В соответствии с решением Ученого совета федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Государственный университет управления» (далее — ГУУ) от 26 декабря 2017 года (протокол № 05)
п р и к а з ы в а ю:

1. Утвердить прилагаемые:
1.1. Положение о порядке разработки, утверждения и внесения изменений в рабочие учебные планы образовательных программ высшего образования в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Государственный университет управления»;
1.2. Положение о контактной работе обучающихся с педагогическими работниками в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Государственный университет управления»;
1.3. Положение о порядке формирования дисциплин по выбору (элективных) и факультативных дисциплин в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении, высшего образования «Государственный университет управления»;
1.4. Положение о самостоятельной работе обучающихся по образовательным программам высшего образования в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Государственный университет управления»;
1.5. Положение о порядке организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Государственный университет управления»;
1.6. Положение о научных исследованиях обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования — программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Государственный университет управления» (далее — положения).
2. Руководителям учебных структурных подразделений ознакомить обучающихся по образовательным программам высшего образования соответствующих учебных структурных подразделений с настоящими положениями под роспись в срок до 26 февраля 2018 г.
3. Признать утратившими силу приказы ГРУ от 23 марта 2015 г. № 65/08-1 «Об утверждении Положения о контактной работе педагогических работников с обучающимися в ГУУ», от 14 апреля 2015 г. № 98/08-1 «Об утверждении Положения об обучении по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренному обучению обучающихся по программам высшего образования бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры».
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на проректора Н.Н. Михайлова.

Положение
о порядке формирования дисциплин по выбору (элективных)
и факультативных дисциплин в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования
«Государственный университет управления»

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 Настоящее Положение о порядке формирования дисциплин по выбору (элективных) и факультативных дисциплин в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования
«Государственный университет управления» (далее — Положение) разработано в соответствии с законодательством Российской Федерации и локальными нормативными актами федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Государственный университет управления» (далее — Университет, ГУУ).
1.2 Настоящее Положение имеет целью:
— обеспечение активного личного участия обучающихся в формировании своей индивидуальной образовательной траектории в освоении основных образовательных программ бакалавриата, магистратуры и подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре в соответствии с образовательными потребностями каждого обучающегося;
— установление единого порядка выбора обучающимися учебных дисциплин в Университете в процессе освоения основных образовательных программ.
1.3 Дисциплины по выбору (элективные дисциплины) являются одним из компонентов вариативной части образовательной программы и устанавливаются Университетом в рамках образовательных стандартов в соответствии с запросами работодателей, состояния экономики и социальной сферы, традициями научных школ и уровнем развития современной науки, позволяющие углублять, дополнять и систематизировать актуальные проблемы, освещенные в обязательных курсах.
1.4 Факультативные дисциплины рабочего учебного плана по содержанию дополняют и расширяют область полученных знаний по изучаемым дисциплинам, учитывают региональные особенности.

2. ПОРЯДОК ВЫБОРА ОБУЧАЮЩИМИСЯ ЭЛЕКТИВНЫХ ДИСЦИПЛИН

2.1 Выбор обучающимися конкретных дисциплин из перечня дисциплин, предусмотренных рабочим учебным планом образовательной программы в качестве дисциплин по выбору (элективных дисциплин), происходит в соответствии с процедурой, установленной в Положении.
2.2 Выбор элективных дисциплин проводится обучающимися добровольно в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями.
2.3 Количество элективных дисциплин, выбираемых обучающимися на очередной учебный год, и их общая трудоемкость определяются в соответствии с рабочим учебным планом основной образовательной программы.
2.4 Процесс выбора элективных дисциплин осуществляется после ознакомления обучающихся с рабочим учебными планами основных образовательных программ в обязательном порядке.
2.5 Ответственными за организацию работы с обучающимися по выбору элективных дисциплин являются руководители учебных структурных подразделений (далее — директора институтов (деканы факультетов).
2.6 Директора институтов (деканы факультетов) совместно с заведующими кафедрами организуют:
— информирование обучающихся о порядке освоения основных образовательных программ, о процедуре выбора элективной дисциплины;
— ознакомление обучающихся с содержанием предлагаемых дисциплин по выбору с указанием педагогических работников, преподающих данные дисциплины, их должностей, ученых степеней и званий;
— консультирование обучающихся по вопросам выбора элективных дисциплин;
— формирование групп обучающихся для изучения дисциплин по выбору.
2.7 Основанием для выбора элективной дисциплины является личное заявление обучающегося установленной формы (Приложение 1).
2.8 Обучающиеся, поступившие на 1-й курс, подают личные заявления в период с 1 по15 сентября —по очной и очно-заочной формам обучения, в период первой промежуточной аттестации — по заочной форме обучения.
2.9 Обучающиеся осуществляют выбор элективных дисциплин на последующий учебный год до 10 февраля.
2.10 Заявления студентов на изучение дисциплины по выбору хранятся в личных делах до окончания срока обучения.
2.11 В случае, если элективную дисциплину выбирают менее 15 человек, то данная учебная группа не формируется, а обучающимся, выбравшим соответствующую дисциплину, предоставляется возможность в течение 5 рабочих дней после окончания срока подачи заявления на выбор элективной дисциплины, выбрать ту элективную дисциплину, по которой группа сформировалась.
2.12 В случае, если обучающийся не выбрал элективные дисциплины в установленные сроки или количество элективных дисциплин, выбранных обучающимся на очередной учебный год, меньше необходимого количества, предусмотренного образовательными программами, то данный обучающийся распределяется на изучение дисциплин по выбору решением директора института (декана факультета) с учетом количества обучающихся в сформированных группах.
2.13 После распределения обучающихся по учебным группам для изучения дисциплины по выбору директор института (декан факультета) до 01 марта текущего года представляет в Управление академической политики и реализации образовательных программ и на кафедры информацию о выбранных элективных дисциплинах и сводные списки сформированных учебных групп для осуществления расчета учебной нагрузки педагогических работников и составления расписания занятий на следующий учебный год (Приложение 2).
2.14 Распоряжением директора института (декана факультета) до 01 марта текущего года утверждается перечень дисциплин по выбору по каждому направлению подготовки на следующий учебный год.
2.15 Все дисциплины по выбору, включенные в расписание занятий, обязательны для посещения. В соответствии с рабочим учебным планом обучающиеся обязаны проходить текущую, промежуточную аттестации по выбранным элективным дисциплинам.
2.16 В текущем учебном году изменения в перечень дисциплин по выбору, как правило, не вносятся. В исключительных случаях по письменному мотивированному заявлению обучающегося по согласованию с директором института (деканом факультета) обучающемуся может быть дано право выбрать иную элективную дисциплину после окончания сроков приема заявлений по выбору элективных дисциплин, установленных настоящим Положением.
2.17 Дисциплины по выбору, освоенные за период обучения в Университете, вносятся в приложение к документу об образовании и о квалификации с указанием количества часов по рабочему учебному плану направления подготовки.

