Скачать заявку

Скачать презентацию

Решение ученого совета ГУУ о получении статуса федаральной инновационной площадки


АННОТАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА ОРГАНИЗАЦИИ-СОИСКАТЕЛЯ

ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА

  1. Наименование инновационного образовательного проекта организации-соискателя. Тематика инновационного образовательного проекта, определенная организацией-соискателем

Межрегиональный учебно-методический центр проектного обучения,

Проектное обучение как технология практической подготовки

  1. Направление инновационной деятельности, определенное заказчиком в соответствии с нормативным правовым актом Минобрнауки России и мероприятиями государственных программ, направленными на модернизацию и инновационное развитие системы образования с учетом национальных целей развития Российской Федерации, определенных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Область деятельности инновационного образовательного проекта

Разработка, апробация и внедрение новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий, учебно-методических и учебно-лабораторных комплексов, форм, методов и средств обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе с использованием ресурсов негосударственного сектора.

Инновационная деятельность в сфере образования, направленная на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования.

  1. Цель (цели) инновационного образовательного проекта

Цели проекта:

  • создание интеграционной площадки для формирования и использования новых подходов и технологий развития молодежного предпринимательства, исследовательской деятельности молодежи в рамках проектного обучения;
  • оказание методологической, методической и консультационной поддержки внедрения проектного обучения на системной основе;
  • формирование культуры проектного обучения и продвижение ценности проектного обучения как технологии практической подготовки.
  1. Задача (задачи) инновационного образовательного проекта

Задачи проекта:

  • мониторинг лучших практик реализации проектного обучения и взаимодействия с индустриальными партнерами с учетом отраслевых особенностей и организационно-правовой формы;
  • анализ лучших практик реализации проектного обучения;
  • исследование возможностей масштабирования лучших практик реализации проектного обучения;
  • исследование возможностей адаптации лучших практик реализации проектного обучения с учетом отраслевых особенностей в иных образовательных организациях, регионах, территориях;
  • структурированное описание лучших практик реализации проектного обучения, формирование гида по лучшим практикам;
  • формирование и актуализация концепции проектного обучения, ее структуры, содержания, технологий, результатов, нормативно-правового обеспечения;
  • разработка методических рекомендаций по реализации проектного обучения, включая единые подходы к оценке проектного обучения обучающихся;
  • организация и проведение обучающих мероприятий (вебинары и т.п.) по внедрению и развитию проектного обучения (воркшопы);
  • разработка модели оценки степени готовности образовательной организации к внедрению проектного обучения;
  • консалтинговая поддержка организаций в части внедрения и развития проектного обучения;
  • содействие в процессе внедрения, адаптации и развития проектного обучения;
  • создание постоянно действующей площадки по обмену опытом развития проектного обучения;
  • формирование и координация сообщества организаций по развитию проектного обучения;
  • организация и проведение регулярных мероприятий по обмену опытом внедрения и развития технологии проектного обучения;
  • содействие формированию и развитию межвузовских команд для совместной реализации проектного обучения, содействие формированию пула проектов обучающихся;
  • координация межинституционального взаимодействия в рамках реализации проектного обучения.
  1. Предмет предлагаемого проекта (программы)

Проектное обучение как эффективная технология практической подготовки и метод обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

  1. Период реализации инновационного образовательного проекта

Год начала – 2024. Год окончания – 2026

  1. Обоснование актуальности выполнения инновационного образовательного проекта

Основание выбора тематики:

Миссия служения национальным интересам является ключевой для российского высшего образования. Способность участвовать в социально-экономическом развитии своего региона и страны в целом выступает важнейшим условием реализации этой миссии.

Проектное обучение как современная образовательная технология напрямую связывает университет и его окружение в лице индустриальных партнеров, социально-ориентированных некоммерческих организаций, местных сообществ, граждан и способствует реализации университетом своего предназначения. Компетенции, которые сформируются в проектном обучении, необходимы для качественного решения задач, которые сегодня и в будущем будут стоять перед нашей страной, перед экономикой и перед системой образования.

Применяя проектное обучение, университет становится лидером социального и технологического развития. С помощью проектного обучения университеты формируют среду развития социального и технологического предпринимательства. Проектное обучение позволит более внимательно взглянуть на процессы взаимодействия бизнеса, образования и поменять парадигму в сторону ведущей роли образования.

Проектный подход выступает основой для педагогической технологии «обучение служением», включенной в перечень поручений по итогам заседания Госсовета от 22 декабря 2022 года. Технология предполагает единство профессионального развития, развития гражданственности и позитивных социальных изменений. Включение обучающихся в современную социальную повестку – одна из основных задач молодежной политики.

Проектное обучение поможет справиться с вызовами в условиях неопределённости на рынке труда, постоянно меняющихся требований работодателей к качеству подготовки и компетенциям выпускников. Однако отсутствие согласованного педагогического подхода и гибкой методологии внедрения проектных практик в обучение является фактором несовершенства механизма реализации проектного обучения.

