ОТЧЕТ

о результатах самообследования системы дополнительного профессионального образования Государственного университета управления

 

 

Структура управления дополнительным профессиональным образованием в ГУУ

 

Система дополнительного профессионального образования ГУУ в 2017 году была представлена Дирекцией дополнительных профессиональных программ (которая была реорганизована в отдел дополнительного профессионального образования Управления академической политики и реализации образовательных программ (далее-отдел ДПО УАПиРОП) приказом ректора от 05 мая 2017г. № 211-1) и 13 структурными подразделениями, реализующими программы ДПО.

Организацию, контроль, координацию, содействие и учебно- методическое сопровождение деятельности структурных подразделений, реализующих дополнительные образовательные программы в Университете, осуществляет отдел ДПО УАПиРОП.

Организационная структура управления дополнительным профессиональным образованием  представлена  в   Приложении  1.

 

 

Структура подготовки и изменение контингента слушателей, обучающихся по дополнительным образовательным программам

 

В ГУУ дополнительное образование осуществляется посредством реализации дополнительных образовательных программ:

— программа профессиональной переподготовки с присвоением квалификации «Мастер делового администрирования – Master of Business Administration (MBA)» с возможностью получения специализаций;
— программы профессиональной переподготовки, которые дают право на ведение нового вида профессиональной деятельности;
— программы повышения квалификации;
— дополнительные общеразвивающие программы для детей и взрослых (дополнительные общеобразовательные и предпрофессиональные).

 

Контингент слушателей дополнительного образования формируется:

-из   числа   физических   лиц,   пришедших  на   обучение   в   ГУУ   в результате собственного выбора;

-слушателей, поступивших на обучение, согласно заключенным договорам с предприятиями и организациями;

-лиц, направленных на дополнительное профессиональное образование в рамках субсидий федеральных органов управления;

-групп слушателей, сформированных в результате мониторинга сайта закупок, участия в закупочных процедурах и заключения контрактов на оказание образовательных услуг по дополнительным образовательным программам.

В приведенной ниже таблице представлена деятельность Университета в области дополнительного образования за 2016 и 2017 годы.

 

 

Программа профессиональной переподготовки с присвоением квалификации «Мастер делового администрирования- Master of Business Administration (МВА)» со специализациями

 

Календарный год

Название программ

Кол-во слушателей (контингент)

2016

Мастер делового администрирования-Master of Business Administration (MBA) со специализацией «General management»

 76

Мастер делового администрирования-Master of Business Administration (MBA) со специализацией «Стратегия развития бизнеса»

 5

Мастер делового администрирования-Master of Business Administration (MBA) со специализацией «Корпоративное управление и корпоративные финансы»

 12

Мастер делового администрирования-Master of Business Administration (MBA) со специализацией «Маркетинг и бренд-менеджмент»

 14

Мастер делового администрирования-Master of Business Administration (MBA) со специализацией «Информационный менеджмент»

 7

Мастер делового администрирования-Master of Business Administration (MBA) со специализацией «Управление человеческими ресурсами»

1

Мастер делового администрирования-Master of Business Administration (MBA со специализацией «Логистика и управление цепями поставок»

 

12

Мастер делового администрирования-Master of Business Administration (MBA) со специализацией «Производственный менеджмент»

 12

Мастер делового администрирования-Master of Business Administration (MBA) со специализацией «Маркетинг и бренд-менеджмент»

2

ИТОГО:

141

 

2017

ВШБ

Мастер делового администрирования – Master  of Business Administration (MBA)

 109

ВШБ

Мастер делового администрирования – Master of Business Administration (MBA) со специализацией «Стратегия развития бизнеса»

 6

ВШБ

Мастер делового администрирования – Master of Business Administration (MBA) со специализацией «Корпоративное управление и корпоративные финансы»

 

 9

ВШБ

Мастер делового администрирования – Master of Business Administration (MBA) со специализацией «Маркетинг и бренд-менеджмент»

 12

ВШБ

Мастер делового администрирования – Master of Business Administration (MBA) со специализацией «Информационный менеджмент»

 5

ВШБ

Мастер делового администрирования – Master of Business Administration (MBA) со специализацией “Управление человеческими ресурсами»

 2

ВШБ

Мастер делового администрирования – Master of Business Administration (MBA) со специализацией «Логистика и управление цепями поставок»

 12

ВШБ

Мастер делового администрирования – Master of Business Administration (MBA) со специализацией «Производственный менеджмент»

 8

ВШБ

Мастер делового администрирования – Master of Business Administration (MBA) с возможностью получения специализации «Операционный менеджмент»

 0

ВШБ

Мастер делового администрирования – Master of Business Administration (MBA) с возможностью получения специализации «Технологические, экономические и правовые инновации в энергетике»

 0

ИДАиБ

Мастер делового администрирования – Master of Business Administration (MBA) со специализациями:

-Финансы

-Управление стоимостью бизнеса

-Управление продажами

-Банковский менеджмент

7

ИТОГО:

