REX: Светлана Сазанова о том, что ограничение торговой наценки не решит проблему роста цен
Источник: REX
Совокупная наценка на социально значимые товары в России снизилась в 2,5 раза и составила 6,4% по итогам 2023 года, гласят данные Федеральной антимонопольной службы (ФАС).
Механизм рыночного ценообразования является основой экономической свободы. Благодаря гибкому реагированию рыночных цен на изменение экономической конъюнктуры, производители получают информацию, какие товары и услуги востребованы рынком, а какие – нет, заявила доцент кафедры институциональной экономики ИЭФ ГУУ Светлана Сазанова.
Повышение рыночной цены товара привлекает в отрасль новых производителей и производство этого товара растёт, а снижение цены действует наоборот. Однако в краткосрочном периоде, когда производитель не может увеличить производство товара (например, из-за длительного цикла его производства или недоступности необходимых ресурсов), его цена будет расти, порождая инфляционные ожидания и ажиотажный спрос потребителей.
Рост цен потребительских товаров снижает уровень благосостояния достаточно большой части населения и порождает инфляционные ожидания. Особенно болезненно потребители реагируют на рост цен социально значимых товаров, производство большинства которых невозможно увеличить в короткие сроки.
Как правило, цены социально значимых товаров растут в период общего экономического кризиса, когда доходы населения падают и, отказываясь от дорогостоящих товаров, потребители заменяют их более доступными аналогами. Производители и торговые сети в ответ повышают цены, стремясь компенсировать потери от снижения спроса на более дорогую продукцию.
Подобная ситуация побуждает правительство вмешаться в рыночных механизм путём прямого регулирования цен ряда товаров. Именно так поступило российское правительство в 2010 году, приняв Постановление N 530 и последующие его редакции в 2014 (санкции за Крым) и 2020 (пандемический кризис) годах.
Этот документ устанавливает перечень социально-значимых товаров, а также правила, согласно которым розничные цены на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости не могут превышать допустимых значений.
Например: торговая сеть должна придерживаться правил установления розничных цен в отношении говядины (кроме бескостного мяса), так это социально значимый товар, но может устанавливать надбавку по своему усмотрению на бескостную говядину, которая к социально-значимым товарам не относится.
Таким образом, вмешательство государства в механизм рыночного ценообразования носит максимально мягкий, ограниченный характер, а потребитель получает социально значимые товары с наименьшей или даже нулевой торговой надбавкой.
Также Федеральная антимонопольная служба, Минсельхоз РФ и региональные власти следят за ценами социально-значимых товаров в регионах с целью пресечения необоснованных повышений цен и различных спекуляций.
Совместные усилия дали результат, и наценка на социально значимые товары снизилась с 22% в 2021 году до 6,4% в 2024 году.
Но торговая наценка — не единственный фактор роста цен на социально-значимые товары, важнейшим фактором остаётся рост издержек производства, в первую очередь сельскохозяйственной продукции, а также уровень инфляции в стране в целом, далёкий от целевых 4-4,5%.
Поддержание стабильных цен на социально значимые товары — это задача, требующая комплексного решения, в основе которого — снижение уровня инфляции, с одной стороны, и развитие российского агропромышленного комплекса, с другой.
Подпишись на тг-канал "Наш ГУУ" Дата публикации: 3.05.2024