Для подготовки квалифицированных специалистов в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» и решения следующих вызовов внешней среды необходимы проектного обучения с целью эффективного межвузовского взаимодействия и взаимодействия образовательных организаций с внешними партнерами (в т.ч. индустриальными партнерами, менторами, экспертами и инвесторами):

  • внедрение цифровых технологий во всех отраслях экономики: требуются цифровые компетенции для решения профессиональных задач и командного взаимодействия;
  • быстрое устаревание контента, устаревание знаний: нужен навык учиться и добывать актуальные знания и навыки;
  • быстрое развитие отраслей экономики: нужен навык учиться и использовать в процессе обучения актуальные кейсы, необходимость адаптации системы высшего образования к быстро меняющимся условиям;
  • нехватка кадров, принимающих решения: требуются управленческие кадры (управленческие команды) нового поколения;
  • появление новых технологий: необходимость использовать новые технологии в процессе обучения для формирования актуальных профессиональных и надпрофессиональных компетенций;
  • разрыв между «теорией» вуза и «практикой» рынка: требуется вовлечение индустриальных партнеров в образовательный процесс;
  • проблемы выбора карьерной траектории выпускником: необходимо в процессе обучения проанализировать и попробовать различные карьерные траектории в рамках осваиваемой образовательной программы.

Проектное обучение позволяет консолидировать работу образовательных организаций в части решения национальных задач, в том числе в сфере образования и науки:

  • формирование технологического суверенитета страны: подготовка кадров, обладающих актуальными профессиональными и надпрофессиональными компетенциями, продуктовым подходом, и способных создавать новые продукты (в т.ч. исследовательские);
  • подготовка востребованных квалифицированных кадров для реальных секторов экономики: использование отраслевого потенциала индустриальных партнеров в подготовке и воспитании квалифицированных кадров с актуальным набором компетенций, необходимых для реальных секторов экономики;
  • развитие отраслевых технологий и изменение механизма взаимоотношений, большую роль играют надпрофессиональные компетенции: формирование надпрофессиональных компетенций в реальных условиях на протяжении всего периода обучения;
  • внедрение проектного обучения: внедрение новых технологий обучения позволит повысить эффективность образовательного процесса и мотивированность ППС и обучающихся;
  • индивидуализация образования: необходимо обучающемуся за период обучения определиться с будущей карьерной траекторией с учетом индивидуальных предпочтений в профессиональной деятельности в рамках образовательной программы;
  • использование системного подхода в обучении: необходима логическая понятность взаимосвязи дисциплин учебного плана, практик, НИР и ВКР, их нацеленность на конечный результат. структурная последовательность и дополняемость программ бакалавриата, магистратуры и аспирантуры с учетом текущих требований реальных отраслей экономики.

Соответствие критериям и показателям субъекта инновационной деятельности, интегрированности   площадки   в   инновационную   инфраструктуру   региона/отрасли в   соответствии   с   мероприятиями   государственных   программ,   направленных на модернизацию и инновационное развитие системы образования с учетом национальных целей развития Российской Федерации, определенных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», участником которых является Министерство науки и высшего образования Российской Федерации:

В рамках национальной цели «Возможности для самореализации и развития талантов»:

  • обеспечение присутствия Российской Федерации в числе десяти ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образования;
  • формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.
  • В рамках национальной цели «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство»:
  • увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, до 25 млн. человек.

Новизна, инновационность предлагаемых решений и их преимущества перед существующими аналогами и традиционными подходами при реализации образовательной деятельности:

Проект актуален для системы современного образования. Проектное обучение – это системный процесс развития профессиональных и универсальных компетенций, опирающийся на тесное взаимодействие с индустриальными партнерами и направленный на максимальное раскрытие личностного потенциала.

Реализация проекта в формате Межрегионального учебно-методического центра проектного обучения позволит:

  • ускорить темпы и эффективность внедрения концепции проектного обучения, отработать алгоритм масштабирования и адаптации проектного обучения с учетом отраслевых особенностей;
  • открыть возможности для популяризации опыта, разработки эффективных форм и методов подготовки кадров с использованием проектного обучения.

Проект позволит обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов для кадрового обеспечения технологического суверенитета страны в условиях тотального санкционного давления, а также сформировать системный подход к построению индивидуальных образовательных траекторий обучающихся.

Проект обеспечит мотивированность обучающихся на достижение образовательного результата и направлен на развитие личностных элементов коллективной ответственности за счет работы в команде.

  1. Область практического использования и применения результата(-ов) инновационного образовательного проекта организации-соискателя с указанием целевой аудитории

Образовательные организации высшего образования,

Студенты образовательных организаций высшего образования,

Профессорско-преподавательский состав организаций высшего образования.

  1. Материалы, презентующие инновационный образовательный проект организации-соискателя (видеоролик, презентации, публикации и др.) при их наличии

В приложении заявки.