170

 

 

Профессиональная переподготовка

 

Календарный год

 Название программ

Кол-во слушателей (контингент)

2016

Логистика и управление цепями поставок

5

Производственный менеджмент

1

Корпоративное управление и корпоративные финансы

1

General Management

5

Корпоративное управление и корпоративные финансы, очно-заочная

2

Управление человеческими ресурсами

14

Антикризисный стратегический менеджмент

6

Логистика и стратегическое бизнес-планирование

1

Управление организацией в спортивно-оздоровительной и фитнес-индустрии

39

Маркетинг и бренд-менеджмент

9

Бухгалтерский учет, анализ и аудит. Налогообложение

92

Управление бизнесом и финансами

31

Гостиничное дело

788

Менеджмент в спортивной индустрии

24

Специалист в сфере закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ

50

Управление персоналом

40

Организация здравоохранения и общественное здоровье

34

Управление организацией в спортивно-оздоровительной и фитнес-индустрии

39

Управление предприятием (форма обучения — очно-заочная)

15

Управление предприятием (форма обучения — заочная с применением ЭО и ДОТ)

11

Правовые и экономические основы организации государственной и муниципальной службы*

27

Переводчик в сфере профессиональной коммуникации (английский язык, 4 года)

17

Переводчик в сфере профессиональной коммуникации (английский язык, 2 года)

9

Менеджмент предприятия

75

Управление проектом

8

Управление проектами и программами

39

Основы международного управления в области высшего образования (на английском языке)

1

Государственное и муниципальное управление

71

Корпоративная юриспруденция

55

Правовое обеспечение управленческой деятельности

14

Государственная политика и политический менеджмент

4

Документоведение и архивоведение в государственном
и муниципальном управлении

19

Маркетинговое образование в России (РИМА-А)

48

Маркетинговое образование в России (РИМА-А)

7

ИТОГО:

1601

 

2016

 

 

Корпоративное управление и корпоративные финансы

2

Логистика и управление цепями поставок (700 чаc.)

7

Логистика и управление цепями поставок (630 час.)

10

Управление человеческими ресурсами (700 час.)

9

Управление организацией в спортивно- оздоровительной и фитнес индустрии (заочн.)

24

Управление организацией в спортивно-оздоровительной и фитнес индустрии

36

Документоведение и архивоведение

14

General management

4

Логистика и стратегическое бизнес-планирование (с применением ЭО и ДОТ)

6

Антикризисный стратегический менеджмент (с применением ЭО и ДОТ)

8

Основы международного управления в области высшего образования (на английском языке)(Стажировка)

 1

Юрист по правовому обеспечению природопользования и охраны окружающей среды

7

Организация управления в энергокомпаниях

20

Государственное и муниципальное управление

29

Корпоративная юриспруденция

20

Маркетинг и бренд-менеджмент

8

Управление предприятием

27

Правовые и экономические основы организации государственной и муниципальной службы

34

Управление человеческими ресурсами (280 час.)

29

Управление бизнесом и финансами

17

Бухгалтерский учет, анализ и аудит. Налогообложение

97

Оценка стоимости предприятия (бизнеса)

9

Переводчик в сфере профессиональной коммуникации (английский язык, 2 года)

16

Переводчик в сфере профессиональной коммуникации (английский язык, 4 года)

13

Управление персоналом

36

Специалист в сфере управления закупками для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с федеральным законом № 44-ФЗ

214

Менеджмент в спортивной индустрии

15

Организация здравоохранения и общественное здоровье (504 час.)

54

Маркетинговое образование в России (РИМА-А)

41

Экономика и управление организацией (426 час.)

26

Экономика и управление организацией (452 час.)

21

ИТОГО:

854

 

 

Повышение квалификации

 

Календарный год

Название программ

Кол-во слушателей (контингент)

2016

HR-менеджмент

2

Управление финансами и финансовый анализ

деятельности предприятия

8

Личные и профессиональные навыки менеджера

2

Логистика (общий курс)

5

Антикризисное управление

2

Оценка бизнеса

1

Управление проектами

11

Стратегический менеджмент

2

Бизнес планирование

2

Управление человеческий капиталом. Методика финансового консультирования трудовых коллективов

 9

Маркетинг и менеджмент в индустрии красоты

27

Повышение квалификации руководителей средств размещения и других объектов индустрии туризма

1090

Повышение квалификации персонала службы приема и размещения гостиниц

1121

Повышение квалификации персонала службы безопасности гостиницы

219

Повышение квалификации персонала службы эксплуатации номерного фонда

478

Повышение квалификации персонала предприятий питания или службы питания средств размещения

516

Повышение квалификации персонала туристических агентств

520

Повышение квалификации экскурсоводов и гидов- переводчиков по специфике работы в условиях проведения массовых мероприятий

541

Обеспечение безопасности при проведении массовых мероприятий

293

Современные маркетинговые инструменты в работе объектов туристской индустрии

1141

Использование современных информационных технологий в работе объектов туристской индустрии

