Brexit затягивается…?
Несмотря на то, что активная фаза обсуждения выхода Великобритании из ЕС (Brexit) началась в 2015 году, с того времени было сделано мало подвижек в данном направлении. Считаем, что одним из тормозов этого является возможное создание колоссального прецедента и так называемые «парады суверенитетов» в отдельных странах. Волнения по этому поводу уже испытывают отдельные регионы (Каталония, Шотландия). Есть серьезные опасения по распространению опыта Brexit на другие страны.
По существу, выход Великобритании из ЕС способен отразиться на благосостоянии британских граждан, поэтому стране приходится решать сложную дилемму между тотальным контролем в рамках ЕС и необходимостью дальнейшего поддержания и роста благосостояния. Отрицательный торговый баланс Великобритании с другими странами ЕС в последние годы усиливается, что выгодно для активных нетто-экспортеров ЕС, главным образом, для Германии. Полагаем, однако, что при выходе Великобритании из ЕС произойдет некоторое замедление и последующее сокращение ВВП страны. Замедлятся темпы роста в наиболее тесно связанных с Великобританией странах (Германии, Кипре, Нидерландах и Ирландии).
В последние годы с экономической точки зрения в ЕС накопилось немало проблем: необходимо продолжать снижать огромные социальные расходы, урегулировать долговой кризис в ряде стран. Между тем, в ЕС нет единства в подходах по «оживлению» экономического роста: одни страны считают необходимым ослабление так называемого «фискального пакта» еврозоны (Франция, Италия), а другие выступают за структурные реформы (Финляндия, Швеция).
При реализации Brexit нарушится собственно идеология европейской интеграции, поэтому необходимо все четче очертить каркас «двухскоростной» интеграции: отдельно на уровне ЕС и отдельно в еврозоне.
Судьба ЕС в любом случае зависит от стран-членов и ее решение – в ликвидации внутренних противоречий между ними. В качестве основного риска мы выделяем то, что управляемость экономики в ЕС на современном этапе снижается: необходимы меры по стабилизации банковской системы, а также изменению бюджетной политики, которая все в большей степени должна акцентироваться на инвестициях. До того, как в Великобритании был проведен референдум по поводу Brexit, экономический рост на основе инвестиций был сравнительно стабильным, инфляция – невысокой, а займы сглаживали негативные тенденции на рынке труда. По оценкам, в ближайшие годы темпы экономического роста в зоне евро не будут превышать 0,5 %, чего явно недостаточно для нейтрализации последствий безработицы в некоторых странах (Греции, Испании). Поэтому экономику ЕС надо реформировать, а функционирование общеевропейских институтов сделать более эффективным и управляемым.
Доктор экономических наук, профессор |