Методические рекомендации по организации и проведению контроля за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности
I. Общие положения
Настоящие методические рекомендации разработаны в целях унификации применения нормативных правовых актов, определяющих организацию и осуществление контроля за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности (далее лицензионный контроль), и могут быть использованы лицензирующим органом в ходе плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок.
Лицензионный контроль проводится лицензирующим органом посредством проведения плановых и внеплановых проверок в соответствии с:
Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (далее — Закон «Об образовании»);
Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее Федеральный закон № 294-ФЗ);
Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Федеральный закон № 99-ФЗ); постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2011 г. № 174 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности» (далее — Положение о лицензировании); иными нормативными правовыми актами.
В соответствии со статьей З Федерального закона № 99-ФЗ лицензирование представляет собой деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования образовательной деятельности.
К отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона № 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 2 — 10 статьи 19 Федерального закона № 99-ФЗ.
Пунктом 22 статьи 33.1 Закона «Об образовании» установлено, что по истечении одного года после предоставления лицензии лицензирующий орган проводит плановую выездную проверку соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий.
Истечение одного года со дня принятия решения о предоставлении лицензии является основанием для включения плановой проверки лицензиата в план проведения проверок на соответствующий календарный год.
Выездные проверки проводятся по месту нахождения и (или) ведения образовательной деятельности лицензиатов.
В соответствии с Положением о лицензировании документарные проверки проводятся по месту нахождения лицензирующего органа путем изучения документов и сведений, имеющихся в лицензирующем органе и (или) представленных лицензиатами и другими лицами, а также путем анализа информации, размещенной на официальных сайтах образовательных учреждений в сети Интернет в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 32 Закона «Об образовании».
Лицензирующий орган в связи с осуществлением лицензирования и лицензионного контроля взаимодействует в электронной форме с другими государственными органами, участвующими в предоставлении государственных услуг, с соискателями лицензий и лицензиатами в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
Сроки и последовательность административных процедур и административных действий лицензирующих органов при осуществлении лицензионного контроля устанавливаются административными регламентами исполнения государственной функции.
II. Лица, уполномоченные на проведение проверки, эксперты и представители экспертных организаций
Согласно Положению о лицензировании (пункты 37-46) в ходе проверки проводятся мероприятия по лицензионному контролю с целью анализа и экспертизы документов и материалов, характеризующих деятельность лицензиата, средств обеспечения образовательного процесса, а также анализа использования в образовательном процессе объектов, необходимых для осуществления образовательной деятельности (зданий, строений, сооружений, помещений и территорий), учебно-методической документации, учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса.
К должностным лицам, которые могут быть уполномочены на проведение проверки распорядительным актом лицензирующего органа, относятся руководитель лицензирующего органа, заместители руководителя лицензирующего органа, руководители и заместители руководителей структурных подразделений лицензирующего органа, иные государственные гражданские служащие лицензирующего органа, должностными регламентами которых предусмотрено проведение проверки по вопросам лицензионного контроля.
Лица, уполномоченные на проведение проверки, должны быть также уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных соответствующими статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (далее — КоАП), включая статью 19.20 КоАП.
К проведению мероприятий по лицензионному контролю привлекаются эксперты и экспертные организации, аккредитованные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на основании распорядительного акта лицензирующего органа и в соответствии с заключенными с ними гражданско-правовыми договорами. Примерная форма гражданско-правового : договора может быть разработана лицензирующим органом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации.
Решение о привлечении экспертов и экспертных организаций к проведению мероприятий по лицензионному контролю принимается лицензирующим органом на основании результатов их отбора из числа экспертов и экспертных организаций, аккредитованных на соответствующий вид деятельности. Отбор экспертов и экспертных организаций для привлечения их к проведению мероприятий по лицензионному контролю осуществляется в соответствии с критериями отбора, установленными лицензирующим органом.
Требования к экспертам и экспертным организациям, привлекаемым к проведению мероприятий по лицензионному контролю, утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации.