680

Качество туристских услуг: работа с жалобами и рекламациями

434

Организация консьерж-сервиса в средствах размещения

163

Организация туристского обслуживания людей ограниченными возможностями здоровья

510

Разработка и внедрение корпоративных стандартов туристского обслуживания

304

Эффективные продажи в сфере услуг

928

Управление деятельностью в системе размещения государственного и муниципального заказа

158

Теория и практика участия в закупочных процедурах для обеспечения государственных и муниципальных нужд

18

Сопровождающий туристических групп из Китайской Народной Республики

44

Контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию

130

Организация здравоохранения и общественное здоровье

71

Клинико-экспертная работа в медицинских организациях: экспертиза временной нетрудоспособности и контроль качества медицинской помощи

12

Экономическая безопасность России, противодействие теневой экономике и коррупции

16

Компетентный руководитель. Развитие управленческих навыков. Сотрудники ФССП РФ

63

Русский язык на службе межкультурного диалога

485

Актуальные задачи транспортно-логистической деятельности

8

Курсы разговорного и делового китайского языка. Базовый уровень

29

Курсы разговорного и делового китайского языка. Начальный продвинутый уровень

26

Курсы разговорного и делового китайского языка. Начальный уровень

42

Межкультурные коммуникации в управлении международными проектами и программами

2
Основы современного отраслевого менеджмента 27

Специалист в сфере кадастрового учета (профессиональный стандарт 10.001)

16
Специалист по договорной работе 43
Управление бизнесом электросетевых компаний 24

Управление организацией. Базовый курс (на английском языке)

18
Основы управления многоквартирным домом 620

Патриотическое воспитание в системе государственного и муниципального управления

63
Государственное и муниципальное управление 6
Антикоррупционные механизмы 2
Государственное управление и государственная служба 6

Кадровая политика и кадровая работа на государственной и муниципальной службе

1
Управление миграционными процессами 1

Профессиональная деятельность депутата представительного органа муниципального образования

8

Проектирование фондов оценочных средств в системе высшего образования

50

ИТОГО:

10 998

 

2017

Управление проектами

106

Стратегический менеджмент

1

Логистика (общий курс)

3

Бизнес-планирование

1

Управление человеческим капиталом. Методика финансового консультирования трудовых коллективов

83

Управление финансами и финансовый анализ деятельности

6

Управление персоналом

8

Антикризисное управление

1

Оценка бизнеса

1

Управление продажами

3

Управление бизнесом электросетевых компаний

24

Курсы разговорного и делового китайского языка. Базовый уровень

10

Курсы разговорного и делового китайского языка. Начальный уровень

89

Специалист по договорной работе

7

Межкультурные коммуникации в управлении международными проектами и программами

6

Таможенное оформление и таможенный контроль

6

Эффективный менеджмент

7

Склады в системе транспортно-логистического обслуживания внешнеторговых потоков

6

 

 

2017

Повышение квалификации персонала предприятий питания или службы питания средств размещения

475

Повышение квалификации персонала туристических агентств

731

Повышение квалификации экскурсоводов и гидов- переводчиков по специфике работы в условиях проведения массовых мероприятий

896

Обеспечение безопасности при проведении массовых мероприятий

401

Современные маркетинговые инструменты в работе объектов туристической индустрии

1117

Качество туристических услуг: работа с жалобами и рекламациями

894

Организация туристского обслуживания людей с ограниченными возможностями здоровья

413

Разработка и внедрение корпоративных стандартов туристского обслуживания

1042

Эффективные продажи в сфере услуг

1601

Правовое регулирование гостиничной деятельности

959

Повышение квалификации экскурсоводов, гидов-переводчиков и инструкторов-проводников

118

Клинико-экспертная работа в медицинских организациях: экспертиза временной нетрудоспособности и контроль качества медицинской помощи

7

Организация здравоохранения и общественное здоровье

10

Расчетные системы по ценным бумагам на организованных торгах и на международных финансовых ранках

21

Бюджетный (бухгалтерский) учет, бюджетная (бухгалтерская) отчетность организаций государственного сектора

161

Документационное обеспечение

50

Управление в сфере инклюзивного высшего образования

292

ИТОГО:

14 129

 

 

Дополнительное образование для детей и взрослых

 

Календарный

год

Название программ

Кол-во слушателей (контингент)

2016

Стратегический маркетинг

1

Подготовка к комплексному вступительному экзамену по дисциплине «Русский язык»

10

Отработка практических навыков поведения в стрессовых ситуациях и знания основ законодательства

985

Школа абитуриента

4

ИТОГО:

1000

 

2017

Школа абитуриента

2

Подготовка к вступительному экзамену в магистратуру

13

Статистические методы изучения социально-экономического развития страны и ее регионов

22

Математические методы и модели анализа экономики

12

Основы интеллектуального анализа данных

20

Подготовка добровольцев для обеспечения безопасности на массовых мероприятиях

150

ИТОГО:

219

 

