Дополнительное профессиональное образование педагогических работников Университета
Реализация дополнительных профессиональных программ (далее – ДПП) повышения квалификации и профессиональной переподготовки для педагогических работников ГУУ в 2017 г. осуществлялась с учетом утвержденного профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» и стратегическими направлениями развития Университета.
Планирование, организацию и координацию работы по дополнительному профессиональному образованию профессорско- преподавательского состава (далее – ППС) ГУУ осуществляет отдел дополнительного профессионального образования как структурное подразделение Управления академической политики и реализации образовательных программ (далее – отдел ДПО УАПиРОП).
В отчетном году отделом ДПО УАПиРОП работа проводилась по следующим направлениям:
— организация и проведение дополнительного профессионального образования в ГУУ для педагогических работников сторонних организаций на внебюджетной основе;
— внутривузовское повышение квалификации профессорско- преподавательского состава в соответствии со стратегией развития университета;
— обеспечение процесса повышения квалификации сотрудников и научно- педагогических работников ГУУ в сторонних организациях и вузах в целях удовлетворения собственных профессиональных интересов.
В 2017 году в соответствии со стратегическими направлениями развития образования в Российской Федерации, в том числе выполнения работы по организации общественно-значимых мероприятий в сфере образования, в ГУУ был создан ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в рамках государственного задания Минобрнауки России.
Была разработана программа повышения квалификации «Управление в сфере инклюзивного высшего образования» для педагогических работников и подготовлен комплект учебно-методических материалов. Обучение прошли 272 человека из числа сотрудников образовательных организаций высшего образования из десяти вузов России. Педагогические сотрудники ГУУ составили более половины слушателей из общего числа обученных по программе -129 человек.
Помимо государственного задания ГУУ выстраивал коммерческие отношения с корпоративными заказчиками. В отчетном году был заключен договор с московским вузом «Открытый Институт – Высшая профессиональная школа», по обучению 85 сотрудников на программе повышения квалификации «Управление проектом».
В условиях введения профессионального стандарта, а также в связи с предстоящей аккредитацией ГУУ в отчетном году, а также в январе текущего года, были реализованы внутривузовские программы повышения квалификации в целях совершенствования компетенций педагогических работников Университета.
За счет собственных средств были обучены научно-педагогические работники ГУУ по программе «Документационное обеспечение управления» в целях приобретения компетенций в сфере документооборота и документационного сопровождения профессиональной деятельности. В университете активно действует система дополнительного профессионального образования, которая предполагает реализацию более 90 дополнительных профессиональных программ. В таблице 1 представлены сведения по внутривузовскому обучению ППС по дополнительным профессиональным программам, реализуемым Центрами ДПО ГУУ в рамках собственных профессиональных интересов и по профилю педагогической деятельности.
Обучение проводилось ведущими профессорами и преподавателями ГУУ. По результатам итоговой аттестации слушатели получили документы о квалификации.
Внутривузовское повышение квалификации научно-педагогических работников ГУУ
Период |
Наименование программы |
Кол-во чел. |
Объем |
II квартал |
«Документационное обеспечение управления» |
50 (31)* |
16 часов |
«Инновационные технологии экономико- управленческого и юридического образования» |
20 (20)* |
36 |
|
«Бизнес-тренер» |
10 (10)* |
16 |
|
«Маркетинг: от образования к профессиональной деятельности» |
13(13)* |
16 |
|
«Управление человеческим капиталом. Методика финансового консультирования трудовых коллективов» |
2(2)* |
72 |
|
|
ИТОГО ОБУЧЕНО: |
95(76)* |
|
* — в скобках указано количество слушателей из числа ППС ГУУ
Важным направлением деятельности отдела ДПО являлся мониторинг рынка образовательных услуг о возможности освоения ДПП по профильным направлениям подготовки в ГУУ. Информация передавалась в учебные институты и кафедры университета, оформлялись соответствующие представления и направления на обучение в вузы, научные организации, организации и предприятия г. Москвы и других регионов.