В соответствии с условиями гражданско-правового договора, заключенного с экспертом, эксперту выплачивается вознаграждение и возмещаются расходы по проезду до места нахождения лицензиата, в отношении которого проводится мероприятие по лицензионному контролю, и обратно до места жительства эксперта, а также расходы по найму жилого помещения за период проживания вне постоянного места жительства в связи с проведением мероприятия по лицензионному контролю.
В соответствии с условиями гражданско-правового договора, заключенного с экспертной организацией, экспертной организации возмещаются расходы на проведение ее представителями мероприятий по лицензионному контролю.
Лица, уполномоченные на проведение проверки, с целью проведения мероприятий по лицензионному контролю запрашивают документы и материалы по вопросам, подлежащим проверке, а также устные и письменные объяснения уполномоченных должностных лиц и иных работников организации по вопросам, подлежащим проверке.
Лица, уполномоченные на проведение проверки, эксперты и представители экспертных организаций с целью проведения мероприятий по лицензионному контролю имеют право:
а) посещать лицензиата в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при предъявлении копии распорядительного акта лицензирующего органа о проведении проверки и служебного удостоверения (иного документа, подтверждающего их полномочия);
б) осуществлять анализ и экспертизу документов и материалов, характеризующих деятельность организации по вопросам, подлежащим проверке, в том числе локальных и индивидуальных правовых актов;
в) проводить осмотр и экспертизу объектов, используемых при осуществлении образовательной деятельности (зданий, строений, сооружений, помещений и территорий);
г) проводить рассмотрение и экспертизу учебно-методической документации, учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса;
д) проводить наблюдение за ходом образовательного процесса, в том числе за использованием в образовательном процессе объектов недвижимости, документации, литературы, иных ресурсов и средств;
е) проводить беседы с обучающимися, воспитанниками организации, их родителями (законными представителями) и работниками организации по вопросам, подлежащим проверке. При этом беседы с несовершеннолетними обучающимися или воспитанниками проводятся в присутствии их родителей (законных представителей).
Лица, уполномоченные на проведение проверки, эксперты и представители экспертных организаций при проведении проверки обязаны соблюдать ограничения, установленные статьей 15 Федерального закона № 294-ФЗ.
Пунктом 43 Положения о лицензировании предусмотрено, что к акту проверки по лицензионному контролю прилагается экспертное заключение, подготовленное экспертом (экспертной организацией), принимавшим участие в проверке. При необходимости эксперт может приложить к экспертному заключению копии документов, свидетельствующих о выявленных нарушениях.
Примерная форма экспертного заключения может разрабатываться лицензирующий органом (приложение 1).
III. Подготовка к проведению плановых и внеплановых проверок соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности
1. Подготовка ежегодного плана проведения плановых проверок
Подготовка ежегодного плана проведения плановых проверок (далее план проверок) регламентируется:
- статьей 9 Федерального закона № 294-ФЗ;
- частью 9 статьи 19 Федерального закона № 99-03;
- пунктом 22 статьи 33.1 Закона «Об образовании»;
- постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью» (далее — постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2009 г. № 944);
- постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 489).
Перечень объектов лицензионного контроля определяется:
на основании пункта 22 статьи 33.1 Закона «Об образовании», предусматривающего проведение плановой проверки по истечении одного года со дня принятия решения о предоставлении лицензии, в отношении лицензиатов, которым предоставлена лицензия после 1 января 2011 года; на основании части 9 статьи 19 Федерального закона № 99-ФЗ — в отношении лицензиатов, которым предоставлена или переоформлена лицензия после 1 июля 2011 года; на основании постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 944.
Требования пункта 1 части 8 статьи 9 Федерального закона № 294-ФЗ сохраняют свое действие в отношении лицензиатов, решение о предоставлении лицензии или переоформлении лицензии, по которым было принято до 1 января 2011 года.
При подготовке плана проверок возможен вариант сочетания проверок по лицензионному контролю, федеральному государственному надзору в области образования и федеральному государственному контролю качества образования. Необходимо учитывать, что для проведения проверок по указанным основаниям вопрос определения периодичности решается в соответствии с частью 8 статьи 9 Федерального закона № 294-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 944, то есть не чаще, чем 1 раз в два (три) года.
