1.ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Программа содействия трудоустройству и постдипломного сопровождения выпускников из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее — инвалидов и лиц с ОВЗ) разработана для обеспечения качественного и доступного высшего образования и среднего профессионального образования, профессиональной ориентации в период обучения и деятельности по трудоустройству выпускников Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Государственный университет управления» (далее — ГУУ),
2.ТЕРМИНЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ
В настоящей программе применены следующие термины с соответствующими определениями;
— инвалид— лицо, которое имеет нарушение здоровья, со стойким расстройством функций организма обусловленное заболеваниями последствиями травм или дефектами приводящее к ограничению деятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
— лицо с ограниченными возможностями здоровья — эра лицо, имеющее недостатки в физическом к (или) психическом развитии имеющее значительные отклонения от нормального психического и физического развития, вызванные серьезными врожденными или приобретенными дефектами и в силу этого нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания;
— постдипломное сопровождение это совокупность целенаправленных комплексных мер, предполагающих сотрудничество педагога наставника с молодым специалистом с целью обеспечения успешного входа в профессию. эффективную реализацию педагогической деятельности адаптации к профессиональной среде и преодолению кризисов и барьеров, возникающих в процессе реализации профессиональной деятельности;
— образовательная программа высшего образования совокупность учебно-методической документации регламентирующей ЦСЛИ, ожидаемые результаты содержанке и реализацию образовательного процесса по направлению подготовки (специальности) высшего образования; обучающийся — физическое лицо, осваивающее образовательную программу;
— трудоустройство — это система мероприятий, проводимая государственными органами общественными организациями в целях содействия населению в подыскании направлении и устройстве на работу в соответствии с призванием способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей.
Обозначения и сокращения:
ОВЗ — ограниченные возможности здоровья.
1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы | Программа содействия трудоустройству и постдипломного сопровождения выпускников из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на — 2025 годы (далее – Программа) |
Исполнители Программы |
координирующие функции выполняет Отдел практики и трудоустройства (ОПИТ) РУМЦ кафедры, институты, руководители ОПОГ1, другие структурные подразделения и службы Университета в рамках их полномочий. |
Участники Программы |
Обучающиеся всех курсов и выпускниками с ОВЗ и инвалидностью |
Цель Программы | Формирование и реализация комплекса мероприятий, направленных на допрофессиональное и персональное образовательно—карьерное сопровождение обучающихся и выпускников с ОВЗ и инвалидностью, расширение возможностей профессиональной самореализации, содействие трудоустройству и адаптацию на рынке труда. |
Основные задачи Программы |
— создание условий, способствующих расширению возможностей эффективного трудоустройства выпускников с инвалидностью и ОВЗ, с учетом их потребностей и индивидуальных программ реабилитации; — развитие социального партнерства с целью трудоустройства выпускников с инвалидностью и ОВЗ, формирование перечня партнерских организаций, оказывающих содействие в трудоустройстве инвалидов и лиц с ОТ; — содействие н выработке мотивации у обучающихся и выпускников из числа инвалидов и лиц с ОВЗ к самостоятельному поиску работы; — организация системы непрерывного образования обучающихся и выпускников из числа инвалидов и лиц с ОВЗ по новым профессиям, расширяющим их профессиональные возможности и повышающим конкурентоспособность на рынке труда; — организация персонального постдипломного сопровождения выпускников с инвалидностью и ОВЗ с учетом особых потребностей во взаимодействии с социальными партнерами; — исследование рынка труда и оценка состояния рынка рабочих мест для инвалидов и лиц с ОВЗ; — отбор мониторингового инструментария; — формирование базы данных об обучающихся и выпускниках, относящихся к категории инвалидов и лиц с ОВЗ. |
Целевые индикаторы н показатели программы |
— количество трудоустроившихся выпускников из инвалидов к лиц с ОВЗ; — количество выпускников из числа инвалидов и лиц с ОВЗ продолживших обучение; — количество выпускников из числа инвалидов и лиц с карьерный рост (предпринимателей); — доля лиц из числа инвалидов и лиц с ОВЗ, положительно оценивающих обучение в ГУУ. |
Партнеры (организации, участвующие в административной, информационной и иной поддержке программы) |
– Департамент образования и науки г, Москвы; – Государственная служба занятости населения ЮВАО (ГСЗН ЮВАО); – Общественные организации инвалидов (по согласованию); – Социальные партнеры: общественные организации, семьи лиц с ОВЗ инвалидов; бизнес-организации, СОНКО – и пр. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы: |
