Официальный сайт ГУУ/Научная деятельность/Фархад Ибрагимов: система образования в Азербайджане
Календарь событий
WhatsApp Image 2020 07 03 at 08.43.22

Фархад Ибрагимов: система образования в Азербайджане

Научный сотрудник кафедры ЮНЕСКО Социально-правовые и этические основы общества знаний (информационного общества)», эксперт Международного дискуссионного клуба «Валдай» об основных тенденциях развития образования в странах Закавказья, ключевых реформах и тенденциях.

Система образования современного Азербайджана построена на основе советской модели. При этом, за последние 30 лет в ней произошел ряд серьезных изменений. Первым важным шагом в этом направлении стало внедрение в 1993-м году двухступенчатой системы высшего образования, подразумевающее обучение в бакалавриате и магистратуре. Таким образом, она стала неким симбиозом, включающей в себя, как советскую, так и западную модели образования.

Среднее образование

В Азербайджанской Республике школьное образование состоит из трех ступеней: начальное, общее среднее и полное среднее образование. Школьное образование в стране начинается для ребенка с 6 лет. Оно осуществляется на основании соответствующих образовательных программ, в основном в общеобразовательных школах, в учебных заведениях специальной направленности, в гимназиях, лицеях, в начальных и средних профессионально-специализированных школах, а также в колледжах и школах при вузах. 

Начальное образование. Цель начального образования заключается в развитии в детях способностей к чтению, письму и счету, в формировании у них начальных жизненных знаний о человеке, обществе, и природе, элементов логического мышления, эстетического и художественного вкуса и т д. Начальное образование осуществляется на основании соответствующей образовательной программы. В Азербайджане начальное образование начинается с шести лет и охватывает период с 1 по 4 классы.

Общее среднее образование. По мнению азербайджанских специалистов, задача общего среднего образования состоит в формировании устной речи у учащихся и культуры письма, умения общения, мыслительной активности и логического мышления. В создании представлений и соответствующих знаний по предметам, входящим в образовательную программу, а также знаний о развитии мировой цивилизации, умения пользоваться современными информационно-коммуникационными средствами, оценивать события и умения определять направление своей будущей деятельности. Общее среднее образование охватывает период с 5 по 9 классы. В стране общее среднее образование является обязательным. При завершении ступени общего среднего образования проводится заключительная оценка знаний и завершившим образование ученикам вручается соответствующий государственный документ о получении знаний на уровне общего среднего образования. Данный документ в стране может считаться основанием для поступления в средне-специальные учебные заведения (ССУЗы), или специализированные колледжи.

Полное среднее образование

Полное среднее образование – последняя ступень в общей средне-школьной системе образования, охватывает 10-11 классы. Данный уровень обеспечивает реализацию таланта и способностей учащихся, подготовку их к самостоятельной жизни и выбору профессии, формирование активной гражданской позиции, уважительное отношение к национальным и общечеловеческим ценностям, правам и свободе человека, умение общаться на каком-то одном или нескольких иностранных языков и т.д. При этом, многие учащиеся игнорируют посещение занятий и уроков в 10 и 11 классах, поскольку концентрируются на подготовку в высшие учебные заведения.

Тем не менее, полное среднее образование предполагает освоение образовательных программ, охватывающих все три ступени среднего общеобразовательного школьного образования.

Также на этой ступени образования определяется направленность образования (гуманитарное, техническое и др.).

По итогам обучения в 11 классе осуществляется заключительная Государственная аттестация (ЕГЭ). По ее результатам выпускникам выдается аттестат.  Документ о полном среднем образовании считается основанием для продолжения образования в ВУЗе.

Высшее образование

В Азербайджане, равно как и во всех странах мира, подготовка специалистов в высших учебных заведениях состоит из трех циклов:

  • бакалавриат;
  • магистратура;
  • докторантура                                                                

Бакалавриат. На этой ступени образования осуществляется подготовка широкопрофильных специалистов высшего образования по различным направлениям. Выпускникам, окончившим высшее образование в бакалавриате, присуждается степень «бакалавра».

Область трудовой деятельности окончивших данную ступень образования охватывает все области, за исключением научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности в высших учебных заведениях.

В республике наибольшей популярностью пользуются государственные университеты, а также филиалы российских и европейских вузов, расположенные в Баку. 

Магистратура. На этой стадии образования, подготавливают специалистов высшего образования, обладающих правом заниматься научно-педагогической деятельностью в учреждениях высшего образования и научно-исследовательской деятельностью по специализации. Образование в магистратуре завершается защитой магистерской диссертации. В случае успешной защиты, выпускникам присуждается степень высшей научной специализации «магистра». Выпускникам, успешно завершившим каждую ступень высшего образования, в соответствующем порядке выдается государственный образцовый документ — диплом.

Докторантура

Докторантура осуществляет подготовку на базе высшего образования научных и научно — педагогических кадров, обеспечивает повышение их специализации и научной степени, будучи самой высшей ступенью высшего образования. Образование в докторантуре осуществляется в научных организациях и вузах, в учреждениях военного образования — в адъюнктурах, созданных при содействии докторантур.

В Азербайджане докторантура двухступенчатая и определяется нижеследующими научными степенями:

  1. Доктор философии с указанием научных областей;
  2. Доктор наук с указанием научных областей. 

На первую ступень докторантуры высших учебных заведений и научных организаций принимаются в установленном порядке соответствующими исполнительными органами, магистры и равнозначные специалисты, на вторую ступень принимаются доктора философии.

Правила и условия присуждения научных степеней доктора философии и доктора наук определяется соответствующими исполнительными органами. Прием в докторантуру высших учебных заведений и научных организаций иностранцев, осуществляется на основании международных договоров (соглашений) Азербайджана, а также на основании заключенного между иностранным гражданином и высшим учебным заведением договора на платной основе.

Лицам, завершившим образование в докторантуре и получившим соответствующие научные степени, в установленном порядке выдается диплом – Государственный образцовый документ, в единой форме, утверждающий настоящую научную степень.

В Азербайджане получение научной степени реализуется и через т.н. «диссертантуру». В диссертантуру принимаются лица, работающие в составе научно-педагогических вузов и научно-исследовательских институтов. 

Правила приема в диссертантуру и присуждения научных степеней определяются соответствующими исполнительными органами власти.

Подпишись на тг-канал "Наш ГУУ"https://t.me/GUUmsk Дата публикации: 3.07.2020