1.ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Программа содействия трудоустройству и постдипломного сопровождения выпускников из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее — инвалидов и лиц с ОВЗ) разработана для обеспечения качественного и доступного высшего образования и среднего профессионального образования, профессиональной ориентации в период обучения и деятельности по трудоустройству выпускников Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Государственный университет управления» (далее — ГУУ),

2.ТЕРМИНЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ

В настоящей программе применены следующие термины с соответствующими определениями;

— инвалид— лицо, которое имеет нарушение здоровья, со стойким расстройством функций организма обусловленное заболеваниями последствиями травм или дефектами приводящее к ограничению деятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

— лицо с ограниченными возможностями здоровья — эра лицо, имеющее недостатки в физическом к (или) психическом развитии имеющее значительные отклонения от нормального психического и физического развития, вызванные серьезными врожденными или приобретенными дефектами и в силу этого нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания;

— постдипломное сопровождение это совокупность целенаправленных комплексных мер, предполагающих сотрудничество педагога наставника с молодым специалистом с целью обеспечения успешного входа в профессию. эффективную реализацию педагогической деятельности адаптации к профессиональной среде и преодолению кризисов и барьеров, возникающих в процессе реализации профессиональной деятельности;

— образовательная программа высшего образования совокупность учебно-методической документации регламентирующей ЦСЛИ, ожидаемые результаты содержанке и реализацию образовательного процесса по направлению подготовки (специальности) высшего образования; обучающийся — физическое лицо, осваивающее образовательную программу;

— трудоустройство — это система мероприятий, проводимая государственными органами общественными организациями в целях содействия населению в подыскании направлении и устройстве на работу в соответствии с призванием способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей.

Обозначения и сокращения:

ОВЗ — ограниченные возможности здоровья.

1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование Программы Программа содействия трудоустройству и постдипломного сопровождения выпускников из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на — 2025 годы (далее – Программа)
Исполнители Программы

координирующие функции выполняет Отдел практики и трудоустройства (ОПИТ) РУМЦ кафедры, институты, руководители ОПОГ1, другие структурные подразделения и службы Университета в рамках их полномочий.

Участники Программы

Обучающиеся всех курсов и выпускниками с ОВЗ и инвалидностью
Цель Программы Формирование и реализация комплекса мероприятий, направленных на допрофессиональное и персональное образовательно—карьерное сопровождение обучающихся и выпускников с ОВЗ и инвалидностью, расширение возможностей профессиональной самореализации, содействие трудоустройству и адаптацию на рынке труда.
Основные задачи Программы

— создание условий, способствующих расширению возможностей эффективного трудоустройства выпускников с инвалидностью и ОВЗ, с учетом их потребностей и индивидуальных программ реабилитации;

— развитие социального партнерства с целью трудоустройства выпускников с инвалидностью и ОВЗ, формирование перечня партнерских организаций, оказывающих содействие в трудоустройстве инвалидов и лиц с ОТ;

— содействие н выработке мотивации у обучающихся и выпускников из числа инвалидов и лиц с ОВЗ к самостоятельному поиску работы;

— организация системы непрерывного образования обучающихся и выпускников из числа инвалидов и лиц с ОВЗ по новым профессиям, расширяющим их профессиональные возможности и повышающим конкурентоспособность на рынке труда;

— организация персонального постдипломного сопровождения выпускников с инвалидностью и ОВЗ с учетом особых потребностей во взаимодействии с социальными партнерами;

— исследование рынка труда и оценка состояния рынка рабочих мест для инвалидов и лиц с ОВЗ;

— отбор мониторингового инструментария;

— формирование базы данных об обучающихся и выпускниках, относящихся к категории инвалидов и лиц с ОВЗ.

Целевые индикаторы н показатели программы

— количество трудоустроившихся выпускников из инвалидов к лиц с ОВЗ;

— количество выпускников из числа инвалидов и лиц с ОВЗ продолживших обучение;

— количество выпускников из числа инвалидов и лиц с карьерный рост (предпринимателей);

— доля лиц из числа инвалидов и лиц с ОВЗ, положительно оценивающих обучение в ГУУ.

