В соответствии с решением Ученого совета федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Государственный университет управления» (далее — ГУУ) от 26 декабря 2017 года (протокол № 05)
п р и к а з ы в а ю:
1. Утвердить прилагаемые:
1.1. Положение о порядке разработки, утверждения и внесения изменений в рабочие учебные планы образовательных программ высшего образования в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Государственный университет управления»;
1.2. Положение о контактной работе обучающихся с педагогическими работниками в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Государственный университет управления»;
1.3. Положение о порядке формирования дисциплин по выбору (элективных) и факультативных дисциплин в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении, высшего образования «Государственный университет управления»;
1.4. Положение о самостоятельной работе обучающихся по образовательным программам высшего образования в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Государственный университет управления»;
1.5. Положение о порядке организации и осуществления образовательной
деятельности по образовательным программам высшего образования — программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре я федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Государственный университет управления»;
1.6. Положение о научных исследованиях обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования — программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Государственный университет управления» (далее — положения).
2. Руководителям учебных структурных подразделений ознакомить обучающихся по образовательным программам высшего образования соответствующих учебных структурных подразделений с настоящими положениями под роспись в срок до 26 февраля 2018 г.
3. Признать утратившими силу приказы ГРУ от 23 марта 2015 г. № 65/08-1
«Об утверждении Положения о контактной работе педагогических работников с обучающимися в ГУУ», от 14 апреля 2015 г. № 98/08-1 «Об утверждении Положения об обучении по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренному обучению обучающихся по программам высшего образования бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры».
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на проректора Н.Н. Михайлова.
Положение
о порядке организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Государственный университет управления»
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 Настоящее Положение о порядке организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Государственный университет управления» (далее Положение) определяет порядок реализации программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (далее программа аспирантуры, аспирантура, образовательная программа, программа) в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Государственный университет управления» (далее Университет, ГУУ).
Положение разработано в соответствии с законодательством Российской Федерации и локальными нормативными актами ГУУ.
1.2 Программы аспирантуры реализуются по направлениям подготовки высшего образования — подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре в соответствии с действующей лицензией на право ведения Университетом образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам.
1.3 Программы аспирантуры разрабатываются и утверждаются Университетом в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (далее ФГОС ВО).
1.4 Обучение в аспирантуре ГУУ осуществляется по очной и заочной формам обучения.
1.5 Обучение в аспирантуре осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета или за счет средств физического и (или) юридического лица.
Правила приема на обучение по программам аспирантуры в ГУУ утверждаются в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.6 Обучающиеся по программам аспирантуры (далее аспирант, обучающийся) для проведения работ по избранной тематике научных исследований пользуются наравне с научно-педагогическими работниками ГУУ оборудованием, лабораториями, кабинетами, библиотекой и другими ресурсами.
2. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Программы аспирантуры реализуются в целях создания научно педагогическим кадрам условий для приобретения необходимого уровня знаний, умений, навыков, опыта деятельности для осуществления профессиональной деятельности и подготовки к защите научно квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук.
2.2 Программа аспирантуры имеет направленность (профиль) подготовки, характеризующую ее ориентацию на конкретные области знания и (или) виды деятельности и определяющую ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающихся и требования к результатам ее освоения. В наименовании программы аспирантуры указываются наименование направления подготовки и направленность (профиль) указанной программы.
2.3 При осуществлении образовательной деятельности по программе аспирантуры Университет обеспечивает: проведение учебных занятий по дисциплинам (модулям) в форме лекций, семинаров, консультаций, научно практических занятий, лабораторных работ, коллоквиумов; проведение практик; проведение научно-исследовательской работы, в рамках которой обучающиеся выполняют самостоятельные научные исследования в соответствии с направленностью (профилем) программы аспирантуры; проведение контроля качества освоения программы аспирантуры посредством текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и государственной итоговой (итоговой) аттестации обучающихся.
2.4 При обеспечении инклюзивного образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Университет включает в программу аспирантуры специализированные адаптационные дисциплины (модули).
2.5 Программа аспирантуры представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации, который представлен в виде общей характеристики программы аспирантуры, рабочего учебного плана; календарного учебного графика; рабочих программ дисциплин (модулей); программ практик; оценочных средств; методических материалов.
