1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Положение о порядке разработки, утверждения и реализации образовательной программы по программам высшего образования — программам бакалавриата, магистратуры, подготовки научно- педагогических кадров в аспирантуре (далее – Положение) определяет структуру, содержание и этапы разработки и утверждения образовательных программ (далее – ОП), реализуемых на основе федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (далее – ФГОС ВО, образовательный стандарт) в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Государственный университет управления» (далее – ГУУ, Университет).
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с законодательством Российской Федерации и локальными нормативными актами Университета.
1.3. Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно- педагогических условий и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
Примерная основная образовательная программа — учебно- методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения ОП, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации ОП.
ОП имеет направленность (профиль) (далее — направленность), характеризующую ее ориентацию на конкретные области знания и (или) виды деятельности в рамках направления подготовки и определяющую ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающихся и требования к результатам ее освоения.
Направленность ОП устанавливается следующим образом:
— направленность программы бакалавриата конкретизирует ориентацию программы бакалавриата на области знания и (или) виды деятельности в рамках направления подготовки либо соответствует направлению подготовки в целом;
— направленность программы магистратуры конкретизирует ориентацию программы магистратуры на области знания и (или) виды деятельности в рамках направления подготовки;
— направленность программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре конкретизирует ориентацию программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре на области знания и (или) виды деятельности в рамках направления подготовки или номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, утверждаемые Министерством образования и науки Российской Федерации.
1.4. ОП состоит из базовой и вариативной части. Базовая часть ОП является обязательной вне зависимости от направленности ОП, обеспечивает формирование у обучающихся компетенций, установленных образовательным стандартом, и включает в себя:
— дисциплины (модули) и практики, установленные образовательным стандартом;
— дисциплины (модули) и практики, установленные ГУУ;
— государственную итоговую аттестацию.
Вариативная часть ОП направлена на расширение и углубление компетенций, установленных образовательным стандартом, а также на формирование у обучающихся компетенций, установленных разработчиками ОП в ГУУ дополнительно к компетенциям образовательного стандарта. Содержание вариативной части формируется в соответствии с направленностью ОП. Обязательными для освоения обучающимися являются дисциплины (модули) и практики, входящие в состав базовой части ОП, а также дисциплины (модули) и практики вариативной части ОП в соответствии с направленностью ОП.
При обучении по ОП подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре Университет обеспечивает иностранным гражданам и лицам без гражданства возможность изучения в рамках дисциплины (модуля)
«Иностранный язык» русского языка как иностранного.
При обеспечении инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) необходимо включать в ОП специализированные адаптационные дисциплины (модули).
1.5. ОП разрабатывается по каждому направлению подготовки с учетом потребностей регионального рынка труда, экономики, традиций и достижений научно-педагогических школ.
Университет может реализовывать по направлению подготовки одну программу бакалавриата (программу магистратуры, программу подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре) или несколько программ бакалавриата (несколько программ магистратуры, несколько программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре), имеющих различную направленность.
1.6. В наименовании ОП по программам бакалавриата, магистратуры указывается наименование направления подготовки и направленность ОП, если указанная направленность отличается от наименования направления подготовки. В наименовании ОП по программе подготовки научно- педагогических кадров в аспирантуре указывается наименование направленности программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре.
1.7. ОП может разрабатываться и реализовываться совместно с другими образовательными организациями, в том числе зарубежными, в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации, локальными нормативными актами ГУУ.
1.8. Программы бакалавриата обучения включают в себя учебные занятия по физической культуре. Порядок проведения и объем указанных занятий при очной, очно-заочной и заочной формах обучения, при сочетании различных форм обучения, при реализации ОП с применением исключительно электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, а также при освоении ОП лицами с ограниченными возможностями здоровья (инвалидами), устанавливается учебным планом направления подготовки.
При реализации ОП Университет обеспечивает обучающимся возможность освоения факультативных (необязательных для изучения при освоении ОП) и элективных (обязательные при освоении ОП) дисциплин (модулей) в порядке, установленном локальными нормативными актами ГУУ.
1.9. ОП обновляется по мере развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.

2. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

2.1. К освоению программ бакалавриата допускаются лица, имеющие среднее общее образование или среднее профессиональное образование. К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня. К освоению программ подготовки научно- педагогических кадров в аспирантуре допускаются лица, имеющие высшее образование — магистратура или специалитет.
2.2. Высшее образование по программам бакалавриата и магистратуры в соответствии с требованиями ФГОС ВО в Университете может быть получено по очной, очно-заочной, заочной формам обучения, а также с сочетанием различных форм обучения.
Высшее образование по программам подготовки научно- педагогических кадров в аспирантуре по очной и заочной формам обучения.
Допустимые формы получения образования и формы обучения устанавливаются образовательными стандартами.
2.3. При осуществлении образовательной деятельности по ОП ГУУ обеспечивает:
• проведение учебных занятий в различных формах по дисциплинам (модулям);
• проведение практик;
• проведение научно-исследовательской работы, в рамках которой обучающиеся выполняют самостоятельные научные исследования в соответствии с направленностью ОП;
• проведение контроля качества освоения ОП посредством текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся и государственной итоговой (итоговой) аттестации обучающихся.
При реализации ОП, разработанной в соответствии с образовательным стандартом, факультативные и элективные дисциплины (модули), а также специализированные адаптационные дисциплины (модули) включаются в вариативную часть ОП.
2.4. В Университете образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации – русском. Образование может быть получено на иностранном языке в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании и локальными нормативными актами ГУУ.
2.5. Образовательный процесс по программам бакалавриата, магистратуры и программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре организуется по периодам обучения — учебным годам (курсам). В рамках курса обучения выделяются семестры (2 семестра в рамках курса) или периоды освоения модулей, выделяемым в рамках срока получения высшего образования по соответствующей программе.
Выделение периодов обучения в рамках курсов, а также периодов освоения модулей осуществляется по решению органов управления Университета.
2.6. Дата начала учебного года для программ бакалавриата и магистратуры:
— по очной и очно-заочной формам обучения – 01 сентября, при этом Университет может перенести срок начала учебного года не более чем на 2 месяца;
— по заочной форме обучения, а также при сочетании различных форм обучения срок начала учебного года устанавливается Университетом.
Дата начала учебного года для программ подготовки научно- педагогических кадров в аспирантуре:
— по очной форме обучения – 01 сентября, при этом Университет может перенести срок начала учебного года не более чем на 2 месяца;
— по заочной форме обучения, а также при сочетании различных форм обучения срок начала учебного года устанавливается Университетом.
2.7. В учебном году наряду с образовательным процессом устанавливаются каникулы, общая продолжительность которых устанавливается требованиями ФГОС ВО.
Срок получения высшего образования по ОП включает в себя период каникул, следующий за прохождением государственной итоговой (итоговой) аттестации (вне зависимости от предоставления указанных каникул обучающемуся).
2.8. Ежегодно Университет до начала периода обучения по ОП формирует расписание учебных занятий в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком.
При освоении ОП высшего образования обучающимся, имеющим среднее профессиональное образование или высшее образование или имеющим способности и (или) уровень развития, позволяющие освоить образовательную программу в более короткий срок по сравнению с нормативным сроком получения образования в соответствии с ФГОС ВО, по решению ГУУ осуществляется ускоренное обучение такого обучающегося по индивидуальному учебному плану в порядке, установленном локальным нормативным актом Университета.
Сокращение срока получения высшего образования по образовательной программе при ускоренном обучении осуществляется посредством перезачета и переаттестации дисциплин (модулей), освоенных на предыдущем уровне образования.
Решение об ускоренном обучении принимается органами управления Университета на основании личного заявления обучающегося.
Зачет результатов обучения осуществляется учебными структурными подразделениями в соответствии с локальными нормативными актами ГУУ.
Организация образовательного процесса по ОП при сочетании различных форм обучения, при использовании сетевой формы реализации указанных ОП, при ускоренном обучении осуществляется в соответствии с данным Положением и соответствующими локальными нормативными актами Университета.
Перевод обучающегося на обучение с сочетанием различных форм обучения осуществляется на основании его заявления.
2.10. При реализации ОП по индивидуальному учебному плану срок получения высшего образования по ОП лицами с ограниченными возможностями здоровья (инвалидами) увеличивается Университетом по сравнению со сроком получения высшего образования по ОП по соответствующей форме обучения в пределах, установленных образовательным стандартом, на основании письменного заявления обучающегося.
2.11. Учебные занятия по ОП проводятся в форме контактной работы обучающихся с педагогическими работниками и в форме самостоятельной работы обучающихся.
Образовательный процесс по программам бакалавриата и магистратуры осуществляется в форме:
• лекций и иных учебных занятий, предусматривающих преимущественно передачу учебной информации педагогическим работником обучающимся (далее – занятия лекционного типа);
• семинаров, практических занятий, практикумов, лабораторных работ;
• коллоквиумов и иных аналогичных занятий;
• курсового проектирования (выполнения курсовых работ) по одной или нескольким дисциплинам (модулям);
• групповых консультаций;
• проведения практик;
• проведения научно-исследовательской работы, в рамках которой обучающиеся выполняют самостоятельные научные исследования в соответствии с направленностью программы магистратуры;
• индивидуальных консультаций и иных учебных занятий, предусматривающих индивидуальную работу педагогического работника с обучающимся (в том числе руководство практикой);
• проведения контроля качества освоения ОП посредством текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся и государственной итоговой (итоговой) аттестации обучающихся;
• самостоятельной работы обучающихся.
Образовательный процесс по программам подготовки научно- педагогических кадров в аспирантуре осуществляется в форме:
• учебных занятий по дисциплинам (модулям) в форме лекций, семинаров, консультаций, научно-практических занятий, лабораторных работ, коллоквиумов, а также в иных формах, устанавливаемых Университетом;
• проведения практик;
• проведения научно-исследовательской работы, в рамках которой обучающиеся выполняют самостоятельные научные исследования в соответствии с направленностью программы подготовки научно- педагогических кадров в аспирантуре;
• проведения контроля качества освоения программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре посредством текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся и государственной итоговой (итоговой) аттестации обучающихся;
• самостоятельной работы обучающихся.
Университет может проводить учебные занятия иных видов.
2.12. Контактная работа обучающихся с педагогическим работником, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий, регламентируется локальным нормативным актом Университета.
2.13. Для проведения практических занятий и занятий семинарского типа, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, формируются учебные группы обучающихся численностью не более 30 человек (по возможности) из числа обучающихся по одному направлению подготовки. Занятия семинарского типа проводятся для одной учебной группы. При необходимости возможно объединение в одну учебную группу обучающихся по различным направлениям подготовки. При проведении лабораторных работ, а также занятий по иностранному языку учебная группа может разделяться на подгруппы с численностью не менее 15 человек.
Для проведения практических занятий по физической культуре (физической подготовке) формируются учебные группы численностью не более 20 человек с учетом пола, состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности обучающихся.
Для проведения занятий лекционного типа учебные группы по одному направлению подготовки могут объединяться в учебные потоки. При необходимости возможно объединение в один учебный поток учебных групп по различным направлениям подготовки.
2.14. Университет предусматривает применение инновационных форм учебных занятий, развивающих у обучающихся навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества (включая при необходимости проведение интерактивных лекций, групповых дискуссий, ролевых игр, тренингов, анализ ситуаций и имитационных моделей, преподавание дисциплин (модулей) в форме курсов, составленных на основе результатов научных исследований, проводимых Университетом, в том числе с учетом региональных особенностей профессиональной деятельности выпускников и потребностей работодателей).
Объем контактной работы обучающихся с педагогическим работником при организации образовательного процесса по ОП устанавливается учебным планом по ОП.
2.15. Контроль за качеством освоения образовательных программ включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и государственную итоговую (итоговую) аттестацию обучающихся.
Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценку качества усвоения содержания компонентов какой-либо части (темы) дисциплины (модуля) в процессе ее (его) изучения обучающимися, промежуточная аттестация обучающихся – процедура оценивания промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплинам (модулям) и прохождения практик (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ)).
Формы, система оценивания, порядок проведения и периодичность промежуточной аттестации обучающихся, включая условия проведения повторной промежуточной аттестации обучающихся, устанавливаются локальными нормативными актами Университета.
2.16. Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую (итоговую) аттестацию в соответствии с локальными нормативными актами Университета выдаются документы об образовании и (или) о квалификации установленного образца. Документ об образовании и (или) о квалификации установленного образца, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую (итоговую) аттестацию, подтверждает получение высшего образования определенного уровня и квалификации по направлению подготовки, относящемуся к соответствующему уровню высшего образования:
• высшее образование — бакалавриат (подтверждается дипломом бакалавра);
• высшее образование — магистратура (подтверждается дипломом магистра);
• высшее образование – подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре (диплом об окончании аспирантуры).
Лицам, не прошедшим государственную итоговую (итоговую) аттестацию или получившим на государственной итоговой (итоговой) аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть образовательной программы и (или) отчисленным из Университета, выдается справка об обучении или о периоде обучения.
2.17. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) организуется в соответствии с локальными нормативными актами Университета.

3. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

3.1. Открытие новой ОП возможно в рамках имеющейся в ГУУ лицензии на право осуществления образовательной деятельности на основании решения Ученого совета ГУУ при условии соблюдения лицензионных требований к учебно-методической, материально-технической и кадровой обеспеченности образовательной программы и требований ФГОС ВО.
3.2. ОП разрабатывается выпускающей кафедрой ГУУ с учетом требований ФГОС ВО по соответствующему направлению подготовки. Ответственным за разработку программы бакалавриата является заведующий выпускающей кафедры ГУУ. Ответственным за разработку программы магистратуры является научный руководитель программы магистратуры. Ответственным за разработку программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре является научный руководитель обучающегося подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре.
3.3. Предлагаемые к открытию новые ОП могут быть кафедральными, межкафедральными, а также межинститутскими (межфакультетскими).
3.4. При разработке ОП необходимо учитывать следующие требования:
— при реализации ОП используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение;
— при реализации ОП может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания ОП и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий;
— ОП могут реализовываться Университетом как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации;
— объем ОП (ее составной части) определяется как трудоемкость учебной нагрузки обучающегося при освоении ОП (ее составной части), включающая в себя все виды его учебной деятельности, предусмотренные учебным планом для достижения планируемых результатов обучения. В качестве унифицированной единицы измерения трудоемкости учебной нагрузки обучающегося при указании объема ОП и ее составных частей используется зачетная единица;
— объем образовательной программы (ее составной части) выражается целым числом зачетных единиц;
— зачетная единица для ОП, разработанных в соответствии с ФГОС ВО, эквивалентна 36 академическим часам (при продолжительности академического часа 45 минут);
— объем ОП не зависит от формы получения образования, формы обучения, сочетания различных форм обучения, применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, использования сетевой формы реализации ОП, обучения по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренного обучения;
— объем ОП, реализуемый за один учебный год, не включая объем факультативных дисциплин (модулей) (далее – годовой объем программы), при очной форме обучения составляет 60 зачетных единиц, за исключением случаев обучения по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренному обучению;
— при очно-заочной и заочной формах обучения, при сочетании различных форм обучения, при реализации ОП с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, при использовании сетевой формы реализации ОП, при обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов), а также при обучении по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренного обучения, годовой объем программы устанавливается Университетом в размере не более 75 зачетных единиц и может различаться для каждого учебного года;
— при разработке ОП необходимо учитывать, что дисциплины (модули), относящиеся к базовой части ОП, являются обязательными для освоения обучающимся вне зависимости от направленности (профиля) ОП и являются обязательными для всех ОП по одному направлению подготовки;
— набор дисциплин (модулей), относящихся к базовой части ОП, Университет определяет самостоятельно в объеме, установленном ФГОС ВО, с учетом соответствующей (соответствующих) примерной (примерных) образовательной (образовательных) программы (программ);
— дисциплины (модули), относящиеся к вариативной части ОП, и практики определяют направленность (профиль) ОП;
— набор дисциплин (модулей), относящихся к вариативной части ОП, и практик Университет определяет самостоятельно в объеме, установленном ФГОС ВО. После выбора обучающимся направленности (профиля) ОП, набор соответствующих дисциплин (модулей) и практик становится обязательным для освоения обучающимся;
— получение высшего образования по ОП осуществляется в сроки, установленные образовательным стандартом, вне зависимости от используемых Университетом образовательных технологий;
— в срок получения высшего образования по ОП не включается время нахождения обучающегося в академическом отпуске, в отпуске по беременности и родам, отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста трех лет;
— разработка и реализация ОП осуществляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации;
— разработка и реализация ОП, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о государственной тайне;
— выбор методов и средств обучения, образовательных технологий и учебно-методического обеспечения реализации ОП осуществляетсяУниверситетом самостоятельно, исходя из необходимости достижения обучающимися планируемых результатов освоения ОП, а также с учетом индивидуальных возможностей обучающихся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов).
3.5. Основным документом ОП является рабочий учебный план, разработка и утверждение которого проводится в несколько этапов.
Рабочий учебный план согласовывается в подразделении Университета, обеспечивающего учебный процесс на предмет соответствия ФГОС ВО и требованиям, установленным локальными нормативными актами Университета.
3.6. Согласованный рабочий учебный план выносится на обсуждение методического совета института (факультета) и Научно-методического совета Университета. После согласования рабочего учебного плана подготавливаются все необходимые документы для открытия новой ОП, в соответствии с разделом 5 настоящего Положения.
3.7. После рассмотрения ОП на ученом совете учебного структурного подразделения, ОП рассматривается на Научно-методическом совете Университета, далее ОП одобряется на заседании Ученого совета ГУУ.
3.8. Оригинал ОП, в том числе рабочего учебного плана, одобренный Ученым советом ГУУ, утверждается ректором, проставляется гербовая печать и размещается в электронном виде в соответствующем разделе на официальном сайте Университета. Оригинал ОП в бумажном виде хранится в подразделении Университета, обеспечивающего учебный процесс.
ОП, одобренные Ученым советом ГУУ, реализуются на основании приказа ректора ГУУ.
3.9. Срок рассмотрения проекта новой ОП на каждом этапе не может превышать 10 рабочих дней. Новые ОП, на которые будет осуществляться прием в следующем учебном году должны быть утверждены не позднее 01 октября текущего учебного года.

4. ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

4.1. Основная цель обновления ОП — гибкое реагирование на потребности рынка труда, учет новых достижений науки и техники.
4.2. Выпускающая кафедра, ответственная за реализацию ОП или научный руководитель ОП (для программ магистратуры и подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре) актуализируют ее по мере необходимости с учетом изменений законодательства Российской

Федерации, локальных нормативных актов Университета, развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы и оперативно предоставляют актуализированную ОП (описание ОП, рабочий учебный план, программы практик, программу государственной итоговой (итоговой) аттестации) в подразделение Университета, обеспечивающее учебный процесс.
4.3. Изменения и дополнения, вносимые в ОП, согласовываются и утверждаются в соответствии с пунктами 3.5. — 3.8. Положения.
Утверждение изменений и дополнений, вносимых в ОП, необходимо рассмотреть на Ученом совете ГУУ не позднее 01 мая текущего учебного года.

5. СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗДЕЛОВ

5.1. Структура образовательной программы:
Титульный лист и лист согласований Оглавление
1. Общие положения
1.1. Общая характеристика ОП
1.2. Нормативные документы для разработки ОП
1.3. Входные требования к уровню подготовки поступающих на ОП
2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника
ОП
2.1. Область профессиональной деятельности выпускника
2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника
2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника
2.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника
2.5. Квалификация, присваиваемая выпускникам
3. Компетенции выпускника, формируемые ОП
4. Документы, регламентирующие содержание и организацию
образовательного процесса при реализации ОП
4.1. Календарный учебный график
4.2. Рабочий учебный план
4.3. Рабочие программы дисциплин (модулей)
4.4. Рабочие программы практик
4.5. Программа государственной итоговой (итоговой) аттестации
5. Ресурсное обеспечение ОП
5.1. Кадровое обеспечение
5.2. Материально-техническое обеспечение
5.3. Учебно-методическое и информационное обеспечение
6. Характеристики среды ГУУ, обеспечивающей развитие социально-личностных компетенций выпускников
7. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения компетенций обучающимися
7.1. Характеристика фондов оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации (в том числе для практики)
7.2. Характеристика фондов оценочных средств для государственной итоговой (итоговой) аттестации
8. Взаимодействие с работодателями для реализации профессиональных видов деятельности
9. Дополнительные нормативно-методические документы и материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся (при необходимости)
10. Список разработчиков ОП
11. Приложения.
Титульный лист и лист согласований
Формат лицевой стороны титульного листа и листа согласований приведены в Приложении № 1 к Положению.
Оглавление
В оглавлении указываются наименования разделов и пунктов ОП и номера страниц расположения разделов и пунктов ОП.

1. Общие положения

1.1. Общая характеристика ОП
Указывается, что программа бакалавриата/ магистратуры/ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре имеет своей целью развитие у обучающихся личностных качеств, а также формирование общекультурных (универсальных — для программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре), общепрофессиональных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВО по данному направлению подготовки.
При этом формулировка целей ОП как в области воспитания, так и в области обучения дается с учетом профиля ОП, а также особенностей соответствующей научной школы Университета и потребностей рынка труда. Указывается объем программы в зачетных единицах за весь период обучения в соответствии с ФГОС ВО по данному направлению подготовки и включает все виды работы обучающихся во взаимодействии с педагогическим работником (далее – контактная работа обучающихся с преподавателем), самостоятельной работы, практики и время, отводимое на контроль качества освоения обучающимися ОП.
Указывается срок получения образования по ОП в годах и месяцах для всех реализуемых в рамках ОП форм обучения в соответствии с ФГОС ВО по данному направлению подготовки.
Указывается наличие возможности освоения ОП с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (при наличии).
При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.
Указывается наличие возможности освоения программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также ресурсов иных организаций (при наличии).
В случае реализации ОП в сетевой форме требования к реализации ОП должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации ОП в сетевой форме.
Необходимо указать язык, на котором реализуется ОП.
1.2. Нормативные документы для разработки ОП
Образовательная программа по направлению подготовки наименование бакалавров/ магистров/ научно-педагогических кадров в аспирантуре
код и наименование
разработана и утверждена на основании законодательства Российской Федерации, Устава и локальных нормативных актов ГУУ (Федеральные законы; федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования; приказы Министерства образования и науки Российской Федерации; примерные основные образовательные программы (при наличии); профессиональные стандарты, используемые при составлении ОП (при наличии)) и т.д.
1.3. Входные требования к уровню подготовки поступающих на ОП
Для поступления на ОП бакалавриата абитуриент должен иметь документ, удостоверяющий образование соответствующего уровня. Зачисление производится согласно правилам приема, утвержденным ГУУ.
Для поступления на ОП магистратуры (подготовки научно- педагогических кадров в аспирантуре) необходимо иметь документ, удостоверяющий образование соответствующего уровня. Зачисление на ОП магистратуры производится по результатам вступительных испытаний, программы которых разрабатываются ГУУ самостоятельно.