Из приведенной выше таблицы видно, что в 2017 году в ГУУ по дополнительным образовательным программам прошли обучение всего 15 372 человека (контингент), из них:

в Высшей школе бизнеса по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации «Мастер делового администрирования — Master of Business Administration (MBA)» (далее-МВА) по 8 специализациям обучалось 163 человека;

в Институте делового администрирования и бизнеса по программе переподготовки с присвоением квалификации «Мастер делового администрирования – Master of Business Administration (MBA)» (далее-MBA) по 4 специализациям обучалось 7 человек;

по 31 программе профессиональной переподготовки прошли обучение 854 человека;

по 61 программе повышения квалификации контингент слушателей составил 14 129 человек;

по 6 общеобразовательным программам для детей и взрослых было обучено 219 человек.

 

Показатели деятельности структурных подразделений, реализующих дополнительные программы за отчетный год представлены на приведенных ниже диаграммах:

  • динамика контингента слушателей за 2016 и 2017 календарные годы;
  • динамика изменения количества реализуемых дополнительных образовательных программ по видам обучения.

 

Общий контингент слушателей по дополнительным программам вырос почти на 12 %. При этом, изменение контингента по видам программ имеет разноплановую тенденцию: по программам повышения квалификации рост составил 28%, по программе МВА — 21%, а по программам профессиональной переподготовки произошло падение контингента практически в 2 раза (на 53%) и на дополнительные программы для детей и взрослых спрос упал практически в 5 раз.

Анализ численности обученных слушателей в отчетном году позволяет оценить долевое распределение контингента по видам программ обучения. На Рис.4 отражено, что максимальная востребованность приходится на программы повышения квалификации — 92%, 6% — приходится на программы профессиональной переподготовки, 1% слушателей предпочел обучаться на программе МВА и лишь малая доля пришлась на дополнительные образовательные услуги для детей и взрослых.

 

Всего в 2017 году было реализовано 100 дополнительных образовательных программы (94 – дополнительные профессиональные программы (далее-ДПП) и 6 программ дополнительного образования детей и взрослых). Структура и содержание ДПП соответствует нормативным требованиям, направлены на формирование новых или совершенствование необходимых компетенций слушателей согласно федеральным государственным образовательным стандартам, профессиональным стандартам, квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках по соответствующим должностям и профессиям.

Сравнительный анализ количества реализованных в ГУУ в 2017 году дополнительных программ указывает на стабильную востребованность их с повышением спроса. Вместе с тем наблюдается небольшое снижение интереса к программам профессиональной переподготовки.

В рамках самообследования деятельности по дополнительному профессиональному образованию был проведен анализ форм обучения по реализуемым программам: очные, очно-заочные (вечерние, модульные) и заочные, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (далее — ЭО и ДОТ). Особенностью отчетного года является увеличение доли ДПП, реализуемых в дистанционном формате.

Из общего числа ДПП, доля программ с применением ЭО и ДОТ составила 38%, но при этом число обученных в этом формате составило 88% от общего контингента, что подтверждает востребованность новых технологий обучения.

В 2017 году в структурных подразделениях, реализующих программы ДПО проводилось обучение различных категорий слушателей. Договорные отношения на обучение были оформлены с физическими лицами, с юридическими лицами и государственными заказчиками.

В качестве Заказчиков выступали следующие структуры: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральное агентство по туризму, Федеральное агентство по делам национальностей, Федеральная служба судебных приставов, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, филиалы компании ПАО «Московская энергетическая компания»; Министерство внутренних дел РФ, Банк России, ОАО «Российские железные дороги», Группа компаний «Лукойл», департамент по маркетингу компании Аэрофлот, медицинские организации различных форм собственности, страховые  компании,  медицинская  компания  ООО «ПФАЙЗЕР», АО «Тяжпромкомплект», ООО «АСТА ЭЛИТ ют», ООО «ПРАТО», телерадиокомпания «Пятый канал», Gfk group, Design Studio BBDO group, Itella Connections,   AG Partners PR,   креативная   группа   компаний

«Смарт Актив», креативная группа «Артель», рекламная группа «Драйв», МГЮА им. О.Е. Кутафина и другие.

Анализ потребителей услуг (заказчиков) на обучение по ДПП ГУУ позволяет выявить следующую тенденцию.

Программы           повышения           квалификации           востребованы государственными структурами, которые повышают квалификацию своих сотрудников за счет бюджетных средств. Это 94,26% всех ассигнований в ГУУ. Корпоративные заказчики составляют 3,07% и физические лица, заинтересованные в собственном развитии, дают 2,67% финансовых средств в бюджет вуза.

На программах профессиональной переподготовки пропорции носят иной характер. 56,71% доходной деятельности ГУУ по реализации программ ДПО составляют договора с физическими лицами, 43,12% всех денежных средств поступает за счет договоров с юридическими лицами (корпоративными заказчиками) и практически нет бюджетных средств. Данная тенденция объясняется желанием слушателей повысить свой профессиональный уровень и получить возможность карьерного роста, а со стороны работодателя потребностью в подготовке кадров для успешного развития собственных компаний.

