В соответствии с решением Ученого совета федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Государственный университет управления» (далее — ГУУ) от 26 декабря 2017 года (протокол № 05)
п р и к а з ы в а ю:

1. Утвердить прилагаемые:
1.1. Положение о порядке разработки, утверждения и внесения изменений в рабочие учебные планы образовательных программ высшего образования в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Государственный университет управления»;
1.2. Положение о контактной работе обучающихся с педагогическими работниками в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Государственный университет управления»;
1.3. Положение о порядке формирования дисциплин по выбору (элективных) и факультативных дисциплин в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении, высшего образования «Государственный университет управления»;
1.4. Положение о самостоятельной работе обучающихся по образовательным программам высшего образования в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Государственный университет управления»;
1.5. Положение о порядке организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Государственный университет управления»;
1.6. Положение о научных исследованиях обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования — программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Государственный университет управления» (далее — положения).
2. Руководителям учебных структурных подразделений ознакомить обучающихся по образовательным программам высшего образования соответствующих учебных структурных подразделений с настоящими положениями под роспись в срок до 26 февраля 2018 г.
3. Признать утратившими силу приказы ГРУ от 23 марта 2015 г. № 65/08-1 «Об утверждении Положения о контактной работе педагогических работников с обучающимися в ГУУ», от 14 апреля 2015 г. № 98/08-1 «Об утверждении Положения об обучении по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренному обучению обучающихся по программам высшего образования бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры».
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на проректора Н.Н. Михайлова.

Положение
о самостоятельной работе обучающихся по образовательным программам высшего образования в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования
«Государственный университет управления»

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 Настоящее Положение о самостоятельной работе обучающихся по образовательным программам высшего образования в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Государственный университет управления» (далее Положение) определяет требования к организации самостоятельной работы обучающихся, формы и виды контроля.
Положение разработано в соответствии с законодательством Российской Федерации и локальными нормативными актами федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Государственный университет управления» (далее – ГУУ, Университет).
1.2 Самостоятельная работа обучающихся является неотъемлемой частью образовательного процесса и является обязательной для всех обучающихся.
1.3 Целью самостоятельной работы обучающихся является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками, опытом творческой, исследовательской деятельности.
1.4 Задачи самостоятельной работы обучающихся:
— систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;
— повышение качественного уровня освоения обучающимся учебного материала;
— углубление и расширение теоретических знаний;
— формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
— совершенствование навыков и умений обучающегося использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
— развитие познавательных способностей и активности обучающихся: теоретической инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
— формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
— развитие исследовательских умений, формирование опыта творческой, исследовательской деятельности.
1.5 Объем самостоятельной работы обучающихся указывается в рабочем учебном плане образовательной программы и в рабочих программах дисциплин (модулей).
1.6 Рабочая программа по каждой дисциплине (модулю) предусматривает объем и содержание учебного материала, планируемого на самостоятельное изучение.
1.7 Методика организации самостоятельной работы обучающихся зависит от структуры, характера и особенностей изучаемой дисциплины (модуля), объема часов на ее изучение, вида заданий для самостоятельной работы, индивидуальных возможностей обучающихся и условий учебной деятельности и утверждается в виде методических рекомендаций.
1.8 Организацию и руководство самостоятельной работой обучающихся осуществляют руководители учебных структурных подразделений и педагогические работники. Координацию процессов организации, планирования и контроля самостоятельной работы обучающихся в Университете проводит Управление академической политики и реализации образовательных программ.
1.9 Для осуществления самостоятельной работы обучающиеся должны быть обеспечены помещениями, оснащенными компьютерной техникой с возможностью подключения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду ГУУ; методическими рекомендациями по соответствующей дисциплине (модулю).