Построение и функционирование Эффективной системы содействия трудоустройству обучающихся выпускников с ОВЗ и инвалидностью, обеспечивающую построение индивидуального образовательно. карьерного маршрута в период обучения и постдипломное сопровождение, и включающую:
|
Направления работы н рамках Программы |
1. Социальное партнерство и о сотрудничество с работодателями, оказывающими влияние на рынок труда (взаимодействие с организациями-работодателями, территориальными органами власти. студенческими к МОЛОДСЖНЫМИ организациями, согласование договорных отношений с организациями по вопросам трудоустройства). 2. Организация сопровождения по вопросам содействия трудоустройству выпускников с ОВЗ и инвалидов (разработка стратегий построения профессиональной карьеры будущих выпускников в соответствии с направлением подготовки и профилем ОПОП) 3. Создание доступного информационного пространства для инвалидов (информационное сопровождение) Проведение организационно-управленческих мероприятий. |
Источники и объемы финансирования |
Собственные средства ГУУ |
Срок реализации программы: |
Программа реализуется в период с 2022 по 2025 гг. |
4.РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Обеспечение реализации права граждан с инвалидностью и ОВЗ на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования,
ГУУ создает специальные условия для получения высшего образования инвалидами и лицам с ОВЗ: учебный процесс организуется в соответствии с требован Иями нормативных актов; применяются специальные методы обучения и воспитания; создаются специальные условия для пользования учебниками; используются учебные пособия и дидактические материалы, учитывающие особенности восприятия учебной информации лицами с различными НОЗОЛО1’11ЯмИ; применяются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования; предоставляются услуги тьютора (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь; обеспечивается доступ в здание ГУУ„ Логическим продолжением проводимой работы является содействие в подборе места трудоустройства, помощь в осуществлении контактов с работодателем, правовая и консультационная поддержка выпускника с ОВЗ и инвалидностью, В области профессионального образования очевидным приоритетом является интеграция, которая наилучшим способом обеспечивает инвалидам равные права и возможности в получении профессии. повышении квалификации, рациональном трудоустройстве и эффективной занятости,
В Университете созданы необходимые условия для организации деятельности по содействию трудоустройству выпускников инвалидов и лиц с ОВЗ:
4.1. Нормативно-правовое обеспечение
Конституция РФ;
Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года;
Федеральный закон от 24 ноября 1995 г, У! 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
Федеральный закон З мая 2012 г, №4б-Ф3 «О ратификации Конвенции о правах
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Указ Президента РФ от 07.05.2012 г, №597 “Комплекс мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов, на обеспечение доступности профессионального образования, включая совершенствование методов профессиональной ориентации детей-инвалидов к лиц с ОВ.З. на подготовку специализированных программ профессионального обучения инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития к индивидуальных возможностей“;
Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 гг., даты получения среднего профессионального и высшего образования инвалидам и лицам с ОВЗ, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, в общем количестве таких организаций
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.07.2015 № 527н и “ Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг н сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при том необходимой помощи”
Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011- 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 г. № 1297 (ред. от 01.02.2018);
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г, № 792-р; 5»
Распоряжение Правительства РФ от 10.05.2017 N 893-р «Об утверждении плана мероприятий по 1№вышению уровня занятости инвалидов на 2017 — 2020 годы»
Приказ Минобрнауки РФ от 09.11 г, №1309 ”Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» ;
Приказ Минобрнауки РФ от №1399 «План мероприятий ( «дорожной карты») Министерства образования и науки Российской Федерации по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования»;
Приказ Минобрнауки России от г, №513 «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение»;
Требования к организации образовательного пропета для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, н том числе оснащенности образовательного процесса, (письмо Департамента подготовки рабочих кадров и ДПС) Министерства образовании и науки Российской Федерации 8 марта 2014 г, № 06-281),
Распоряжение Правительства Нижегородской области от 28 февраля 2017 г № 197-р «Об утверждении Плана мероприятий ( «дорожной карты») по повышению уровня занятости инвалидов, организации сопровождаемого содействия занятости инвалидов Нижегородской области на 2017 – 2020 годы»
4.2. Научно „методическое, информационное, материально-техническое обеспечение
– Методические рекомендации, программная документация, программы профессиональных модулей.