2. Внесение изменений в ежегодный план проведения плановых проверок
Внесение изменений в ежегодный план проверок осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 489. Внесение изменений в ежегодный план провероr допускается только в случае невозможности проведения плановой проверки деятельности лицензиата (далее — объект проверки) в связи с: ликвидацией или реорганизацией лицензиата; прекращением лицензиатом деятельности, подлежащей плановой проверке, наступлением обстоятельств непреодолимой силы.
С учетом указанных обстоятельств определяются возможные действия органа, осуществляющего лицензионный контроль:
а) если объект проверки находится в стадии ликвидации, то изменение в план проверок не вносится. В данном случае проверка проводится в соответствии с планом проверок;
б) если объект проверки находится в стадии реорганизации в форме:
- присоединения к нему другого юридического лица то проверка проводится в соответствии с планом проверок; выделения из объекта проверки другого юридического лица то проверка проводится в отношении того объекта проверки, который был включен в план проверок; преобразования (в случае изменения типа объекта проверки при сохранении ИНН) — то проверка проводится в соответствии с планом проверок;
в) если объект проверки ликвидирован, то проверка не проводится.
В данном случае в ежегодный план проведения плановых проверок вносится соответствующее изменение. Сведения о внесенных изменениях направляются в 10-дневный срок со дня их внесения в соответствующий орган прокуратуры на бумажном носителе (с приложением копии в электронном виде) заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, а также размещаются на официальном сайте органа в сети Интернет.
Аналогичные действия производятся в случае:
- присоединения объекта проверки к другому юридическому лицу;
- разделения на два (несколько) юридических лиц;
- слияния объекта проверки и другого юридического лица, результатом которого является возникновение нового юридического лица;
- наступления обстоятельств непреодолимой силы (например, погодные условия, не позволяющие обычным способом добраться до места проверки).
Внесение дополнений в ежегодный план проверок в течение календарного года не предусмотрено действующим законодательством.
З. Перечень оснований проведения внеплановой выездной проверки по лицензионному контролю
Особенности организации и проведения проверок при осуществлении лицензионного контроля в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами. Для системы образования таким законом является Федеральный закон № 99-ФЗ.
Основания для их проведения предусмотрены частью 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ и частью 10 статьи 19 Федерального закона № 99-ФЗ.
Согласно пункту 4 части 10 статьи 19 Федерального закона № 99-ФЗ одним из оснований для проведения внеплановой выездной проверки является наличие ходатайства лицензиата о проведении лицензирующим органом внеплановой выездной проверки в целях установления факта досрочного исполнения предписания лицензирующего органа.
4. Согласование проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры
Проведение внеплановых выездных проверок по основаниям, указанным в пункте 2 части 10 статьи 19 Федерального закона № 99-ФЗ (поступление в лицензирующий орган обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований), может быть проведено лицензирующим органом только после согласования в установленном порядке с органом прокуратуры по месту осуществления лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с частью статьи 19 Федерального закона № 99-ФЗ исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
В соответствии с пунктом 6 Положения о лицензировании к грубым нарушениям лицензионных требований и условий при. осуществлении образовательной деятельности, относятся нарушения, установленные подпунктами «а», «б», «г» пункта 5 Положения о лицензировании, а также повторное в течение 5 лет нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами «в» и «д» пункта 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности.
К административным процедурам (действиям) органа по контролю и надзору в сфере образования относятся подготовка приказа о проведении внеплановой выездной проверки, оформление заявления о согласовании проверки с органом прокуратуры в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальньж предпринимателей при осуществленшт государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и направление их в органы прокуратуры.
5. Уведомление объекта контроля о проведении внеплановой выездной проверки по лицензионному контролю
При подготовке проведения внеплановых выездных проверок, основания которых предусмотрены частью 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ (за исключением пункта 2) и частью 10 статьи 19 Федерального закона № 99-ФЗ (за исключением пункта 2) требуется уведомление объекта контроля о проведении внеплановой выездной проверки не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
IV. Правовые аспекты соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности
Согласно пункту 5 Положения о лицензировании лицензионными требованиями и условиями при осуществлении образовательной деятельности является:
а) наличие у лицензиата в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта, условия обеспечения обучающихся, воспитанников и работников питанием и медицинским обслуживанием), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию и реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам и соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования.