2. ВИДЫ И ФОРМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

2.1 В зависимости от места проведения самостоятельной работы обучающихся, степени участия педагогического работника и способов контроля результатов выделяются два вида самостоятельной работы:
— аудиторная – осуществляется во время аудиторных занятий (на лекциях, семинарах, практических и лабораторных занятиях) под непосредственным руководством и контролем педагогического работника;
— внеаудиторная — выполняется во внеаудиторное время по заданию педагогического работника, но без его непосредственного участия с использованием необходимых учебно-методических материалов и информационного обеспечения; при этом основной формой контроля является самоконтроль.
2.2 Аудиторная самостоятельная работа обучающихся реализуется в формах:
— выполнение контрольных работ;
— участие в коллоквиумах, контрольных опросах;
— самостоятельное выполнение заданий на практических и лабораторных занятиях;
— защита отчетов по лабораторным работам/практикумам;
— защита курсовых работ/проектов;
— выполнение учебной исследовательской работы и др.
2.3 Формами внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся являются:
— выполнение курсовых работ/проектов и выполнение выпускных квалификационных работ;
— выполнение расчетных, аналитических, расчетно-графических и др. заданий;
— написание эссе, рефератов по дисциплине (модулю);
— составление библиографической справки по научной тематике;
— работа с первоисточниками, конспектирование обязательной литературы к семинарским занятиям;
— проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, другой учебно-методической литературы;
— подготовка к практическим и семинарским занятиям, к коллоквиуму, дискуссии, деловой игре и др.;
— подготовка к контрольному опросу, контрольной работе, зачетам и экзаменам;
— подготовка к выполнению лабораторных работ;
— выполнение различных видов самостоятельной работы во время учебных и производственных практик;
— написание научной статьи, тезисов доклада на конференцию;
— выступление с докладом на научных конференциях, семинарах, круглых столах и т.п.;
— выполнение учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы;
— другие виды самостоятельной работы, специальные для конкретной дисциплины (модуля), направления подготовки и образовательной программы.

3. КОНТРОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

3.1. Контроль самостоятельной работы обучающихся и оценка ее результатов организуется как единство двух форм: самоконтроль и самооценка обучающегося; контроль и оценка со стороны педагогического работника.
3.2. Контроль результатов самостоятельной работы обучающихся осуществляется в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине (модулю).
3.3. Результаты самостоятельной работы обучающихся оцениваются педагогическим работником. Результаты самостоятельной работы обучающихся учитываются при промежуточной аттестации обучающихся.
3.4. Видами контроля самостоятельной работы обучающихся являются: текущий (оперативный) контроль; промежуточный контроль; итоговый контроль.
Результаты самостоятельной работе могут быть представлены в следующих формах:
— текущий контроль усвоения знаний на основе оценки устного ответа на вопрос, сообщения, доклада и т.п. (на лабораторных, практических и семинарских занятиях);
— решение ситуационных задач по практикоориентированным дисциплинам (модулям);
— конспект, выполненный по теме дисциплины (модуля), изучаемой самостоятельно;
— представленный текст контрольной работы;
— отчёт, дневник наблюдения, протоколы процедур, таблицы, схемы и т.п.;
— тестирование, выполнение письменной контрольной работы по изучаемой теме дисциплины (модуля);
— совокупность оценок знаний обучающихся по блокам (разделам) изучаемой дисциплины (модуля), циклам дисциплин (модулей);
— отчёт о научно-исследовательской работе (её этапе, части работы и т.п.);
— тезисы выступления, публикации в научном, научно-популярном, учебном издании и др.
3.5. Результаты самостоятельной научно-исследовательской работы обучающихся могут быть опубликованы в студенческих, научных или научно методических периодических изданиях Университета, апробированы на научно-практических конференциях.
3.6. Рекомендуются следующие виды заданий для самостоятельной работы обучающихся:
Для овладения знаниями:
— ознакомление с первоисточником, дополнительной литературой;
— составление плана прочитанного материала;
— конспектирование раздела учебника (первоисточника) по заданной тематике;
— выписки из учебника (первоисточника);
— работа со словарями и справочниками;
— ознакомление с нормативными документами;
— поиск информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и других источниках;
— учебно-исследовательская работа;
— обобщение опыта.
Для закрепления и систематизации знаний:
— работа с конспектом лекций (обработка текста);
— повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей);
— составление плана и тезисов ответа, библиографии и др.;
— составление таблиц для систематизации учебного материала;
— ответы на контрольные вопросы;
— аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование и др.);
— подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции;
— подготовка рефератов, докладов, эссе;
— тестирование и др.
Для формирования умений:
— решение типовых задач и выполнение упражнений по образцу;
— решение вариативных задач, контрольных работ и выполнение упражнений;
— выполнение расчетно-графических работ;
— решение ситуационных производственных (профессиональных) задач;
— подготовка к деловым играм;
— проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности;
— подготовка курсовых работ (проектов);
— опытно-экспериментальная работа;
— упражнения спортивно-оздоровительного характера;
— рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио и видеотехники и др.
3.7. Повышение роли самостоятельной работы обучающихся при проведении различных видов учебных занятий предполагает:
— оптимизацию методов обучения, внедрение в учебный процесс новых технологий обучения, повышающих производительность труда педагогических работников, активное использование информационных технологий, позволяющих обучающемуся в удобное для него время осваивать учебный материал;
— широкое внедрение компьютеризированного тестирования;
— совершенствование методики проведения практик и научно исследовательской работы обучающихся.