Результаты этой работы приведены в Таблице 2.
Повышение квалификации и профессиональная переподготовка профессорско-преподавательского состава ГУУ в других вузах, научных организациях, предприятиях и организациях
Период |
Наименование программы |
Наименование ВУЗа |
Кол-во чел. |
Объем |
Повышение квалификации |
||||
I квартал |
«Информатизация образования» |
Ереванский научно- исследовательский институт средств связи |
3 |
72 часа |
II квартал |
«Управление университетом» |
Московская школа управления «СКОЛКОВО» |
62 |
20 часов |
«Новые информационные технологии в образовании» |
ЧОУ ДПО «1С – Образование» |
2 |
16 часов |
|
«Финансово-экономическая безопасность» |
АНО «Национальный институт развития» Отделения общественных наук РАН |
1 |
170 часов |
|
«Повышение квалификации по руководству учебным процессом для специалистов образовательных организаций и отраслевых экспертов в области инженерного дела, технологии и технических наук» |
Московский политех |
3 |
40 часов |
|
«Преподаватель по вопросам таможенного регулирования перевозок автомобильным транспортом» |
Ассоциация международных автомобильных перевозчиков ЧУ ОДПО «Академия АСМАП» |
6 |
36 часов |
|
«Общество. Культура. Личность» |
ГИТИС |
1 |
72 часа |
|
«Международные научные и образовательные проекты. Управление качеством образования» |
ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет» |
1 |
72 часа |
|
«Педагогические и информационные технологии в образовательном процессе. Организация охраны труда и оказание первой помощи в образовательном учреждении» |
ОЧУ ВО «Международный юридический университет» |
1 |
72 часа |
||
|
«Инновационная экономика и технологическое предпринимательство» |
ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский НИУ информационных технологий, механики и оптики» |
1 |
72 часа |
||
|
«Игровые технологии: разработка, реализация, оценка» |
УЦ «Решение» ООО «Решение: учебное видео» |
2 |
72 часа |
||
III квартал |
«Совершенствование деятельности аккредитованных экспертов в условиях реализации государственной услуги по аккредитации в электронном виде» |
ООО СП «Содружество» |
1 |
24 часа |
||
|
«Функционирование электронной информационно-образовательной среды в образовательной организации» |
НЧОУ ВО «Невинномысский институт экономики, управления и права» |
1 |
72 часа |
||
|
«Экономическая безопасность организаций транспорта» |
НП «Евроазиатский транспортный инновационный центр» |
5 |
170 часов |
||
|
«Оказание первой доврачебной помощи учащимся» |
НОЧУ ДПО «Международный центр профессионального образования» |
10 |
72 часа |
||
IV квартал |
«Цифровая образовательная среда: проекты, проблемы и решения» |
Донской государственный технический университет, г.Шахты |
1 |
16 часов |
||
|
ИТОГО ОБУЧЕНО: |
|
101 |
|
||
Профессиональная переподготовка |
||||||
II квартал |
«Юриспруденция» |
АНО ВО «Университет Российского инновационного образования» |
1 |
254 часа |
||
|
«Учитель, преподаватель экономики» |
АНО ДПО «Московская академия профессиональных компетенций» |
1 |
576 часов |
||
|
«Основы международного управления в области высшего образования (на английском языке)» |
ГУУ совместно с Университетом г.Нинбо КНР |
1 |
540 часов |
IV квартал |
«Рациональное природопользование и охрана окружающей среды» |
АНО ДПО «Институт профессионального обучения промышленной безопасности» |
1 |
512 часов |
|
ИТОГО ОБУЧЕНО: |
|
4 |
|
Являясь членом Ассоциации ведущих вузов по экономике и менеджменту (далее — АВВЭМ), Университет имел возможность в течение 2017 года направлять своих преподавателей на программы повышения квалификации в вузы–члены АВВЭМ.