При проверке соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий, установленных подпунктом «а» пункта 5 Положения о лицензировании, необходимо учитывать, что помимо права собственности, иными законными основаниями наличия у лицензиата зданий, строений и сооружений, помещений и территории могут являться следующие права, предусмотренные законодательством: аренда, оперативное управление, безвозмездное пользование, постоянное (бессрочное) пользование и т.д.
При этом правоустанавливающими документами, свидетельствующими о наличии законного основания на имущество, могут быть:
свидетельство о государственной регистрации права (в случаях, когда согласно законодательству имущественное право подлежит государственной регистрации); договор, постановление государственного (мунищтального) органа (иные решения правообладателей, наделяющих лицензиата имуществом).
Учитывая требования Гражданского кодекса Российской Федерации о предоставлении имущества арендатору при проверке документов лицензиата необходимо установить наличие передаточного акта на имущество.
Согласно подпункту «а» пункта 5 Положения о лицензировании в случае необходимости использования в образовательном процессе территорий (расположенных на ней спортивных площадок, стадионов, автодромов, учебных хозяйств и др., не зарегистрированных как самостоятельные сооружения), лицензиат должен иметь законные основания на право пользования соответствующим земельным участком.
При проверке наличия права на имущество лицензиата необходимо дать оценку законности такого основания (в частности, действительность предоставленного лицензиату имущественного права, соблюдение обязательных требований к сделке и пр.). Так, при представлении лицензиатом:
договора аренды рекомендуется обратить внимание на соблюдение положений части З статьи 607, статьи 609, части 2 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации; договора о безвозмездном пользовании необходимо учитывать требования главы 36 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 24 Земельного кодекса Российской Федерации. Следует также учитывать, что в постоянное (бессрочное) пользование могут быть переданы только земельные участки. Такая передача должна быть осуществлена учредителем (статья 39 Закона «Об образовании»).
При проверке необходимо также учитывать наличие условий для обеспечения обучающихся, воспитанников и работников питанием и медицинским обслуживанием. Согласно подпункту 19 пункта 2 статьи 32 Закона «Об образовании» создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения отнесено к компетенции образовательного учреждения.
При этом у лицензиата должны быть оборудованные для этих целей соответствующие помещения, договор (или иной локальный акт образовательного учреждения) об организации питания и медицинского обслуживания обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения. При наличии в штате образовательного учреждения медицинского работника наличие лицензии на медицинскую деятельность обязательно.
б) Наличие у лицензиата учебно-методической документации по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующей требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования (подпункт «б» пункта 5 Положения о лицензировании) должно подтверждаться документами, указанными в пунктах 6, 6.1, 8 статьи 9, пунктах 1, 8 статьи 15 Закона «Об образовании», типовых положениях об образовательных учреждениях соответствующих типов, федеральных государственных образовательных стандартах и федеральных государственных требованиях, лицензионных нормативах.
О соблюдении требования подпункта «в» пункта 5 Положения о лицензировании будет свидетельствовать наличие у лицензиата учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования.
В этом случае необходимо удостовериться в наличии учебников и учебных пособий и их достаточном количестве в соответствии с установленными лицензионными нормативами.
Для образовательных учреждений, имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования, необходимо руководствоваться федеральным перечнем учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе, а также оценивать обеспеченность учебными пособиями, допущенными к использованию в образовательном процессе.
Количество учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов может быть подтверждено утвержденными списками литературы, библиотечными реестрами, балансовыми списками и т.п. Фактическое наличие указанњж ресурсов, а также их состояние целесообразно проверить путем визуального осмотра. При проверке необходимо также учитывать наличие у лицензиата учебной, учебнометодической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов, хранящихся на электронных носителях.
