Дополнительное профессиональное образование педагогических работников Университета

 

Реализация дополнительных профессиональных программ (далее – ДПП) повышения квалификации и профессиональной переподготовки для педагогических работников ГУУ в 2017 г. осуществлялась с учетом утвержденного профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» и стратегическими направлениями развития Университета.

Планирование, организацию и координацию работы по дополнительному профессиональному образованию профессорско- преподавательского состава (далее – ППС) ГУУ осуществляет отдел дополнительного профессионального образования как структурное подразделение Управления академической политики и реализации образовательных программ (далее – отдел ДПО УАПиРОП).

В отчетном году отделом ДПО УАПиРОП работа проводилась по следующим направлениям:

— организация и проведение дополнительного профессионального образования в ГУУ для педагогических работников сторонних организаций на внебюджетной основе;
— внутривузовское повышение квалификации профессорско- преподавательского состава в соответствии со стратегией развития университета;
— обеспечение процесса повышения квалификации сотрудников и научно- педагогических работников ГУУ в сторонних организациях и вузах в целях удовлетворения собственных профессиональных интересов.

В 2017 году в соответствии со стратегическими направлениями развития образования в Российской Федерации, в том числе выполнения работы по организации общественно-значимых мероприятий в сфере образования, в ГУУ был создан ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в рамках государственного задания Минобрнауки России.

Была разработана программа повышения квалификации «Управление в сфере инклюзивного высшего образования» для педагогических работников и подготовлен комплект учебно-методических материалов. Обучение прошли 272 человека из числа сотрудников образовательных организаций высшего образования из десяти вузов России. Педагогические сотрудники ГУУ составили более половины слушателей из общего числа обученных по программе -129 человек.

Помимо государственного задания ГУУ выстраивал коммерческие отношения с корпоративными заказчиками. В отчетном году был заключен договор с московским вузом «Открытый Институт – Высшая профессиональная школа», по обучению 85 сотрудников на программе повышения квалификации «Управление проектом».
В условиях введения профессионального стандарта, а также в связи с предстоящей аккредитацией ГУУ в отчетном году, а также в январе текущего года, были реализованы внутривузовские программы повышения квалификации в целях совершенствования компетенций педагогических работников Университета.

За счет собственных средств были обучены научно-педагогические работники ГУУ по программе «Документационное обеспечение управления» в целях приобретения компетенций в сфере документооборота и документационного сопровождения профессиональной деятельности. В университете активно действует система дополнительного профессионального образования, которая предполагает реализацию более 90 дополнительных профессиональных программ. В таблице 1 представлены сведения по внутривузовскому обучению ППС по дополнительным профессиональным программам, реализуемым Центрами ДПО ГУУ в рамках собственных профессиональных интересов и по профилю педагогической деятельности.

Обучение проводилось ведущими профессорами и преподавателями ГУУ. По результатам итоговой аттестации слушатели получили документы о квалификации.

 

 

Внутривузовское повышение квалификации научно-педагогических работников ГУУ

 

Период

Наименование программы

Кол-во чел.

Объем

II квартал

«Документационное обеспечение управления»

50 (31)*

16 часов

«Инновационные технологии экономико- управленческого и юридического образования»

20 (20)*

36

«Бизнес-тренер»

10 (10)*

16

«Маркетинг: от образования к профессиональной деятельности»

13(13)*

16

«Управление человеческим капиталом. Методика финансового консультирования трудовых коллективов»

2(2)*

72

 

ИТОГО ОБУЧЕНО:

95(76)*

 

* — в скобках указано количество слушателей из числа ППС ГУУ

 

Важным направлением деятельности отдела ДПО являлся мониторинг рынка образовательных услуг о возможности освоения ДПП по профильным направлениям подготовки в ГУУ. Информация передавалась в учебные институты и кафедры университета, оформлялись соответствующие представления и направления на обучение в вузы, научные организации, организации и предприятия г. Москвы и других регионов.

Результаты этой работы приведены в Таблице 2.

 

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка профессорско-преподавательского состава ГУУ в других вузах, научных организациях, предприятиях и организациях

 

Период

Наименование программы

Наименование ВУЗа

Кол-во чел.

Объем

Повышение квалификации

I квартал

 

«Информатизация образования»

Ереванский научно- исследовательский институт средств связи

 

3

 

72 часа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II квартал

«Управление университетом»

Московская школа управления «СКОЛКОВО»

62

20 часов

«Новые информационные

технологии в образовании»

ЧОУ ДПО «1С – Образование»

2

16 часов

«Финансово-экономическая безопасность»

АНО «Национальный институт развития» Отделения общественных наук РАН

 

 

1

170 часов

«Повышение квалификации по руководству учебным процессом для специалистов образовательных организаций и отраслевых экспертов в области инженерного дела, технологии и технических наук»

 

 

Московский политех

 

 

3

 

 40 часов

«Преподаватель по вопросам таможенного регулирования перевозок автомобильным транспортом»

Ассоциация международных автомобильных перевозчиков ЧУ ОДПО «Академия АСМАП»

 

6

 36 часов

«Общество. Культура. Личность»

ГИТИС

1

72 часа

«Международные научные и образовательные проекты. Управление качеством образования»

ФГБОУ ВО

«Воронежский государственный

университет»

 1

 72 часа

 

 

«Педагогические и информационные технологии в образовательном процессе. Организация охраны труда и оказание первой помощи в образовательном учреждении»

ОЧУ ВО «Международный юридический университет»

 

 

1

 

 

72 часа

 

«Инновационная экономика и технологическое предпринимательство»

ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский НИУ информационных технологий, механики и оптики»

 

1

 

72 часа

 

«Игровые технологии: разработка, реализация, оценка»

УЦ «Решение» ООО «Решение: учебное видео»