 

Выпуск слушателей
по дополнительным образовательным программам в 2016 и 2017 годах

 

 

Годы

Профессиональная переподготовка с присвоением квалификации МВА

Профессиональная переподготовка

 

Повышение квалификации

Дополнительное образование детей и взрослых

 

Итого

2016

37

1433

10857

1000

13327

2017

47

549

14097

219

14 912

На 12% увеличилось число лиц, успешно завершивших обучение в 2017 году в ГУУ.

Помимо количественных показателей функционирования системы дополнительного профессионального образования в рамках самообследования был проведен финансовый анализ деятельности каждого Института (Центра ДПО) ГУУ за отчетный год.

 

Лучшие показатели финансовой деятельности у ВШБ ГУУ (39%) от суммарного дохода по ДПО в вузе, чуть ниже в Институте управления персоналом, социальных и бизнес коммуникаций (32%), в Институте делового администрирования и бизнеса (включен в структуру ГУУ с июня 2017г.) этот процент — 11%. Суммарный доход от этих трех подразделений составил 82,7% от общевузовского дохода по ДПО, в то время как 17,3% приходится на доходы от остальных структурных подразделений, реализующих дополнительные программы.

В целом при анализе показателей финансовой деятельности по ДПО, можно отметить рост доходов на 17,2 % по сравнению с 2016 годом, что отражает не только стабильность функционирования системы ДПО в ГУУ, но и ее существенный рост.

Вывод: спрос на дополнительные программы в ГУУ остается устойчивым. Это подтверждает высокое качество программ и авторитет ГУУ на рынке образовательных услуг г. Москвы и регионов России.

В ГУУ по дополнительным образовательным программам обучаются различные категории слушателей: от генеральных директоров, владельцев малого и среднего бизнеса, преподавателей вузов до безработных граждан и пенсионеров.

Анкетирование слушателей и сбор данных по формам федерального статистического наблюдения Росстата «Сведения о деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам» (форма № 1-ПК) отделом

ДПО УАПиРОП показали, что наиболее активная часть слушателей, как по программам повышения квалификации, так и по программам профессиональной переподготовки являются женщины в возрасте от 30-49 лет.

 

Качество содержания подготовки специалистов и организации учебного процесса по дополнительным профессиональным программам

 

Дополнительные профессиональные программы разрабатываются профессорско-преподавательским составом ГУУ на основе профессиональных стандартов; квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям; квалификационным требованиям к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей; государственных образовательных стандартов высшего образования по соответствующим направлениям.

Целью ДПП является получение слушателями новых или совершенствование имеющихся компетенций для выполнения нового вида профессиональной деятельности и/или получения новой квалификации. При составлении программы принимаются во внимание требования заказчика и контингент слушателей.

Отдел ДПО УАПиРОП координирует деятельность Центров ДПО и структурных подразделений, реализующих программы, и осуществляет учебно-методическое обеспечение учебного процесса путем подготовки локальных актов ГУУ по ведению образовательной деятельности по ДПО.

Качество содержания подготовки специалистов по программам ДПО определяется совокупностью ресурсов:

  • постоянным совершенствованием форм и содержания учебного процесса;
  • всемерной поддержкой у слушателей стремлений к знаниям на основе развития самостоятельной работы как под руководством преподавателя, так и без него;
  • материально-технической базой;
  • постоянным повышением педагогического мастерства, научного уровня и практического опыта профессорско-преподавательского состава и привлекаемых специалистов из реального сектора экономики;
  • обеспечением учебного процесса современной учебно-методической литературой;
  • применением комплексной системы аттестации слушателей и выпускников.

Программы      профессиональной      переподготовки,      реализуемые Центрами ДПО, связаны с обучением руководителей и специалистов разного уровня, участвующих в организации производственной, инновационной, финансовой и иной деятельности предприятий реального сектора экономики. Содержание     программ     профессиональной     переподготовки     и повышения   квалификации   носит   практический   характер,   соответствует запросам бизнес сообщества.

В отчетном году в целях обеспечения качества подготовки специалистов по программам профессиональной переподготовки с присвоением квалификации «Мастер делового администрирования – Master of Business Administration (MBA)», как программе подготовки менеджеров высшей квалификации было разработано «Положение о системе управления качеством образовательных программ в Высшей школе бизнеса», которое позволяет построить организационную и функциональную систему внутренней оценки качества ДПП по совокупности показателей:

уровень преподавательского мастерства, характеризуемый высокими результатами подготовки слушателей, способный удовлетворять потребностям всех участников образовательного процесса (соответствовать общепринятым стандартам и запросам потребителя);

содержательный уровень самой программы, включающий требования НАСДОБР и критерии Международной ассоциации АМВА, а также запросы, тенденции и тренды рынка;

уровень администрирования учебным процессом, характеризующийся постоянным взаимодействием со слушателями, преподавателями по всем вопросам, имеющим отношение к процессу обучения.