– Информационные ресурсы сети Интернет, страницы ГУУ в социальных сетях, информационные стенды, электронная информационно-образовательная система Университета (КОЛЬЦО электронных сервисов).
Предусмотрена возможность элементов электронного обучения лиц с ОВЗ и инвалидов.
Учебные кабинеты и аудитории, лаборатории; мультимедийные средства, оргтехника, персональные компьютеры.
4.3. Кадровое обеспечение
Отдел практики и трудоустройства — структурное подразделение вуза, реализующего функцию содействия трудоустройству выпускников, которое помогает своим студентам и выпускникам определиться с направлением занятости, найти работу и построить СВОЮ карьерную траекторию, в том числе инвалидам и лицам с ОВЗ.
ГУУ обеспечивает необходимые условия для эффективной работы ОПиТ (кадровое и финансовое обеспечение работы, обеспечение архитектурной доступности для всех категорий обучающихся, относящихся к категории инвалидов и лиц с ОВЗ, наличие информационного обеспечения для осуществления взаимодействия).
Функции сотрудников ОПИТ включают в том числе:
- Обеспечение документооборота по вопросам содействия трудоустройству студентов и выпускников с ОВЗ и инвалидов.
- Обмен информацией (входящая и исходящая переписка) по вопросам трудоустройства к занятости студентов и выпускников с ОВЗ и инвалидов,
- Организация и координация взаимодействия университета с работодателями, социальными партнерами и органами власти в рамках инклюзивного образования, трудоустройства выпускников и ПОСТДИПЛОМНОГО сопровождения выпускников с ОВЗ и инвалидов.
- Консультации студентов и выпускников с ОВ3 и инвалидов, их родителей (законных представителей), преподавателей. сотрудников по вопросам содействия трудоустройству студентов и выпускников с ОВЗ и инвалидов и организации практик;
Осуществление взаимодействия с работодателями, социальными партнерами по вопросам ПОСТДИПЛОМНОСО сопровождения и другой поддержки трудоустроенных выпускников С ОВЗ и инвалидов.
5.ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Направления работы/процедура (мероприятие) | Сроки выполнения | Ответственные за проведение |
1. Создание условий, способствующих расширению возможностей трудоустройства, и постдипломное сопровождение выпускников с ОВЗ и инвалидов | |||
1 | Анализ ситуации на рынке труда Москвы и Московской области по обеспечению выпускникам с ОВЗ и инвалидам гарантий трудовой занятости | Январь | ОПиТ, РУМЦ |
2 | Анализ эффективности трудоустройства выпускников с ОВЗ и инвалидов | Сентябрь-ноябрь |
ОПиТ, РУМЦ, Директора институтов, заведующие кафедрами, руководители ОПОП |
3 | Организация работы по изучению лучших практик в сфере содействия трудоустройству выпускников с инвалидностью и ОВЗ, тиражирование успешного опыта | В течение года | ОПиТ, РУМЩ заведующие кафедрами, руководители ОПОП |
4 | Организация и проведение семинаров для руководителей ОПОП по вопросам содействия трудоустройству и занятости выпускников с ОВЗ и инвалидов |
По заявкам руководителей ОПОП |
ОПиТ, РУМЦ, руководители ОПОП, специалисты по согласованию |
5 | Рассмотрение вопросов содействия трудоустройству будущих выпускников с ОВЗ и инвалидностью на заседаниях Ученого Совета университета, Учебно-методических Советов факультетов, заседаниях кафедр | По плану заседаний в течение года | Руководители структурных подразделений |
6 |
Мониторинг и прогнозирование трудоустройства выпускников с ОВЗ и Инвалидностью и их потребностей в открытии собственного дела |
Март-май | ОПиТ, РУМЦ, Директора институтов, заведующие кафедрами, руководители ОПОП |
6.1 | выявление запросов оказания помощи в трудоустройстве или продолжении обучения | ||
6.2 | поиск и предложение соответствующих вакансий (в том числе в рамках квот) | ||
6.3 | помощь н продолжении образовательной траектории обучения в магистратуре (аспирантуре), по программам дополнительного образования | ||