Численность и образовательный ценз педагогических работников должны соответствовать положениям, установленным федеральными государственными образовательными стандартами и федеральными государственными требованиями, типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов. Образовательный ценз педагогических работников должен соответствовать квалификационным характеристикам соответствующей должности согласно приказу Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».
При проверке наличия в штате лицензиата или привлечения им на ином законном основании педагогических работников, численность и образовательный ценз которых обеспечивают осуществление образовательной деятельности по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, и соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования, следует запрашивать:
штатное расписание; тарификацию; личные дела работников, содержащие копии документов об образовании, копии аттестационных листов, трудовые договоры, иные документы.
При наличии в образовательном учреждении лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761 н), следует запрашивать у лицензиата копию рекомендации аттестационной комиссии о назначении данного педагогического работника на соответствующую должность.
Требования к организации образовательного процесса, установленные законодательством Российской Федерации в области образования, которые должны соблюдаться лицензиатом согласно подпункту «д» пункта 5 Положения о лицензировании, отражены в статье 15, подпунктах 6, 7, 15, 16 пункта 2 статьи 32 Закона «Об образовании», типовых положениях об образовательных учреждениях соответствующих типов, федеральных государственных образовательных стандартах и федеральных государственных требованиях, лицензионных нормативах.
Согласно пункту 36 Положения о лицензировании документарные проверки проводятся, в том числе, путем анализа информации, размещенной на официальных сайтах лицензиатов в сети Интернет в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 32 Закона «Об образовании».
V. Результаты проверки
По результатам проведенной проверки составляется акт проверки.
Акт проверки оформляется по форме, утверждённой приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (приложение 2).
В акте проверки в обязательном порядке указываются:
дата, время и место составления акта проверки;
наименование органа государственного контроля (надзора);
дата и номер приказа руководителя (заместителя) органа государственного контроля (надзора), на основании которого проводилась проверка;
фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, а также экспертов (экспертных организаций), проводивших проверку;
наименование проверяемого лицензиата, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя проверяемого лицензиата, присутствовавших при проведении проверки;
дата, время, общая продолжительность и место проведения проверки;
сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований с указанием характера выявленных нарушений и лиц, допустивших указанные нарушения;
сведения об ознакомлении или об отказе ознакомления с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя проверяемого лицензиата, присутствовавших при проведении проверки, включая пометку об отказе ознакомления с актом, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок юридического лица записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у проверяемого лицензиата указанного журнала;
подписи лиц, проводивших проверку.
К акту проверки прилагаются экспертные заключения, подготовленные экспертами и представителями экспертных организаций, принимавшими участие в проверке, протоколы или заключения проведенных исследований, экспертиз, объяснения работников проверяемого лицензиата, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.
При наличии нарушений лицензионных требований и условий к акту проверки прилагаются копии документов, подтверждающих выявленные нарушения, прошитые, пронумерованные, заверенные печатью проверяемого лицензиата.
Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.
В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле лицензирующего органа.
В случае если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю, и вручается руководителю, иному уполномоченному должностному лицу или уполномоченному представителю проверяемого лицензиата под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в материалах проверки.
В случае если для проведения внеплановой выездной проверки требовалось согласование ее проведения с органом прокуратуры, копия акта проверки направляется в орган прокуратуры, которым принято решение о согласовании проведения проверки, в течение пяти рабочих дней со дня составления акта проверки.
На основании акта проверки составляется отчет.
Руководитель (заместитель) органа государственного контроля (надзора) утверждает отчет о проведении проверки, составленный на основании акта проверки. В отчете о проведении проверки указываются нарушения, выявленные при проведении проверки, и меры, которые необходимо принять в отношении фактов таких нарушений и совершивших их должностных лиц.
Проверяемый лицензиат в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в проверяющую организацию в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом проверяемый лицензиат вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии.
В случае выявления при проведении проверки нарушений лицензионных требований и условий, должностные лица, проводившие проверку, обязаны подготовить предписание проверяемому лицензиату об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, составить протокол об административном правонарушении в порядке, установленном КоАП.