Программа аспирантуры обновляется с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы. Порядок разработки и утверждения программ аспирантуры осуществляется в установленном в Университете порядке. Информация о программах аспирантуры размещается на официальном сайте Университета в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
2.6 В программе аспирантуры определяются: планируемые результаты освоения программы аспирантуры — компетенции обучающихся, установленные ФГОС ВО, и Университетом дополнительно с учетом направленности (профиля) программы аспирантуры; планируемые результаты обучения по каждой дисциплине (модулю), практике и научно- исследовательской работе — знания, умения, навыки и опыт деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций и обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения программы аспирантуры.
2.7 Выбор методов и средств обучения, образовательных технологий и учебно-методического обеспечения программы аспирантуры осуществляется разработчиком образовательной программы исходя из необходимости достижения обучающимися планируемых результатов освоения указанной программы, а также с учетом индивидуальных возможностей обучающихся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
2.8 Объем программы аспирантуры (ее составной части) определяется как трудоемкость учебной нагрузки обучающегося при освоении указанной программы (ее составной части), включающая в себя все виды его учебной деятельности, предусмотренные рабочим учебным планом для достижения планируемых результатов обучения. В качестве унифицированной единицы измерения трудоемкости учебной нагрузки обучающегося используется зачетная единица. Объем программы аспирантуры (ее составной части) выражается целым число зачетных единиц. Зачетная единица для программ аспирантуры, разработанных в соответствии с ФГОС ВО, эквивалентна 36 академическим часам (продолжительность академического часа 45 минут).
2.9 Объем программы аспирантуры в зачетных единицах, не включая объем факультативных дисциплин (модулей), и сроки получения высшего образования по программе аспирантуры по различным формам обучения, при сочетании различных форм обучения, при использовании сетевой формы реализации программы аспирантуры, при ускоренном обучении, срок получения высшего образования по программе аспирантуры инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, устанавливаются ФГОС ВО.
2.10 Объем программы аспирантуры, реализуемый за один учебный год, не включая объем факультативных дисциплин (модулей) (далее — годовой объем программы), при очной форме обучения составляет 60 зачетных единиц.
2.11 При заочной форме обучения, при сочетании различных форм обучения, при реализации программы аспирантуры с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, при использовании сетевой формы реализации программы аспирантуры, при обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также при ускоренном обучении годовой объем программы устанавливается Университетом в размере не более 75 зачетных единиц (при ускоренном
обучении не включая трудоемкость дисциплин (модулей) и практик, зачтенных в соответствии с порядком определенным локальным нормативным актом ГУУ) и может различаться для каждого учебного года.
2.12 В срок получения высшего образования по программе аспирантуры не включается время нахождения обучающегося в академическом отпуске, в отпуске по беременности и родам, отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста трех лет.
2.13 В Университете образовательная деятельность по программам аспирантуры осуществляется на государственном языке Российской Федерации.
2.14 Образовательный процесс по программе аспирантуры разделяется на учебные годы (курсы).
2.15 В учебном году устанавливаются каникулы согласно рабочему учебному плану, общей продолжительностью не менее 6 недель. Срок получения высшего образования по программе аспирантуры включает в себя каникулы, предоставляемые по заявлению обучающегося после прохождения государственной итоговой (итоговой) аттестации.
2.16 При освоении программы аспирантуры обучающемуся, который имеет диплом об окончании аспирантуры, и (или) диплом кандидата наук, и (или) диплом доктора наук, и (или) обучается по иной программе аспирантуры, и (или) имеет способности и (или) уровень развития, позволяющие освоить программу аспирантуры в более короткий срок по сравнению со сроком получения высшего образования по программе аспирантуры, установленным ГУУ в соответствии с образовательным стандартом, по решению Ученого совета ГУУ осуществляется перевод такого обучающегося на обучение по индивидуальному учебному плану в порядке, установленном соответствующим локальным нормативным актом ГУУ.
2.17 Контроль качества освоения программ аспирантуры включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и государственную итоговую (итоговую) аттестацию обучающихся.
2.18 Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплин (модулей) и прохождения практик, промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплинам (модулям), прохождения практик, выполнения научно-исследовательской работы.
2.19 Формы текущего контроля успеваемости определяются педагогическим работником с учетом специфики учебной дисциплины (модуля), ее содержания, трудоемкости, структуры в соответствии с рабочей программой дисциплины (модуля) и должны обеспечивать максимально полный и объективный контроль (измерение и фиксирование) уровня освоения учебного материала.
2.20 Промежуточная аттестация аспирантов осуществляется в форме экзаменов и зачетов, проводимых после выполнения аспирантами всех планируемых видов занятий и прохождения текущей аттестации. Промежуточная аттестация в форме экзамена, дифференцированного зачета оценивается на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно». Для дисциплин (модулей) и видов учебной работы, по которым формой промежуточной аттестации является зачет, устанавливаются оценки «зачтено» и «не зачтено».
