунете» и цензуре
Календарь событий
globe fiber optics 1024x682 e1555516849373

Мнение эксперта ГУУ: О «Суверенном Рунете» и цензуре

Государственной Думой ФС РФ принят в первом чтении закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи» и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (в части обеспечения безопасного и устойчивого функционирования сети «Интернет» на территории Российской Федерации), более известный как законопроект о «суверенном Рунете». Документ вводит ряд определений, в частности «точка обмена трафиком», «номер автономной системы», «российская национальная доменная зона», «разрешение доменного имени».

Закон вводит новую главу «7.1. Деятельность, связанная с обеспечением безопасного и устойчивого функционирования информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на территории Российской Федерации» и главу 10 «Управление сетями связи в отдельных случаях» в ФЗ от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи».

Сутью нового закона является создание реестров «точек входа-выхода» трафика из Всемирной Сети на территорию Российской Федерации, а также обеспечение этих точек специализированными техническими средствами, позволяющими блокировать входящий трафик и осуществлять маршрутизацию трафика внутри территории РФ.

Безусловным достоинством нового закона является декларируемая (но не достижимая пока организационно) возможность функционирования сетевых коммуникаций в случае остановки работы внешних по отношению к территории РФ серверов. В данном случае подразумевается, что физическая топология кабельной (в частности) сети может функционировать автономно на территории РФ без необходимости задействовать статические шаблоны или динамически адаптируемые таблицы, которые хранятся или формируются на маршрутизаторах, которые географически находятся за пределами границ РФ. С точки зрения организации безопасности государства такие меры надо было принимать в срочном и безотлагательном порядке. Вспомним ситуацию сентября 2014-го года и января 2015-го, когда ещё до введения экономических санкций на полном серьезе представителями ЕС обсуждалась возможность полного отключения РФ от системы всемирных межбанковских финансовых каналов связи SWIFT. Напомним, что SWIFT на физическом уровне представляет собой классическую топологию «звезда» с серверами, расположенными на территории США, Швейцарии и Нидерландов. И политические силы Нидерландов под нажимом США особенно после трагедии с малазийским лайнером под Донецком вполне могли пойти на отключении РФ от SWIFT, что, безусловно, обрушило бы всю банковскую систему РФ. Следует отметить, что технически это не только возможно, но и было реализовано: от SWIFT были отключены Иран и КНДР. Но SWIFT это в общем-то транспортный уровень, и на безупречно функционирующем сетевом уровне можно развернуть любую транспортную систему (имеются в виду 3-й и 4-й уровни сетевой модели ISO или ГОСТ Р ИСО/МЭК 7498-1-99), что и было осуществлено Центральным банком РФ через Национальную систему платёжных карт (платёжная система «Мир»).

Таким образом, заявленная в законе необходимость обеспечить со «стороны собственников или владельцев технологических сетей связи» маршрутизацию по «указанным надзирающим органом» вероятно статическим маршрутам или же туннелям (в законе не прописаны технологические решения) позволит снять зависимость от преднамеренного нарушения работы российского сегмента Сети, по крайне мере, на 3-м сетевом уровне.

Однако, функциональность сети даже вплоть до сеансового уровня мало что может дать конечному пользователю, привыкшему использовать Internet как средство живого общения и передачи мультимедийной информации. Дело в том, что практически все хосты самых популярных ресурсов Рунета находятся на серверах, физически расположенных за географическими границами РФ. Создание даже самой абсолютно отказоустойчивой и самоорганизующейся топологии на территории РФ ничего не даст, если хост находится в пределах досягаемости соответствующих иностранных служб. Отсюда возникает основная проблема этого закона – главным опасением общественности является возможность тотального перекрытия доступа к информации на зарубежных серверах (пусть даже ненамеренно) и создание нового органа цензуры информации.

Анализ неудачной попытки Роскомнадзора ограничить доступ на территории России к мессенджеру Telegram на сетевом уровне (блокировка IP-адресов), говорит о том, что опасения общественности по поводу создания нового механизма цензуры представляются безосновательными – в рамках нового закона это технически не удастся. Обезопасить общество от возможной цензуры и в то же время от попыток нарушения работы российского сегмента Сети следует не только техническими решениями, здесь необходимо внесение соответствующих изменений в «Доктрину информационной безопасности Российской Федерации» (утвержденной указом Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646) с учетом пунктов 1, 4 и 5 статьи 29 Конституции Российской Федерации.

 

 

Д.э.н., к.т.н., проф. П.В. Терелянский

Подпишись на тг-канал "Наш ГУУ"https://t.me/GUUmsk Дата публикации: 17.04.2019