2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника

ОП
Характеристика профессиональной деятельности выпускника разрабатывается на основе ФГОС ВО по направлению подготовки в соответствии с компетентностным подходом и включает в себя определение:
— области профессиональной деятельности;
— объектов профессиональной деятельности;
— вида(ов) профессиональной деятельности;
— задачи профессиональной деятельности.
2.1 Область профессиональной деятельности выпускника
Приводится характеристика области профессиональной деятельности, для которой ведется подготовка выпускников, в соответствии с ФГОС ВО по данному направлению подготовки; описывается специфика профессиональной деятельности выпускника с учетом направленности ОП, указываются типы организаций, в которых может осуществлять профессиональную деятельность выпускник по данному направлению подготовки.
2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника
Указываются объекты профессиональной деятельности выпускников в соответствии с ФГОС ВО по данному направлению подготовки. Наряду с этим, описывается специфика объектов профессиональной деятельности выпускника в соответствии с направлением подготовки ОП.
2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника
Под видом профессиональной деятельности понимается научная, проектная, педагогическая, организационно-управленческая, проектно- конструкторская и иная деятельность. При разработке и реализации программ бакалавриата, магистратуры и подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре необходимо ориентироваться на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится выпускник, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательского и материально-технического ресурса ГУУ. Указываются виды профессиональной деятельности выпускника в соответствии с ФГОС ВО по данному направлению подготовки.
Виды профессиональной деятельности можно дополнить совместно с заинтересованными работодателями. При характеристике видов деятельности необходимо подчеркнуть те виды профессиональной деятельности, на которые указывает работодатель, которые являются наиболее востребованными на данном рынке труда.
Например: а) научно-исследовательская; б) производственно- технологическая; в) организационно-управленческая; г) проектная. Приоритетными видами деятельности с учетом потребностей регионального рынка труда являются научно-исследовательская и производственно- технологическая.
Программа бакалавриата/ магистратуры формируется в зависимости от видов профессиональной деятельности и требований к результатам освоения образовательной программы.
Так, например, программа бакалавриата:
• ориентированная на научно-исследовательский и (или) педагогический вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные) (далее – программа академического бакалавриата);
• ориентированная на практико-ориентированный, прикладной вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные) (далее – программа прикладного бакалавриата).
Программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре направлена на освоение всех видов профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник.
2.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника
Обучающийся по направлению подготовки должен быть подготовлен к решению профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью ОП и выбранными видами профессиональной деятельности. Задачи профессиональной деятельности выпускника формулируются для каждого вида профессиональной деятельности по данному направлению подготовки с учетом направленности ОП на основе соответствующего ФГОС ВО и дополняются с учетом потребностей заинтересованных работодателей. Для этой цели необходимо заполнить следующую таблицу:
Например, по направлению подготовки 38.04.02 Менеджмент:

Таблица — Профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности

Виды

профессиональной деятельности

Профессиональные задачи в соответствии в ФГОС ВО

Профессиональные компетенции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица — Профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности

Виды

профессиональной деятельности

Профессиональные задачи в соответствии в ФГОС ВО

Профессиональные компетенции

Организационно- управленческая

деятельность

руководство подразделениями организаций разных форм собственности, органов

государственной и муниципальной власти

ПК-1

 

Аналитическая

деятельность

проведение оценки эффективности проектов с

учетом фактора неопределенности

ПК-4

 

 

2.5. Квалификация, присваиваемая выпускникам
Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую (итоговую) аттестацию, выдаются в соответствии с Федеральным законом от 29.12 2012
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании) документы об образовании и (или) о квалификации установленного образца.
После освоения ОП решением Государственной экзаменационной комиссии выпускнику присуждается квалификация:
— по программе бакалавриата — «Бакалавр»;
— по программе магистратуры – «Магистр»;
— по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре – «Преподаватель. Преподаватель-исследователь».

3. Компетенции выпускника, формируемые ОП

Результаты освоения ОП определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, то есть его способностью и готовностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.
В результате освоения данной ОП выпускник должен приобрести компетенции, перечисленные в таблице. Если компетенции дополнены профессионально-специализированными компетенциями, связанными с профилированием в соответствии с целями ОП, они также указываются.
Таблица — Перечень компетенций, необходимых для освоения при реализации
* Для программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре – УК (Универсальные компетенции)
В приложении 2 к ОП (образец — Приложение № 2 к настоящему
Положению) приводится матрица компетенций (соответствие требуемых компетенций и дисциплин (модулей), практик рабочего учебного плана). Планируемые результаты обучения по каждой дисциплине (модулю) и практике – знания, умения, навыки и (или) опыт деятельности устанавливаются в рабочих программах дисциплин (модулей) и практик.

4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ОП

4.1. Календарный учебный график
Периоды осуществления видов учебной деятельности и периоды каникул указываются в Приложении № 3 к ОП (образец — Приложение № 3 к настоящему Положению).
4.2. Рабочие учебные планы
Рабочий учебный план должен быть разработан в полном соответствии с требованиями соответствующего ФГОС ВО. В учебном плане указывается форма обучения, перечень дисциплин (модулей), практик, аттестационных испытаний, государственной итоговой (итоговой) аттестации обучающихся, других видов учебной деятельности (далее вместе – виды учебной деятельности) с указанием их объема в зачетных единицах, последовательности и распределения по периодам обучения. В учебном плане выделяется объем контактной работы обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и самостоятельной работы обучающихся в академических часах. Для каждой дисциплины (модуля) и практики указывается форма промежуточной аттестации обучающихся. На основе рабочего учебного плана для каждого обучающегося при ускоренном обучении формируется индивидуальный учебный план, который обеспечивает индивидуализацию содержания подготовки и графика обучения с учетом уровня готовности и тематики научно-исследовательской работы обучающегося. В Приложении № 4 к Положению размещена структура рабочего учебного плана:
— Блок Б1 «Дисциплины (модули)», который включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части ОП и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части.
— Блок Б2 «Практики», который в полном объеме относится к вариативной части ОП.
— Блок Б3 «Государственная итоговая (итоговая) аттестация», который в полном объеме относится к базовой части ОП, и завершается присвоением квалификации, указанной в перечне направлений подготовки высшего образования, утверждаемом Министерством образования и науки Российской Федерации.
Для каждой формы обучения составляется отдельный рабочий учебный план.
При разработке ОП бакалавриата или магистратуры обучающимся обеспечивается возможность освоения дисциплин (модулей) по выбору в объеме не менее 30 процентов вариативной части Блока Б1 «Дисциплины (модули)».
При разработке ОП бакалавриата или магистратуры необходимо учитывать ограничения на занятия лекционного типа от общего количества часов аудиторных занятий.
При промежуточной аттестации по ОП бакалавриата или магистратуры обучающиеся сдают в течение учебного года не более 10 экзаменов и 14 зачетов. В указанное число не входят экзамены и зачеты по дисциплинам (модулям) по физической культуре и спорту, факультативным дисциплинам (модулям).
При промежуточной аттестации по ОП бакалавриата при ускоренном обучении обучающиеся сдают в течение учебного года не более 20 экзаменов.
При промежуточной аттестации по ОП бакалавриата обучающиеся сдают в течение одного семестра не более 2 курсовых работ (проектов). При этом время, отводимое на выполнение одной курсовой работы (проекта), должно быть не менее 36 академических часов.