2

72 часа

III квартал

«Совершенствование деятельности аккредитованных экспертов в условиях реализации государственной услуги по аккредитации в электронном виде»

 

ООО СП «Содружество»

 

 

1

 

 

24 часа

 

«Функционирование электронной информационно-образовательной среды в образовательной

организации»

НЧОУ ВО

«Невинномысский институт экономики, управления и права»

 

1

 

72 часа

 

«Экономическая безопасность организаций транспорта»

НП «Евроазиатский транспортный инновационный

центр»

 

5

170 часов

 

 

«Оказание первой доврачебной помощи учащимся»

НОЧУ ДПО

«Международный центр

профессионального

образования»

 

 

10

 

 

72 часа

IV квартал

«Цифровая образовательная среда: проекты, проблемы и решения»

Донской

государственный технический университет,

г.Шахты

 

1

 

16 часов

 

ИТОГО ОБУЧЕНО:

 

101

 

Профессиональная переподготовка

II квартал

 «Юриспруденция»

АНО ВО «Университет Российского инновационного образования»

 

1

 

254

часа

 

«Учитель, преподаватель экономики»

АНО ДПО «Московская академия профессиональных компетенций»

 

1

 

576

часов

 

«Основы международного управления в области высшего образования (на английском языке)»

ГУУ совместно с Университетом г.Нинбо КНР

1

540

часов

 

IV квартал

«Рациональное природопользование и охрана окружающей среды»

АНО ДПО «Институт профессионального обучения промышленной безопасности»

 

 

1

 

512 часов

 

ИТОГО ОБУЧЕНО:

 

4

 

 

Являясь членом Ассоциации ведущих вузов по экономике и менеджменту (далее — АВВЭМ), Университет имел возможность в течение 2017 года направлять своих преподавателей на программы повышения квалификации в вузы–члены АВВЭМ.

 

 

Итоги повышения квалификации профессорско-преподавательского состава ГУУ в вузах-членах АВВЭМ

 

Период

Наименование программы

Наименование ВУЗа

Кол-во чел.

Объем

I

квартал

«Таможенное дело»

РАНХиГС

1

40 часов

«Современные образовательные технологии преподавания управленческих дисциплин»

 

РАНХиГС

 

13

 

40 часов

«Использование информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе в ВУЗе»

 

РАНХиГС

 

3

 

16 часов

II квартал

«Актуальные вопросы высшего образования по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление»

 

РАНХиГС

 

2

 

36 часов

«Микроэкономика: стратегическое взаимодействие и экономика информации»

НИУ «Высшая школа экономики»

4

72 часа

«Современные научно-педагогические технологии обеспечения образовательной и научной деятельности в университете» (с применением дистанционным образовательных технологий)

ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова»

10

36 часов

«Противодействие коррупции в высшем образовании» (с применением дистанционным образовательных технологий)

ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет»

9

72 часа

 

III квартал

«Эконометрика»

НИУ «Высшая школа экономики»

4

72 часа

 

IV квартал

«Параметры качества академической программы»

РАНХиГС

4

40 часов

«Управление рисками инвестиционного проекта»

НИУ «Высшая школа экономики»

9

40 часов

«Информационные технологии в образовании»

РАНХиГС

8

40 часов

Финансовая аналитика

НИУ «Высшая школа экономики»

9

72 часа

«Организация и осуществление образовательной деятельности по бухгалтерскому учету, анализу и аудиту в соответствии с ФГОС ВО и профессиональными стандартами»

 

Финансовый университет при Правительстве РФ

 

 

5

 

 

72 часа

«Макроэкономика и макроэкономическая политика (промежуточный и продвинутый уровни)»

НИУ «Высшая школа экономики»

 

3

 

72 часа

 

ИТОГО ОБУЧЕНО:

 

84

 

 

Важным направлением работы отдела ДПО УАПиРОП в отчетном году явилось создание базы данных о результатах обучения педагогических работников университета по дополнительным профессиональным программам совместно с отделом кадров Университета за три последние года (2015, 2016 и 2017 гг.), что отразилось в формах ежегодного отчета «1-ПК» по дополнительному профессиональному образованию.

В отчетном году в ГУУ традиционно уделялось внимание повышению квалификации начинающих преподавателей. Каждого из них курировал опытный профессор для подготовки к участию в педагогических мастер- классах, круглых столах, методических семинарах и т. д.

Из 35 педагогических работников Университета с педагогическим стажем до 3-х лет прошли обучение по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации 14 молодых специалистов, из них по программам профессиональной переподготовки – 1 человек (в форме стажировки в Университете г. Нинбо, КНР). Остальные преподаватели повышали квалификацию в рамках университетских и кафедральных методологических семинаров.

По сравнению с 2016 годом число молодых преподавателей в ГУУ увеличилось в 2 раза.

В целом за отчетный период по всем видам дополнительных образовательных программ прошли обучение 273 человек, что составляет свыше 47,2 % от численности профессорско-преподавательского состава Университета, из них по программам повышения квалификации 269 человека (в т.ч. 6 человек в форме стажировки) и по программам профессиональной переподготовки 4 работника (в т.ч. 1 человек — в форме стажировки).

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о ежегодной планомерной работе по повышению квалификации ППС в Университете в соответствии с законодательством Российской Федерации и стратегическими направлениями развития вуза.

В качестве перспектив развития данного направления считаем целесообразным:

  • продолжить повышение квалификации ППС для поддержания профессионального уровня в соответствии с требованиями профессионального стандарта;
  • активнее привлекать ППС на обучение по внутривузовским дополнительным профессиональным программам, реализуемых Центрами ДПО Институтов ГУУ;
  • разработать актуальные программы для научно-педагогических работников различных вузов для реализации их на договорной основе.