Итоги повышения квалификации профессорско-преподавательского состава ГУУ в вузах-членах АВВЭМ
Период |
Наименование программы |
Наименование ВУЗа |
Кол-во чел. |
Объем |
I квартал |
«Таможенное дело» |
РАНХиГС |
1 |
40 часов |
«Современные образовательные технологии преподавания управленческих дисциплин» |
РАНХиГС |
13 |
40 часов |
|
«Использование информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе в ВУЗе» |
РАНХиГС |
3 |
16 часов |
|
II квартал |
«Актуальные вопросы высшего образования по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление» |
РАНХиГС |
2 |
36 часов |
«Микроэкономика: стратегическое взаимодействие и экономика информации» |
НИУ «Высшая школа экономики» |
4 |
72 часа |
|
«Современные научно-педагогические технологии обеспечения образовательной и научной деятельности в университете» (с применением дистанционным образовательных технологий) |
ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова» |
10 |
36 часов |
|
«Противодействие коррупции в высшем образовании» (с применением дистанционным образовательных технологий) |
ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» |
9 |
72 часа |
III квартал |
«Эконометрика» |
НИУ «Высшая школа экономики» |
4 |
72 часа |
IV квартал |
«Параметры качества академической программы» |
РАНХиГС |
4 |
40 часов |
«Управление рисками инвестиционного проекта» |
НИУ «Высшая школа экономики» |
9 |
40 часов |
|
«Информационные технологии в образовании» |
РАНХиГС |
8 |
40 часов |
|
Финансовая аналитика |
НИУ «Высшая школа экономики» |
9 |
72 часа |
|
«Организация и осуществление образовательной деятельности по бухгалтерскому учету, анализу и аудиту в соответствии с ФГОС ВО и профессиональными стандартами» |
Финансовый университет при Правительстве РФ |
5 |
72 часа |
|
«Макроэкономика и макроэкономическая политика (промежуточный и продвинутый уровни)» |
НИУ «Высшая школа экономики» |
3 |
72 часа |
|
|
ИТОГО ОБУЧЕНО: |
|
84 |
|
Важным направлением работы отдела ДПО УАПиРОП в отчетном году явилось создание базы данных о результатах обучения педагогических работников университета по дополнительным профессиональным программам совместно с отделом кадров Университета за три последние года (2015, 2016 и 2017 гг.), что отразилось в формах ежегодного отчета «1-ПК» по дополнительному профессиональному образованию.
В отчетном году в ГУУ традиционно уделялось внимание повышению квалификации начинающих преподавателей. Каждого из них курировал опытный профессор для подготовки к участию в педагогических мастер- классах, круглых столах, методических семинарах и т. д.
Из 35 педагогических работников Университета с педагогическим стажем до 3-х лет прошли обучение по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации 14 молодых специалистов, из них по программам профессиональной переподготовки – 1 человек (в форме стажировки в Университете г. Нинбо, КНР). Остальные преподаватели повышали квалификацию в рамках университетских и кафедральных методологических семинаров.
По сравнению с 2016 годом число молодых преподавателей в ГУУ увеличилось в 2 раза.
В целом за отчетный период по всем видам дополнительных образовательных программ прошли обучение 273 человек, что составляет свыше 47,2 % от численности профессорско-преподавательского состава Университета, из них по программам повышения квалификации 269 человека (в т.ч. 6 человек в форме стажировки) и по программам профессиональной переподготовки 4 работника (в т.ч. 1 человек — в форме стажировки).
Проведенный анализ позволяет сделать вывод о ежегодной планомерной работе по повышению квалификации ППС в Университете в соответствии с законодательством Российской Федерации и стратегическими направлениями развития вуза.
В качестве перспектив развития данного направления считаем целесообразным:
- продолжить повышение квалификации ППС для поддержания профессионального уровня в соответствии с требованиями профессионального стандарта;
- активнее привлекать ППС на обучение по внутривузовским дополнительным профессиональным программам, реализуемых Центрами ДПО Институтов ГУУ;
- разработать актуальные программы для научно-педагогических работников различных вузов для реализации их на договорной основе.