4.3. Рабочие программы дисциплин (модулей)
Рабочая программа дисциплины (модуля) включает в себя: наименование дисциплины (модуля); перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения ОП; указание места дисциплины (модуля) в структуре ОП; объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием

количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся; содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий; перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю); характеристика фонда оценочных средств для проведения текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю); перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля); перечень ресурсов сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины (модуля); перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости); описание материально- технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю). В состав рабочей программы дисциплины (модуля) могут быть включены также иные сведения и (или) материалы. Рабочие программы дисциплин (модулей) разрабатываются в соответствии с Приложением № 5 настоящего Положения.
Ввиду значительного объема материалов, в ОП приводятся аннотации рабочих программы всех учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) как базовой, так и вариативной частей рабочего учебного плана, включая дисциплины (модули) по выбору обучающегося. Аннотации рабочих программ дисциплин (модулей) имеют следующие подпункты: цель изучения дисциплины (модуля); общая трудоемкость (в зачетных единицах); место дисциплины (модуля) в структуре ОП; требования к результатам освоения дисциплины (модуля) (указать компетенции и перечислить знания, умения, навыки); форма промежуточного контроля. Пример аннотации рабочей программы дисциплины (модуля) приведен в Приложении № 6 к Положению.
4.4. Рабочие программы практик
Рабочие программы учебных и производственных практик, в том числе преддипломной даются в приложении к ОП в виде аннотации. Наряду с этим, рабочая программа практики включает в себя: указание вида практики, способа и формы (форм) ее проведения; перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики, соотнесенных с планируемыми результатами освоения ОП; указание места практики в структуре ОП;

указание объема практики в зачетных единицах и ее продолжительности в неделях либо в академических или астрономических часах; содержание практики; указание форм отчетности по практике; фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практике; перечень учебной литературы и ресурсов сети Интернет, необходимых для проведения практики; перечень информационных технологий, используемых при проведении практики, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости); описание материально-технической базы, необходимой для проведения практики. В состав рабочей программы практики могут быть включены также иные сведения и (или) материалы. Примеры рабочей программы практики и аннотации рабочей программы практики приведены в Приложении № 7 и Приложении № 8 Положения соответственно.
4.5. Программа государственной итоговой (итоговой) аттестации
Программа государственной итоговой (итоговой) аттестации (далее программа – ГИА) включат программы государственных экзаменов и требования к выпускной квалификационной работе (далее – ВКР) и порядку их выполнения, критерии оценок результатов сдачи государственных экзаменов и защиты ВКР. Программа государственного экзамена должна содержать перечень вопросов, выносимых на государственный экзамен, и рекомендации обучающимся по подготовке к государственному экзамену, в том числе перечень рекомендуемой литературы и информационных ресурсов. Программа ВКР содержит перечень тем ВКР, который подлежит постоянному обновлению, а также перечень рекомендуемой литературы и информационных ресурсов. Пример программы ГИА приведен в Приложении № 9 к Положению.