2.21 Результаты текущей аттестации фиксируются педагогическими работниками в журналах учета успеваемости и посещаемости занятий.
Результаты промежуточной аттестации отражаются педагогическими работниками в зачетно-экзаменационных ведомостях (направлениях), зачетных книжках, индивидуальных научно-учебных планах аспирантов, которые хранятся в отделе подготовки научно-педагогических и научных кадров Управления академической политики и реализации образовательных программ.
2.22 Программы аспирантуры разрабатываются в части дисциплин (модулей), направленных на подготовку к сдаче кандидатских экзаменов. Порядок и процедура сдачи кандидатских экзаменов регламентируется соответствующим локальным нормативным актом Университета.
2.23 Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдается диплом об окончании аспирантуры, подтверждающий получение высшего образования по программе аспирантуры.
2.24 Лицам, не прошедшим государственной итоговой (итоговую) аттестации или получившим на государственной итоговой (итоговой) аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть программы аспирантуры и (или) отчисленным из Университета, выдается справка об обучении или о периоде обучения.
2.25 Порядок организации и проведения государственной итоговой (итоговой) аттестации обучающихся регламентируется соответствующим локальным нормативным актом Университета.
3. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АСПИРАНТОВ
3.1 Обучающемуся предоставляется возможность выбора темы научно квалификационной работы (диссертации) в рамках направленности (профиля) программы аспирантуры и основных направлений научно исследовательской деятельности Университета.
3.2 В течение 1 месяца после зачисления на обучение по программе аспирантуры обучающемуся приказом ректора ГУУ или иного уполномоченного лица назначается научный руководитель, утверждается тема научных исследований и индивидуальный научно-учебный план работы аспиранта.
Темы научно-исследовательской работы (диссертации) обучающихся утверждаются приказом ректора.
Научный руководитель назначается аспиранту для оказания научной и методической помощи при работе над научно-квалификационной работой (диссертацией), контроля над выполнением научно-квалификационной работы (диссертации), выработки рекомендаций по поводу участия аспирантов в учебном процессе.
Научный руководитель, назначенный обучающемуся, должен иметь ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации), осуществлять самостоятельную научно исследовательскую, творческую деятельность (участвовать в осуществлении такой деятельности) по направленности (профилю) подготовки, иметь публикации по результатам указанной научно-исследовательской, творческой деятельности в ведущих отечественных и (или) зарубежных рецензируемых научных журналах и изданиях, а также осуществлять апробацию результатов указанной научно-исследовательской, творческой деятельности на национальных и международных конференциях.
В отдельных случаях к научному руководству подготовкой аспирантов могут привлекаться кандидаты наук соответствующей направленности, имеющие ученое звание доцента (старшего научного сотрудника).
Научный руководитель осуществляет следующие функции:
— определяет цель и задачи научно-квалификационной работы (диссертации);
— координирует работу аспиранта в соответствии с выбранной темой научно-квалификационной работы (диссертации);
— координирует подготовку аспиранта для получения необходимых знаний и навыков;
— консультирует аспиранта по теоретическим, методологическим, стилистическим и другим вопросам написания научно-квалификационной работы (диссертации); оценивает и дает заключение о ее соответствии установленным требованиям.
В период подготовки научно-квалификационной работы (диссертации) научный руководитель консультирует аспиранта в выборе темы, определяет цель и задачи научно-квалификационной работы (диссертации) рассматривает и корректирует индивидуальный научно-учебный план работы аспиранта и дает рекомендации по списку информационных источников и литературы.
Аспирант периодически (не реже одного раза в месяц) информирует научного руководителя о ходе подготовки научно-квалификационной работы (диссертации) и консультируется по вызывающим затруднение вопросам.
3.3 Индивидуальный научно-учебный план работы аспиранта разрабатывается обучающимися совместно с научными руководителями (Приложения 1, 2).
Индивидуальный научно-учебный план работы аспиранта это учебный документ, в котором отражаются результаты освоения аспирантами программы аспирантуры на протяжении всего периода обучения, посредством:
— внесения записей о прохождении промежуточной аттестации, государственной итоговой (итоговой) аттестации;
— оформления отчетов о выполнении индивидуального научно-учебного плана аспиранта (Приложение 3).
Годовые отчеты о выполнении индивидуального научно-учебного плана аспиранта учитываются научным руководителем при проведении промежуточной аттестации по научным исследованиям.