7 | Разработка индивидуальных планов трудоустройства выпускников с ОВЗ и инвалидов с учетом их потребностей и индивидуальных программ реабилитации | Февраль, октябрь | ОПиТ, РУМЦ, Директора институтов, заведующие кафедрами, руководители ОПОП |
8 | Организация производственных практик на специализированных рабочих местах, в консультирование специалистов организации- работодателя по вопросам оказания помощи в освоении обучающимися с ОВЗ и инвалидами трудовых обязанностей | В соответствии с графиком учебного процесса | ОПиТ, РУМЦ, Директора институтов, заведующие кафедрами, руководители ОПОП |
9 | Постдипломное сопровождение выпускников с ОВЗ и инвалидов с назначением академического консультанта | От 1 года после выпуска до 3-х лет | Заведующие кафедрами, водителя ОПОП ОПиТ, РУМЦ, руководители ОПОП, специалисты по согласованию |
10 | Индивидуальные консультации специалистов для выпускников с ОВЗ и инвалидов (их законных представителей) вопросам трудоустройства и построению карьеры | В течение года | Заведующие кафедрами, водителя ОПОП ОПиТ, РУМЦ, руководители ОПОП, специалисты по согласованию |
11 |
Организация мероприятий по построению карьерной траектории для выпускников с ОВЗ и инвалидов, помощь во взаимодействии с работодателями |
В течение года | ОПиТ, РУМЦ, руководители ОПОП |
12 | Поддержка и сопровождение участия Обучающихся с ОВЗ и инвалидов в конкурсах профессионального мастерства | В течение года | Заведующие кафедрами, руководители ОПОП |
13 | Участие в проектах и программах Минобрнауки РФ, Министерства образования Нижегородской области по содействию трудоустройству выпускников с ОВЗ и инвалидов | В течение года | ОПиТ, заведующие кафедрами, руководители ОПОП |
14 | Организация и проведение вузовских мероприятий с участием обучающихся с ОВЗ и инвалидов: «Ярмарки вакансий», «Дни карьеры», «Экскурсии работодателям» и др. | В течение года в соответствии с графиком учебного процесса | ОПиТ, Директора институтов, заведующие кафедрами, руководители ОПОП |
2. Социальное партнерство и сотрудничество с работодателями, оказывающими влияние на рынок труда выпускников с ОВ3 и инвалидов | |||
15 | Взаимодействие и сотрудничество с органами исполнительной законодательной власти, социальными партнерами по вопросам содействия трудоустройству и занятости выпускников с ОВЗ и инвалидов | В течение года | РУМЦ |
16 | Взаимодействие с общественными организациями инвалидов по содействию трудоустройству выпускников с ОВЗ инвалидов | В течение года | РУМЦ |
17 | Взаимодействие с ресурсными центрами для профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов | В течение года | РУМЦ |
18 |
Взаимодействие с УГСЗН ЮВАО по вопросам осуществления контроля за регистрацией выпускников с ОВЗ и инвалидов в качестве безработных |
В течение года | ОПиТ, РУМЦ |
19 |
Взаимодействие с предприятиями и организациями по предоставлению вакансий для выпускников с ОВЗ и инвалидов |
В течение года | ОПиТ |
20 |
Организация встреч работодателей с выпускниками с ОВ3 и инвалидами, презентация лучших практик |
В течение года в соответствии с графиком учебного процесса | ОПиТ заведующие кафедрами, руководители ОПОП |
3. Создание доступного информационного пространства для лиц с ОВЗ и инвалидов (информационное сопровождение) |
|||
21 |
Информирование обучающихся с ОВЗ и инвалидов по вопросам сопровождаемого содействия трудоустройству и занятости с использованием информационных каналов университета: |
Еженедельно | ОПиТ, Директора институтов, заведующие кафедрами, руководители ОПОП |
22 |
Формирование сопровождение Информационных баз: – работодателей, выделяющих к создающих рабочие места трудоустройства инвалидов в счет квоты, оснащенные рабочие места; – вакансий для инвалидов (в том числе на квотируемые рабочие места) |
В течение года | ОПиТ |
23 |
Организация консультирования выпускников с ОВЗ и инвалидов в формате ‘“горячих линий“ по вопросам сопровождения и трудоустройства |
Ежедневно | РУМЦ, ОПИТ, специалисты по согласованию |