5. Ресурсное обеспечение ОП

5.1. Кадровое обеспечение
Реализация образовательной программы
(наименование программы)
обеспечивается руководящими и научно-педагогическими работниками организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации ОП на условиях договора возмездного оказания услуг.
Доля штатных научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) составляет процентов от общего количества научно-педагогических работников ГУУ.
Реализация ОП обеспечивается научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля), и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью.
Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля), в общем числе научно- педагогических работников, реализующих ОП, должна составлять не менее процентов.
Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень и (или) ученое звание, в общем числе научно-педагогических работников, реализующих ОП, составляет не менее процентов, в том числе ученую степень доктора наук и/ или ученое звание профессора имеют не менее процентов научно-педагогических работников, реализующих ОП.
Доля работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой ОП (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет) в общем числе работников, реализующих ОП, составляет не менее процентов.
Для ОП магистратуры необходимо указать выполнение требований к научному руководителю ОП магистратуры в соответствии с ФГОС ВО: общее руководство научным содержанием ОП магистратуры определенной направленности (профиля) должно осуществляться штатным научно- педагогическим работником организации (ГУУ), имеющим ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации), осуществляющим самостоятельные научно- исследовательские (творческие) проекты (участвующим в осуществлении таких проектов) по направлению подготовки, имеющим ежегодные публикации по результатам указанной научно-исследовательской (творческой) деятельности в ведущих отечественных и (или) зарубежных рецензируемых научных журналах и изданиях, а также осуществляющим ежегодную апробацию результатов указанной научно-исследовательской (творческой) деятельности на национальных и международных конференциях.
Для ОП подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре необходимо указать выполнение требований к научному руководителю обучающегося по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре в соответствии с ФГОС ВО: научный руководитель, назначенный обучающемуся, должен иметь ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации), осуществлять самостоятельную научно-исследовательскую, творческую деятельность (участвовать в осуществлении такой деятельности) по направленности (профилю) подготовки, иметь публикации по результатам указанной научно-исследовательской, творческой деятельности в ведущих отечественных и (или) зарубежных рецензируемых научных журналах и изданиях, а также осуществлять апробацию результатов указанной научно- исследовательской, творческой деятельности на национальных и международных конференциях.
5.2. Материально-техническое обеспечение
Необходимо указать, что Университет располагает материально- технической базой, соответствующей действующим санитарно- гигиеническим, противопожарным и иным правилам и нормам и обеспечивающей проведение всех видов контактной работы обучающихся с преподавателем, предусмотренных рабочим учебным планом.
Наряду с этим, необходимо указать как обеспечиваются следующие требования ФГОС ВО:
Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы и помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Специальные помещения должны быть укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения, служащими для представления учебной информации большой аудитории.
Для проведения занятий лекционного типа предлагаются наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий, обеспечивающие тематические иллюстрации, соответствующие рабочим программам дисциплин (модулей).
Перечень материально-технического обеспечения, необходимого для реализации ОП, включает в себя лаборатории, оснащенные лабораторным оборудованием, в зависимости от степени его сложности. Конкретные требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению определяются в примерных ОП.
Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сет
Интернет и обеспечением доступа в электронную информационно- образовательную среду ГУУ.
В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий допускается замена специально оборудованных помещений их виртуальными аналогами, позволяющими обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью.
Например: Учебный процесс полностью обеспечен материально- технической базой для проведения всех видов контактной работы обучающихся с преподавателями, предусмотренных рабочим учебным планом ОП, и соответствующей действующим санитарно-гигиеническим и противопожарным правилам и нормам. Учебный процесс подготовки по данному направлению полностью обеспечен лекционными аудиториями с презентационным оборудованием, а также компьютерными классами с соответствующим бесплатным и лицензионным программным обеспечением. Существует возможность выхода в сеть Интернет, в том числе, в процессе проведения занятий. Специализированные аудитории оснащены соответствующим лабораторным оборудованием для проведения лабораторных занятий при изучении следующих учебных дисциплин (модулей): (приводится перечень дисциплин (модулей), по которым обязательно необходимы лаборатории, специализированные аудитории и т.п.).
Помещения для самостоятельной работы обучающихся оснащены компьютерной техникой с подключением к сети Интернет и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ГУУ и электронные библиотечные системы (электронные библиотеки).
5.3. Учебно-методическое и информационное обеспечение
Каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной среде ГУУ. Электронно- библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет, как на территории ГУУ, так и вне ее.
Электронная информационно-образовательная среда ГУУ должна обеспечивать:
— доступ к рабочим учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах дисциплин (модулей), практик;
— фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения ОП;
— проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
— формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса;
— взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети Интернет.
Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно- коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих.
В случае неиспользования в ГУУ электронно-библиотечной системы (электронной библиотеки) библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями из расчета не менее 50 экземпляров каждого из изданий основной литературы, перечисленной в рабочих программах дисциплин (модулей), практик и не менее 25 экземпляров дополнительной литературы на 100 обучающихся.
Необходимо иметь комплект лицензионного программного обеспечения (состав определяется в рабочих программах дисциплин (модулей), практик и подлежит ежегодному обновлению).
Электронно-библиотечные системы (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать одновременный доступ не менее 25 процентов, обучающихся по ОП.
В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, обучающимся должен быть обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе, к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей), практик и подлежит ежегодному обновлению.
Обучающиеся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалиды) должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.
Например: ОП обеспечена учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) ОП.
Каждый обучающийся обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе (далее – ЭБС), содержащей издания учебной, учебно-методической и иной литературы по основным изучаемым дисциплинам (модулям) и сформированной на основании договоров с правообладателями (указать конкретные электронно- библиотечные системы).
Библиотечный фонд укомплектован печатными и/ или электронными изданиями основной учебной литературы по всем дисциплинам (модулям) учебного плана, из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся. Фонд дополнительной литературы помимо учебной включает официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся. Электронно-библиотечная система обеспечивает возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. Для обучающихся обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам. Обучающиеся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалиды) должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.
При реализации ОП используется следующий комплект лицензионного программного обеспечения (состав которого определен, в рабочих программах дисциплин (модулей) и который ежегодно обновляется: (указать перечень программных продуктов).
Электронная информационно-образовательная среда ГУУ обеспечивает:
— доступ к рабочим учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах дисциплин (модулей), практик;
— фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения ОП;
— проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного

обучения, дистанционных образовательных технологий (для ОП, реализуемых с применением дистанционных технологий);
— формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса;
— взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети Интернет.

6. Характеристики среды ГУУ, обеспечивающие развитие социально-личностных компетенций выпускников

В данном пункте указываются возможности ГУУ в формировании общекультурных (социально-личностных) компетенций выпускников. Дается характеристика социокультурной среды ГУУ, условия, созданные для развития личности и регулирования социально-культурных процессов, способствующих укреплению нравственных, гражданских, общекультурных качеств обучающихся. Указываются документы, регламентирующие воспитательную деятельность, сведения о наличии и деятельности студенческих общественных организаций, сведения об организации и проведении внеучебной общекультурной работы, сведения об обеспечении социально-бытовых условий, сведения о психолого-консультационной и специальной профилактической работе и др.

7. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения компетенций обучающимися