 

В учебном процессе по программе МВА предусмотрен значительный объем индивидуальных и групповых занятий, направленных на формирование управленческих и лидерских навыков и умений менеджера. Слушатели решают практические проблемы (кейсы), применяя методы аналитической работы на примере действующих предприятий, выполняют прикладные проекты на материалах своих организаций и предприятий.

По обобщенным данным опроса слушателей структурными подразделениями, реализующими программы ДПО, качество учебного процесса было оценено выше 4-х баллов по пятибалльной шкале оценок. При этом оценивались: уровень программ, соответствие ожиданиям, качество учебно-методических материалов, уровень преподавательского мастерства, соответствие содержания заявленной проблеме, доступность изложения материала, контакт с аудиторией и т.д.

Все это подтверждает высокое качество дополнительного профессионального образования в ГУУ.

Помимо внутренней оценки качества образовательного процесса по ДПП есть факты положительной внешней оценки. Общественное и профессиональное признание качества программ МВА ГУУ подтверждается в рейтингах 2017 года.

-в сентябре 2017 года ВШБ ГУУ блестяще прошла реаккредитацию программы МВА в престижной международной ассоциации АМВА (Association of MBA’s), по результатам которой подготовлен отчет о предоставлении школе максимальной 5 летней аккредитации. Программа МВА в ГУУ — это программа двойных дипломов: диплома о профессиональной переподготовке установленного образца ГУУ с присвоением квалификации «Мастер делового администрирования» и международного сертификата ассоциации АМВА.

-действует аккредитация Национального аккредитационного Совета делового образования (НАСДОБР) программы МВА;

-присвоение трех пальмовых ветвей в категории Excellent Business School в международном рейтинге EDUNIVERSAL 2017;

-3-е место в Народном рейтинге-2017 российских бизнес-школ по версии mba.su совместно с РБК;

-1-2-е место в ежемесячном индексе популярности 2017 года российских бизнес-школ по версии mba.su.

Еще одним показателем оценки качества обучения по дополнительным образовательным программам являются многочисленные благодарственные отзывы выпускников 2017 года. Ниже приведены некоторые, из них:

Андреева Анна Николаевна, группа МВА 42: Спасибо за интересные годы, за замечательных сотрудников: Козлова О.И, Огнетова В.В. и профессиональных преподавателей: Свердлов, Устюжанина, Павлов, Саприка, Петров. Готовлю к реализации новый инвестиционный проект. Готова к собственному бизнесу, до этого была только наёмным сотрудником.

Авраменко Дмитрий Александрович, гр. МВА 42: В целом программой MBA доволен, уверен, что полученные знания смогу применить на практике. Систематизированы имеющиеся знания, практический опыт подкреплён теоретическими знаниями.

Шишлаков Антон Владимирович, гр. МВА 42: Отличный преподавательский состав. Отношение к слушателям на партнёрском уровне. На протяжении всего курса обучения было чёткое понимание, что это настоящее образование, а не искусственное. «хвосты», «ДЗ», сроки…всё по-настоящему! Так и должно быть. Очень рад, что выбрал именно ВШБ ГУУ. Буду советовать всем. Спасибо Вам большое! Стали поступать более серьёзные предложения о работе.

Климычев Сергей Александрович, гр. МВА 43: Всё было очень хорошо. Ни разу не пожалел, что пошел учиться на MBA, и что выбрал для обучения именно ВШБ ГУУ. Все преподаватели — большие специалисты, многие из них просто зажигали интересом к своему предмету (Темнышов, в частности, или Серебрякова). Особо хочу отметить коллектив учебной части, всегда помогали, шли навстречу, отвечали на вопросы. Самое главное — изменилось сознание. Если раньше я смотрел на бизнес с «маркетинговой колокольни» (поскольку работаю в этой сфере уже больше 12 лет), то сейчас — на ступеньку выше, получается видеть все процессы комплексно. Следовательно, даже в рамках подразделения принимаю более взвешенные решения, максимально отвечающие потребностям бизнеса. И появилось желание расти и развиваться дальше, причем желание это теперь подкреплено хорошими знаниями по менеджменту и бизнесу.

Ильин Александр Витальевич, гр. МВА 43: Так как мне понравились процесс и результаты обучения, могу лишь выразить благодарность и пожелать коллективу ВШБ ГУУ удачи на стезе обучения. Возглавил предприятие.

Ралин Александр Иванович, гр. МВА 43: Хочу сказать, всем большое спасибо, кто занимался моим обучением и совершенствованием моих навыков и знаний. Данный курс позволил мне посмотреть на некоторые вещи под другим углом. Теперь я знаю, как более правильно ориентироваться в текущей жизненной ситуации. Я смог оценить свое положение в компании. Увидел методы управления компанией со стороны руководства. Увидел ошибки и причины нашего «развития», и я знаю, что мне делать.