3. ПОРЯДОК ВЫБОРА ОБУЧАЮЩИМИСЯ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ДИСЦИПЛИН

3.1 В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования занятия по факультативным дисциплинам являются частью теоретического обучения при реализации основной образовательной программы по направлению подготовки и относятся к необязательным дисциплинам.
3.2 Целью факультативных дисциплин является обеспечение содержания образования, соответствующего личностным потребностям обучающихся.
3.3 Занятия организуются по тем факультативным дисциплинам, которые выбрали обучающиеся из предложенного им перечня дисциплин.
3.4 Основанием для выбора факультативной дисциплины является личное заявление обучающегося установленной формы (Приложение 3).
3.5 Обучающиеся, поступившие на 1-й курс, подают личные заявления в период с 1 по15 сентября —по очной и очно-заочной формам обучения, в период первой промежуточной аттестации — по заочной форме обучения.
3.6 Обучающиеся осуществляют выбор факультативных дисциплин на последующий учебный год до 10 февраля.
3.7 Заявления обучающихся на изучение факультативных дисциплин хранятся в личных делах до окончания срока обучения.
3.9 В случае, если факультативную дисциплину выбирают менее 15 человек, то данная учебная группа не формируется, а обучающимся, выбравшим соответствующую дисциплину, предоставляется возможность в течение 5 рабочих дней после окончания срока подачи заявления на выбор факультативной дисциплины, выбрать ту факультативную дисциплину, по которой группа сформировалась.
3.10 После распределения обучающихся по учебным группам для изучения факультативной дисциплины директор института (декан факультета) до 01 марта текущего года представляет в Управление академической политики и реализации образовательных программ и на кафедры информацию о выбранных факультативных дисциплинах и сводные списки сформированных учебных групп для осуществления расчета учебной нагрузки педагогических работников и составления расписания занятий на следующий учебный год (Приложение 2).
3.11 Распоряжением директора института (декана факультета) до 01 марта текущего года утверждается перечень факультативных дисциплин по каждому направлению подготовки на следующий учебный год.
3.12 В текущем учебном году изменения в перечень факультативных дисциплин, как правило, не вносятся. В исключительных случаях по письменному мотивированному заявлению обучающегося по согласованию с директором института (деканом факультета) обучающемуся может быть дано право выбрать иную факультативную дисциплину после окончания сроков приема заявлений по выбору факультативных дисциплин, установленных настоящим Положением.
3.13 Любые дальнейшие изменения факультативной дисциплины по инициативе обучающегося допускаются в исключительных случаях при наличии уважительных причин и по согласованию с директором института (деканом факультета) и заведующего кафедрой, ответственной за реализацию соответствующей дисциплины.
3.14 По каждой факультативной дисциплине должна быть предусмотрена форма промежуточной аттестации.
3.15 Результат промежуточной аттестации по факультативной дисциплине не влияет на стипендиальное обеспечение обучающегося и на перевод с курса на курс.
3.16 Факультативные дисциплины, освоенные за период обучения в Университете, вносятся в приложение к документу об образовании и о квалификации с указанием количества часов по рабочему учебному плану направления подготовки в конце списка учебных дисциплин на основании письменного заявления обучающегося (Приложение 4).