Освоение ОП высшего образования, в том числе отдельной части или всего объема дисциплины (модуля), сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание качества освоения содержания компонентов какой-либо части (темы) дисциплины (модуля) в процессе ее (его) изучения обучающимися. Промежуточная аттестация обучающихся – процедура оценивания промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплинам (модулям) и прохождения практик (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ)).
Формы, система оценивания, порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся, а также периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом ГУУ.
Освоение программ высшего образования завершается государственной итоговой (итоговой) аттестацией, которая является обязательной.
В соответствии с текущим контролем успеваемости, промежуточной аттестацией и государственной итоговой (итоговой) аттестацией обучающихся создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить степень сформированности компетенций обучающихся.
Таким образом, фонд оценочных средств состоит из трех частей:
• оценочные средства для государственной итоговой (итоговой) аттестации;
• оценочные средства промежуточной аттестации по дисциплинам (модулям), практикам;
• оценочные средства текущего контроля (материалы педагогического работника для проверки освоения обучающимися учебного материала; контроль на практических занятиях, при выполнении лабораторных работ, заданий учебной, производственной практики и т.п.).
7.1. Характеристика фондов оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации (в том числе для практики)
В рабочей программе каждой дисциплины (модуля) (практики) должны быть указаны объемы (в академических или астрономических часах) контактной работы обучающегося с преподавателем (занятия лекционного типа, практические занятия, групповые и индивидуальные консультации и др.) и самостоятельной работы обучающегося (подготовка рефератов, эссе, кейсов, домашних заданий и пр.), виды учебных занятий.
В рабочей программе каждой дисциплины (модуля) или рабочей программе практики должна быть подробно описана система оценивания успешности достижения обучающимся запланированных по дисциплине (модулю) или практике результатов обучения и приведены примеры фондов оценочных средств. Если в качестве результатов обучения по данной дисциплине (модулю) или практике запланировано формирование профессиональных компетенций, рекомендуется также указать к решению каких профессиональных задач, исполнению каких трудовых функций готовится выпускник в рамках данной дисциплины (модуля) или практики.
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) или практике, входящий в составоответственно рабочей программы дисциплины (модуля) или рабочей программы практики, включает в себя: перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения ОП; описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания; типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения ОП; методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций. Для каждого результата обучения по дисциплине (модулю) или практике ГУУ определяет показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования, шкалы и процедуры оценивания. Структура фонда оценочных средств определяется отдельным локальным нормативным актом ГУУ.
Например: Фонды оценочных средств и конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний и промежуточной аттестации по каждой дисциплине (модулю) или практике разрабатываются в соответствии с локальными нормативными актами ГУУ. Они доводятся до сведения обучающихся в начале изучения дисциплины (модуля) или прохождения практики. Фонды оценочных средств включают: контрольные вопросы и типовые задания для лабораторных и практических занятий, контрольных работ, коллоквиумов, зачетов и экзаменов, банки тестовых заданий и компьютерные тестирующие программы, примерную тематику курсовых проектов (работ), рефератов и иные формы контроля, позволяющие оценить степень сформированности компетенций обучающихся и т.д.
7.2. Характеристика фондов оценочных средств для государственной итоговой (итоговой) аттестации
Фонд оценочных средств для государственной итоговой (итоговой) аттестации включает в себя: перечень компетенций, которыми должны овладеть обучающиеся в результате освоения ОП; описание показателей и критериев оценивания компетенций, а также шкал оценивания; типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки результатов освоения ОП; методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов освоения ОП.
Например: Государственная итоговая (итоговая) аттестация по направлению подготовки включает в себя защиту выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и
процедуру защиты, а также подготовку и сдачу государственного экзамена (если государственный экзамен включен в состав государственной итоговой (итоговой) аттестации данного направления подготовки). Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы, а также требования к государственному экзамену соответствуют локальным нормативным актам ГУУ. Целью проведения ГИА по направлению подготовки является выявление комплексной оценки полученных за период обучения теоретических знаний и практических навыков выпускника в соответствии с направлением подготовки. Государственный экзамен проводится по следующим темам:
Оценочные средства представляются в виде фонда оценочных средств для государственной итоговой (итоговой) аттестации. Фонд оценочных средств для государственной итоговой (итоговой) аттестации включает в себя:
• перечень компетенций, которыми должны овладеть обучающиеся в результате освоения ОП;
• описание показателей и критериев оценивания компетенций, а также шкал оценивания;
• контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки результатов освоения ОП (дается ссылка на программу государственной итоговой (итоговой) аттестации, включающей программу государственного экзамена и список вопросов к государственному экзамену, если государственный экзамен включен в состав государственной итоговой (итоговой) аттестации);
• методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов освоения ОП (дается ссылка на программу государственной итоговой (итоговой) аттестации, включающей критерии оценки результатов сдачи государственного экзамена и защиты выпускных квалификационных работ).
Оценочные средства представляются в виде фонда оценочных средств для государственной итоговой (итоговой) аттестации: типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки результатов освоения ОП; методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов освоения ОП (указать конкретно).

8. Взаимодействие с работодателями для реализации профессиональных видов деятельности

Необходимо перечислить организации, с которыми осуществляется взаимодействие при подготовке и реализации ОП.
Указать:
– количество организаций;
– из них – заключены договоры с ГУУ;
– наличие базовых кафедр;
– примеры организаций, по заявкам которых ведется целевая подготовка обучающихся (при наличии), количество целевых обучающихся;
– примеры участия ведущих специалистов организаций в преподавательской деятельности, аттестации выпускников, руководстве и защите курсовых проектов (работ) и выпускных квалификационных работ;
– количество обучающихся, прошедших практику во всех вышеперечисленных организациях за последние три года;
– мероприятия, проводимые совместно с вышеперечисленными организациями.

9. Дополнительные нормативно-методические документы и материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся (при необходимости)

В данном пункте представляются документы и материалы, не нашедшие отражения в предыдущих разделах ОП. Можно отразить: методику функционирования механизма организации учебного процесса для дистанционных образовательных технологий (для соответствующих ОП); соглашения (при их наличии) о порядке реализации совместных с зарубежными партнерами ОП и мобильности обучающихся и педагогических работников (для соответствующих ОП); описание механизмов функционирования при реализации данной ОП системы обеспечения качества подготовки обучающихся, созданной в ГУУ.

10. Список разработчиков ОП

В данном пункте указывается список разработчиков ОП.
Коллектив разработчиков ОП формируется из числа научно- педагогических работников выпускающей кафедры, а также высококвалифицированных специалистов организаций по соответствующему профилю, которые осуществляют непосредственное руководство разработкой ОП.
Руководители ОП являются ответственными за организацию деятельности по проектированию, реализации, мониторингу и совершенствованию качества ОП.

11. Приложения
В приложения помещают вспомогательную информацию, необходимую для отражения полноты ОП.
6.2. Форма предоставления ОП:
— документ на бумажном носителе;
— документ в электронном виде (текстовый файл в формате *.doc).
В качестве основного шрифта используется Times New Roman размером 14 п с одинарным междустрочным интервалом. Подрисуночные надписи выполняются тем же шрифтом. При заполнении таблиц допускается уменьшение размера шрифта до 12 п. Текст выровнен по ширине.
Рисунки должны быть представлены в формате *.gif или *.jpg. Формулы набираются с помощью встроенного редактора математических выражений. Параметры страницы: формат А4 (210×297 мм), поля: слева сверху и снизу по 2 см, справа 1 см.
Отступ для красной строки 1,25 см.
Номера страниц располагаются снизу справа.
Возможным вариантом представления информации, содержащей большое количество формул и математических символов, является создание файлов в формате *.pdf. Следует соблюдать принцип: один документ – один файл.