Партнеры

(организации, участвующие в административной, информационной и иной поддержке программы)

– Департамент образования и науки г, Москвы;

– Государственная служба занятости населения ЮВАО (ГСЗН ЮВАО);

– Общественные организации инвалидов (по согласованию);

– Социальные партнеры: общественные организации, семьи лиц с ОВЗ инвалидов; бизнес-организации, СОНКО

– и пр.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы:

Построение и функционирование Эффективной системы содействия трудоустройству обучающихся выпускников с ОВЗ и инвалидностью, обеспечивающую построение индивидуального образовательно. карьерного маршрута в период обучения и постдипломное сопровождение, и включающую:

  • повышение количества трудоустроенных выпускников с инвалидностью и ОВЗ, а также их закрепление и адаптация на рабочих
  • формирование базы данных об обучающихся и выпускниках, относящихся к категории инвалидов и лиц с ОВЗ, формирование перечня партнерских организаций, оказывающих содействие в трудоустройстве инвалидов и лиц с ОВЗ; базы вакансий для инвалидов и лиц с ОТ;
  • организацию системной профориентационной работы в период обучения, обеспечивающей закрепление в профессии (специальности), соответствующей личностным особенностям,    рекомендациям            медико-социальной экспертизы, а также индивидуальной программе реабилитации инвалида и способствующей успешному развитию профессиональной карьеры;
  • обеспечение персонального сопровождения выпускников с инвалидностью и ОВЗ три трудоустройстве. закреплении и адаптации на рабочем месте, включая постдипломное сопровождение;
  • участие обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ в олимпиадах и конкурсах (чемпионатах) профессионального мастерства;
  • реализацию программ дополнительного образования для обучающихся и выпускников числа инвалидов и лиц с ОВЗ по новым профессиям, расширяющим их профессиональные возможности и повышающим конкурентоспособность на рынке труда
Направления работы н рамках Программы

1. Социальное партнерство и о сотрудничество с работодателями, оказывающими влияние на рынок труда (взаимодействие с организациями-работодателями, территориальными органами власти. студенческими к МОЛОДСЖНЫМИ организациями,      согласование договорных отношений с организациями по вопросам трудоустройства).

2. Организация сопровождения по вопросам содействия трудоустройству выпускников с ОВЗ и инвалидов (разработка стратегий построения профессиональной карьеры будущих выпускников в соответствии с направлением подготовки и профилем ОПОП)

3. Создание доступного информационного пространства для инвалидов (информационное сопровождение)

Проведение организационно-управленческих мероприятий.

Источники и объемы финансирования

Собственные средства ГУУ

Срок реализации программы:

Программа реализуется в период с 2022 по 2025 гг.

 

4.РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Обеспечение реализации права граждан с инвалидностью и ОВЗ на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования,

ГУУ создает специальные условия для получения высшего образования инвалидами и лицам с ОВЗ: учебный процесс организуется в соответствии с требован Иями нормативных актов; применяются специальные методы обучения и воспитания; создаются специальные условия для пользования учебниками; используются учебные пособия и дидактические материалы, учитывающие особенности восприятия учебной информации лицами с различными НОЗОЛО1’11ЯмИ; применяются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования; предоставляются услуги тьютора (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь; обеспечивается доступ в здание ГУУ„ Логическим продолжением проводимой работы является содействие в подборе места трудоустройства, помощь в осуществлении контактов с работодателем, правовая и консультационная поддержка выпускника с ОВЗ и инвалидностью, В области профессионального образования очевидным приоритетом является интеграция, которая наилучшим способом обеспечивает инвалидам равные права и возможности в получении профессии. повышении квалификации, рациональном трудоустройстве и эффективной занятости,

В Университете созданы необходимые условия для организации деятельности по содействию трудоустройству выпускников инвалидов и лиц с ОВЗ:

4.1. Нормативно-правовое обеспечение

Конституция РФ;

Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года;

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г, У! 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

Федеральный закон З мая 2012 г, №4б-Ф3 «О ратификации Конвенции о правах

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Указ Президента РФ от 07.05.2012 г, №597 “Комплекс мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов, на обеспечение доступности профессионального образования, включая совершенствование методов профессиональной ориентации детей-инвалидов к лиц с ОВ.З. на подготовку специализированных программ профессионального обучения инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития к индивидуальных возможностей“;

Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 гг., даты получения среднего профессионального и высшего образования инвалидам и лицам с ОВЗ, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, в общем количестве таких организаций

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.07.2015 № 527н и “ Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг н сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при том необходимой помощи”

Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011- 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 г. № 1297 (ред. от 01.02.2018);

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г, № 792-р; 5»

Распоряжение Правительства РФ от 10.05.2017 N 893-р «Об утверждении плана мероприятий по 1№вышению уровня занятости инвалидов на 2017 — 2020 годы»

Приказ Минобрнауки РФ от 09.11 г, №1309 ”Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» ;

Приказ Минобрнауки РФ от №1399 «План мероприятий ( «дорожной карты») Министерства образования и науки Российской Федерации по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования»;

Приказ Минобрнауки России от  г, №513 «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение»;

Требования к организации образовательного пропета для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, н том числе оснащенности образовательного процесса, (письмо Департамента подготовки рабочих кадров и ДПС) Министерства образовании и науки Российской Федерации 8 марта 2014 г, № 06-281),

Распоряжение Правительства Нижегородской области от 28 февраля 2017 г № 197-р  «Об утверждении Плана мероприятий ( «дорожной карты») по повышению уровня занятости инвалидов, организации сопровождаемого содействия занятости инвалидов Нижегородской области на 2017 – 2020 годы»

 

4.2. Научно „методическое, информационное, материально-техническое обеспечение

– Методические рекомендации, программная документация, программы профессиональных модулей.

– Информационные ресурсы сети Интернет, страницы ГУУ в социальных сетях, информационные стенды, электронная информационно-образовательная система Университета (КОЛЬЦО электронных сервисов).

Предусмотрена возможность элементов электронного обучения лиц с ОВЗ и инвалидов.

Учебные кабинеты и аудитории, лаборатории; мультимедийные средства, оргтехника, персональные компьютеры.

 

4.3. Кадровое обеспечение

Отдел практики и трудоустройства — структурное подразделение вуза, реализующего функцию содействия трудоустройству выпускников, которое помогает своим студентам и выпускникам определиться с направлением занятости, найти работу и построить СВОЮ карьерную траекторию, в том числе инвалидам и лицам с ОВЗ.

ГУУ обеспечивает необходимые условия для эффективной работы ОПиТ (кадровое и финансовое обеспечение работы, обеспечение архитектурной доступности для всех категорий обучающихся, относящихся к категории инвалидов и лиц с ОВЗ, наличие информационного обеспечения для осуществления взаимодействия).

Функции сотрудников ОПИТ включают в том числе:

  • Обеспечение документооборота по вопросам содействия трудоустройству студентов и выпускников с ОВЗ и инвалидов.
  • Обмен информацией (входящая и исходящая переписка) по вопросам трудоустройства к занятости студентов и выпускников с ОВЗ и инвалидов,
  • Организация и координация взаимодействия университета с работодателями, социальными партнерами и органами власти в рамках инклюзивного образования, трудоустройства выпускников и ПОСТДИПЛОМНОГО сопровождения выпускников с ОВЗ и инвалидов.
  • Консультации студентов и выпускников с ОВ3 и инвалидов, их родителей (законных представителей), преподавателей. сотрудников по вопросам содействия трудоустройству студентов и выпускников с ОВЗ и инвалидов и организации практик;

Осуществление взаимодействия с работодателями, социальными партнерами по вопросам ПОСТДИПЛОМНОСО сопровождения и другой поддержки трудоустроенных выпускников С ОВЗ и инвалидов.

 

5.ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

№ п/п Направления работы/процедура (мероприятие) Сроки выполнения Ответственные за проведение
1. Создание условий, способствующих расширению возможностей трудоустройства, и постдипломное сопровождение выпускников с ОВЗ и инвалидов
1 Анализ ситуации на рынке труда Москвы и Московской области по обеспечению выпускникам с ОВЗ и инвалидам гарантий трудовой занятости Январь ОПиТ, РУМЦ
2 Анализ эффективности трудоустройства выпускников с ОВЗ и инвалидов Сентябрь-ноябрь