Служащие ФАС России, ноябрь 2017: Мы, государственные гражданские служащие ФАС  России,  прошедшие  курсы  повышения  квалификации  в  ГУУ  по  программе

«Бухгалтерский учет в бюджетных организациях», выражаем благодарность организаторам и преподавателям за профессионализм и предоставленные знания.

Выпускники группы ЭФ-ПП-УБФ-1/16, сентябрь 2017: Мы, выпускники группы ЭФ- ПП-УБФ-1/16 УМЦ ДПО ИЭФ ФГБОУ ВО «ГУУ» выражаем благодарность организаторам Программы профессиональной подготовки «Управление бизнесом и финансами» за предоставленные знания и навыки.

Огромная благодарность всему педагогическому составу – Зеленову В.В., Карп М.В., Корзоватых Ж.М., Дьяконовой О.С., Рогуленко Т.М. и Гульковой Е.Л. за четкий и профессиональный подход к обучению и качественную подачу материала.

Выражаем также благодарность Гаус М.И. и Голубковой В.И. за высокий уровень организации учебного процесса и созданную комфортную обстановку.

Выпускники группы ЭФ-ПП-БУ-1/16, сентябрь 2017: Выпускники группы ЭФ-ПП- БУ-1/16 выражают огромную благодарность руководству и коллективу Учебно- методического  центра  Дополнительного  профессионального  образования  ГУУ  за слаженную и организованную работу. Благодаря спланированному и грамотно проведенному за прошедший год процессу обучения мы получили новые знания и навыки, которые помогут нам на нашем профессиональном пути!

Выражаем благодарность всему педагогическому составу за профессионализм и качественную подачу материала.

Зеленов В.В., Карп М.В., Корзоватых Ж.М., Дьяконова О.С., Рогуленко Т.М. – спасибо Вам за ценные знания и опыт!

Отдельно выражаем благодарность Гаус Марине Игоревне и Голубковой Валентине Игоревне за сопровождение, поддержку и помощь в трудных ситуациях, комфортные условия обучения!

Земцова Анастасия Александровна, выпускница группы ЭФ-ПП-БУ-2/15, апрель 2017: Выражаю благодарность организаторам Программы профессиональной подготовки «Бухгалтерский учет, анализ и аудит. Налогообложение» за предоставленные знания и навыки.

Огромная благодарность всему педагогическому составу – Зеленову В.В., М.В. Карп, Корзоватых Ж.М., Дьяконовой О.С. и Т.М. Рогуленко за четкий и профессиональный подход к обучению и качественную подачу материала. И т.д.

 

 

 

Качество итоговой аттестации выпускников программ дополнительного профессионального образования

 

 

Важнейшим показателем результативности и качества обучения по программам профессиональной переподготовки является проведение итоговой аттестации в форме подготовки слушателями выпускной аттестационной работы и ее защиты на заседании аттестационной комиссии, сформированной из представителей ГУУ и бизнеса (заказчиков), утвержденной приказом ректора.

В результате освоения программ профессиональной переподготовки у выпускников должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.

Итоговая аттестация по программам повышения квалификации позволяет продемонстрировать слушателям приобретенные новые или усовершенствованные компетенции, необходимые для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

Приобретенные компетенции позволят слушателям в их будущей работе подготавливать, обосновывать, принимать и реализовывать эффективные управленческие решения в современных условиях.

Порядок проведения итоговой аттестации выпускников, обученных по дополнительным профессиональным программам определен локальным актом ГУУ. Тематика выпускных аттестационных работ разрабатывается кафедрами с учетом современных требований к уровню теории и практической деятельности будущих специалистов. Методические рекомендации к итоговой аттестации доступны всем выпускникам.

Все работы были выполнены на основе исследования существующих проблем  реальных  организаций,  в  которых  слушатели  осуществляют трудовую деятельность.

Оценки выпускных аттестационных работ по дополнительным профессиональным программам представлены в таблице (Рис.12.), на диаграммах (Рис.13) и показывают высокое качество обученности слушателей, а также характеризуют в целом высокую мотивацию, качество организации и содержания программ ДПО.

 

 

Качество итоговой аттестации в 2017 году

 

Программы

Отлично

Хорошо

Удовлетворительно

Не вышли на защиту

МВА

58,3%

23,6%

3,6%

14,5%

Профессиональная

переподготовка

79,4

16

2

2,6

 

Практически 100 % слушателей программ повышения квалификации выполнили задание итоговой аттестации и получили удостоверения установленного образца ГУУ.

 

 

Качество кадрового обеспечения подготовки слушателей дополнительного профессионального образования

 

По ежегодным данным статистической отчетности, подготовленной отделом ДПО можно увидеть, что для проведения занятий по дополнительным профессиональным программам, по–прежнему, подбирается наиболее подготовленный профессорско-преподавательский состав (далее — ППС). Все штатные преподаватели, занятые в реализации образовательного процесса по ДПО, как правило, имеют ученую степень и опыт практической работы по специальности в реальном рыночном секторе экономики. На приведенных ниже диаграммах видно, что независимо от вида образовательной программы (MBA, профессиональная переподготовка, повышение квалификации) 59% преподавательского состава — это штатные педагогические работники ГУУ, которые имеют ученое звание доцента и профессора.

