1. Общие положения
1.1. Положение о портфолио обучающихся по программам магистратуры и программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Государственный университет управления» (далее – Положение) устанавливает порядок формирования портфолио обучающихся по программам магистратуры (далее – магистратура) и программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (далее – аспирантура) как механизма оценивания индивидуальных образовательных, научно-исследовательских и педагогических достижений обучающегося в магистратуре и аспирантуре ГУУ.
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с законодательством Российской Федерации и локальными нормативными актами федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Государственный университет управления» (далее – ГУУ).
1.3. Портфолио обучающихся (далее – портфолио) представляет собой комплект документов для учета и предъявления любым участникам образовательного процесса образовательных, научно-исследовательских и педагогических достижений обучающихся в одной или нескольких областях, характеризующих его квалификацию (компетентность), рецензий и оценок этих достижений.
1.4. Функции по формированию портфолио возлагаются на обучающегося, функции контроля за формированием портфолио – на научного руководителя обучающегося.
2. Цель и задачи формирования портфолио
2.1. Основная цель формирования портфолио обучающихся – представление значимых результатов личного и профессионального развития, обеспечение мониторинга культурно-образовательного роста обучающихся. Портфолио позволяет накопить и сохранить документальное подтверждение достижений обучающихся в процессе их обучения.
2.2. Портфолио способствует:
− мотивации к научным достижениям;
− обоснованной реализации самообразования для развития профессиональных и общекультурных компетенций;
− выработке умения объективно оценивать свой профессиональный уровень, определять направление профессионального самосовершенствования и саморазвития;
− повышению конкурентоспособности будущего выпускника на рынке труда.
2.3. Для научного руководителя обучающихся портфолио позволяет:
− получать информацию, имеющую значение для оценки прогресса обучения в рамках учебного плана (индивидуального учебного плана)
обучающихся;
− выступать в качестве эксперта в оценке достижений и профессионализма обучающегося;
− выявлять проблемы подготовки, намечать перспективные линии развития обучающегося в соответствии с его достижениями;
− обеспечивать сопровождение научно-исследовательской деятельности обучающегося.
3. Структура портфолио
3.1. Структуру портфолио могут образовывать следующие разделы:
− персональные данные обучающегося;
− образовательный опыт обучающегося до обучения по соответствующей программе высшего образования (магистратуры или аспирантуры): данные об образовании, сертификаты (удостоверения) о повышении квалификации;
− достижения в результате освоения образовательной программы магистратуры или аспирантуры (результаты сданных экзаменов и зачетов, рецензии, отзывы на рефераты и другие виды работ) об изучении дисциплин базовой и вариативной части соответствующих программ, курсов по своей направленности подготовки или научной специальности и/или по другим специальностям; данные о сдаче экзаменов кандидатского минимума (для аспирантуры);
− достижения в научно-исследовательской деятельности (текст обоснования темы, рабочие материалы по тексту диссертации: характеристика проблемы предполагаемого исследования, замысел разработки путей ее решения методами научного исследования, рабочий план, структура диссертации, проект автореферата (для аспирантуры), экспериментальные материалы, методики, программы педагогического эксперимента, результаты и/или обоснования выполнимости исследования, глава (фрагмент) диссертации, реферативные обзоры, библиография; сканированные копии собственных публикаций по теме диссертации и/или по проблематике, связанной с темой диссертации; рецензии на статьи обучающегося по данной проблеме; патенты на научные открытия, изобретения или иные результаты интеллектуальной деятельности, список публикаций);
− результаты практик (аналитическая справка; аналитический обзор изученных работ и/или библиография прочитанных источников с краткой аннотацией каждого из них; методические разработки собственно проведенных занятий; выполненный фрагмент научного исследования и т.д.; отзывы научного руководителя, научно-педагогических работников разных кафедр, других специалистов по качеству проведения практики).
3.2. Каждый раздел портфолио формируется обучающимся на основании собственных целевых установок и представлений о значимости тех или иных результатов своей учебной, научной и профессиональной квалификации; содержит различную информацию и материалы: перечень документов об образовании, список научных публикаций, результаты сдачи экзаменов, зачетов, копии сертификатов, удостоверений, отзывы, полученные обучающимся за различные виды работ и т.д.
3.3. Портфолио создается в течение всего периода обучения. Завершается его формирование вместе с завершением обучения по программе магистратуры или аспирантуры соответственно.
3.4. Портфолио хранится на выпускающей кафедре, реализующей образовательную программу магистратуры или аспирантуры соответственно либо в печатном виде в отдельной папке или на электронном носителе (CD- RW). Информация портфолио используется при прохождении промежуточной, итоговой и государственной итоговой аттестации обучающегося.