Подготовленное должностным лицом, проводившим проверку, предписание подается на подпись руководителю (заместителю) органа государственного контроля (надзора) вместе с отчетом о проведении проверки.
Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.
В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела, либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
Протокол об административном правонарушении направляется в соответствующий судебный орган в течение трех суток с момента его составления.
Предписание подлежит обязательному выполнению в установленный в нем срок.
Лицензиат и (или) его учредитель представляют в лицензирующий орган отчет об исполнении предписания, включающий в себя документы, содержащие сведения, подтверждающие его исполнение.
По результатам исполнения предписания лицензирующим органом (в случае необходимости) может быть проведена внеплановая выездная проверка лицензиата на предмет исполнения предписания.
В случае неисполнения предписания лицензиатом и (или) его учредителем (в том числе, если отчет об исполнении указанного предписания не представлен в лицензирующий орган до истечения срока, установленного указанным предписанием, или представленный отчет не подтверждает исполнение в установленный срок указанного предписания), лицензирующий орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном КоАП, и приостанавливает действие лицензии полностью или в отношении отдельных образовательных программ, образовательной деятельности филиала лицензиата, места осуществления образовательной деятельности на срок, не превышающий шести месяцев.
При приостановлении и возобновлении действия лицензии следует руководствоваться нормами статьи 33.1 Закона «Об образовании».
Лицензирующий орган в течение трех дней со дня принятия решения о приостановлении действия лицензии вносит соответствующую запись в реестр лицензий. Лицензирующий орган в течение пяти рабочих дней со дня принятия указанного решения направляет копию документа, подтверждающего принятие соответствующего решения, с сопроводительным письмом в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по месту нахождения лицензиата.
В случае если до истечения срока приостановления действия лицензии лицензиат и (или) его учредитель представили в лицензирующий орган документы, содержащие сведения, подтверждающие исполнение предписания, неисполнение которого явилось основанием для приостановления действия лицензии, лицензирующий орган возобновляет действие лицензии.
В случае если до истечения срока приостановления действия лицензии лицензиат и (или) его учредитель представили в лицензирующий орган документы, содержащие сведения, подтверждающие исполнение предписания, неисполнение которого явилось основанием для приостановления действия лицензии, лицензирующий орган возобновляет действие лицензии.
В случае если такие документы не представлены лицензиатом и (или) его учредителем в лицензирующий орган до истечения срока приостановления действия лицензии или представленные документы не подтверждают исполнение указанного предписания, лицензирующий орган обращается в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
Приостановление действия лицензии продлевается на период до вступления в законную силу решения суда.
Лицензия аннулируется решением суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа.
Лицензирующий орган вносит соответствующую запись в реестр лицензий с указанием основания, даты вынесения решений суда об аннулировании лицензий и реквизиты таких решений.
VI. Меры по усилению контроля за соблюдением лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности
В целях оптимизации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по исполнению переданных полномочий Российской Федерации в области образования в части контроля соблюдения лицензиатами • лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности Рособрнадзор полагает целесообразным рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия в области образования, разработать и реализовать комплекс мероприятий по контролю за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности, включая:
- организацию повышения квалификации должностных лиц лицензирующих органов по вопросам контрольно-надзорной деятельности; обеспечение проведения своевременной аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) в качестве экспертов, экспертных организаций к проведению мероприятий по лицензионному контролю; установление критериев отбора экспертов и экспертных организаций привлекаемых к проведению мероприятий по лицензионному контролю; проработку вопросов межведомственного взаимодействия с другими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части обеспечения мероприятий по контролю за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности;
- обеспечение своевременного контроля исполнения лицензиатами и (или) их учредителями предписаний об устранении выявленных в ходе лицензионного контроля нарушений лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности; совершенствование работы с образовательными учреждениями по предупреждению правонарушений, в том числе созданию условий для недопущения нарушений лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности в соответствии с лицензией;
- проведение мероприятий, направленных на информирование субъектов образовательной деятельности, о необходимости соблюдении обязательных требований законодательства Российской Федерации в области образования.