Вместе с тем, качество содержания подготовки слушателей достигается путем проведения занятий не только штатными преподавателями, но и приглашенными высококвалифицированными специалистами из других вузов и бизнес-среды.

Отмечается высокая квалификация педагогических работников, занятых в системе дополнительного профессионального образования, что и является определяющим при оценке качества и содержания ДПП, реализуемых в ГУУ.

 

 

Выводы

 

Самообследование дополнительного профессионального образования в ГУУ за 2017 год показало, что система дополнительного профессионального образования рациональна и рост показателей ее деятельности подтверждает наличие потенциала для дальнейшего эффективного развития.

  1. За отчетный 2017 год обучение по дополнительным образовательным программам прошли обучение 15 372 человека, что на 12% превышает показатели прошлого 2016 года. При этом, по-прежнему наиболее востребованными являются программы повышения квалификации.
  2. Стабильный спрос на программы ДПО сохранился и в 2017 году. В соответствии с запросами Заказчиков общее количество разработанных и реализованных дополнительных образовательных программ (далее — ДОП) составило 100. Из них программ профессиональной переподготовки было востребовано в отчетном году 31 (плюс две программы МВА со специализациями), программ повышения квалификации 61 и соответственно число обученных слушателей по сравнению с 2017 годом возросло на 21% по программам МВА и на 28% по программам повышения квалификации.
  1. Отчетный год позволил отметить возросший спрос на ДПП ГУУ государственными бюджетными структурами. На них приходится 94,2 % от всего контингента слушателей, прошедших обучение, 3,07% — доля слушателей, обученных по договорам с корпоративными Заказчиками, 2,67% — физические лица, пришедшие на обучение по договорам на оказание образовательных услуг по ДПО.

Приведенные данные позволяют сделать вывод о необходимости выделений финансовых средств на рекламу и продвижение дополнительных профессиональных программ на рынке образовательных услуг, а также продолжать активно участвовать в мониторинге электронных торговых площадок.

  1. Целесообразно активнее взаимодействовать с федеральными, региональными и местными органами (структурами) для предложения широкого перечня программ ДОП ГУУ в целях повышения квалификации и профессиональной переподготовки сотрудников в связи с внедрением профессиональных стандартов в организации.
  2. Отмечается увеличение контингента слушателей из числа студентов старших курсов, бакалавров и магистров, поступивших на обучение по дополнительным профессиональным программам, с тем, чтобы к моменту получения диплома по основным образовательным программам, получить новые дополнительные компетенции. За отчетный год по таким программам (повышения квалификации) было обучено 138 человек, 10 человек прошли обучение по программам профессиональной переподготовки. Это направление следует развивать и дальше.
  3. Программы МВА, как программы подготовки менеджеров высшей квалификации, остаются престижным направлением деятельности двух подразделений ГУУ: Высшей школы бизнеса ГУУ и введенным в структуру ГУУ Институтом делового администрирования и бизнеса с тенденцией к повышению спроса на них.
  4. Все большую популярность приобретают дополнительные профессиональные программы с элементами электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, реализуемые Центрами ДПО ГУУ.

В отчетном году из общего числа ДПП, доля программ с применением ЭО и ДОТ составила 38%, но при этом число обученных в этом формате составило 88% от общего контингента, что подтверждает востребованность новых технологий обучения.

  1. Качество подготовки слушателей по результатам итоговых испытаний соответствует оценке «отлично» у 58,3% выпускников программы МВА и 79,4  % программ профессиональной  переподготовки. Оценки «хорошо», соответственно у 23,6% и 16%. Процент не вышедших на защиту слушателей довольно высок на программах МВА -14,5%, что чаще всего связано с длительностью обучения (2 года) и динамично изменяющимся внешними условиями.
  1. Все штатные преподаватели, занятые в реализации образовательного процесса по ДПО, как правило, имеют и ученую степень, и опыт практической работы по специальности в реальном рыночном секторе экономики. Независимо от вида образовательной программы (MBA, профессиональная переподготовка, повышение квалификации) 59% преподавательского состава — это штатные педагогические работники ГУУ, которые имеют ученое звание доцента и профессора.

Кадровый состав ГУУ и учебно-методическое обеспечение дополнительных профессиональных программ соответствуют задачам, которые решаются в ходе учебного процесса.

  1. Доходы от платной образовательной деятельности по дополнительному профессиональному образованию возросли по сравнению с 2016 годом на 17,2%, что отражают тенденцию устойчивого развития системы ДПО ГУУ.

Самообследование показало, что реализуемые в Университете дополнительные профессиональные программы в 2017 году соответствуют требованиям законодательных и нормативных актов по дополнительному профессиональному образованию в Российской Федерации, внутривузовской нормативной документации, а также требованиям заказчиков.