ОПиТ, РУМЦ, Директора институтов, заведующие кафедрами, руководители ОПОП

3 Организация работы по изучению лучших практик в сфере содействия трудоустройству выпускников с инвалидностью и ОВЗ, тиражирование успешного опыта В течение года ОПиТ, РУМЩ заведующие кафедрами, руководители ОПОП
4 Организация и проведение семинаров для руководителей ОПОП по вопросам содействия трудоустройству и занятости выпускников с ОВЗ и инвалидов

По заявкам руководителей ОПОП

ОПиТ, РУМЦ, руководители ОПОП, специалисты по согласованию
5 Рассмотрение вопросов содействия трудоустройству будущих выпускников с ОВЗ и инвалидностью на заседаниях Ученого Совета университета, Учебно-методических Советов факультетов, заседаниях кафедр По плану заседаний в течение года Руководители структурных подразделений
6

Мониторинг и прогнозирование трудоустройства выпускников с ОВЗ и Инвалидностью и их потребностей в открытии собственного дела

Март-май ОПиТ, РУМЦ, Директора институтов, заведующие кафедрами, руководители ОПОП
6.1 выявление запросов оказания помощи в трудоустройстве или продолжении обучения
6.2 поиск и предложение соответствующих вакансий (в том числе в рамках квот)
6.3 помощь н продолжении образовательной траектории обучения в магистратуре (аспирантуре), по программам дополнительного образования
7 Разработка индивидуальных планов трудоустройства выпускников с ОВЗ и инвалидов с учетом их потребностей и индивидуальных программ реабилитации Февраль, октябрь ОПиТ, РУМЦ, Директора институтов, заведующие кафедрами, руководители ОПОП
8 Организация производственных практик на специализированных рабочих местах, в консультирование специалистов организации- работодателя по вопросам оказания помощи в освоении обучающимися с ОВЗ и инвалидами трудовых обязанностей В соответствии с графиком учебного процесса ОПиТ, РУМЦ, Директора институтов, заведующие кафедрами, руководители ОПОП
9 Постдипломное сопровождение выпускников с ОВЗ и инвалидов с назначением академического консультанта От 1 года после выпуска до 3-х лет Заведующие кафедрами, водителя ОПОП
ОПиТ, РУМЦ, руководители ОПОП, специалисты по согласованию
10 Индивидуальные консультации специалистов для выпускников с ОВЗ и инвалидов (их законных представителей) вопросам трудоустройства и построению карьеры В течение года Заведующие кафедрами, водителя ОПОП
ОПиТ, РУМЦ, руководители ОПОП, специалисты по согласованию
11

Организация мероприятий по построению карьерной траектории для выпускников с ОВЗ и инвалидов, помощь во взаимодействии с работодателями

В течение года ОПиТ, РУМЦ, руководители ОПОП
12 Поддержка и сопровождение участия Обучающихся с ОВЗ и инвалидов в конкурсах профессионального мастерства В течение года Заведующие кафедрами, руководители ОПОП
13 Участие в проектах и программах Минобрнауки РФ, Министерства образования Нижегородской области по содействию трудоустройству выпускников с ОВЗ и инвалидов В течение года ОПиТ, заведующие кафедрами, руководители ОПОП
14 Организация и проведение вузовских мероприятий с участием обучающихся с ОВЗ и инвалидов: «Ярмарки вакансий», «Дни карьеры», «Экскурсии работодателям» и др. В течение года в соответствии с графиком учебного процесса ОПиТ, Директора институтов, заведующие кафедрами, руководители ОПОП
2. Социальное партнерство и сотрудничество с работодателями, оказывающими влияние на рынок труда выпускников с ОВ3 и инвалидов
15 Взаимодействие и сотрудничество с органами          исполнительной законодательной власти, социальными партнерами по вопросам содействия трудоустройству и занятости выпускников с ОВЗ и инвалидов В течение года РУМЦ
16 Взаимодействие с общественными организациями инвалидов по содействию трудоустройству выпускников с ОВЗ инвалидов В течение года РУМЦ
17 Взаимодействие с ресурсными центрами для профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов В течение года РУМЦ
18

Взаимодействие с УГСЗН ЮВАО по вопросам осуществления контроля за регистрацией выпускников с ОВЗ и инвалидов в качестве безработных

В течение года ОПиТ, РУМЦ
19

Взаимодействие с предприятиями и организациями по предоставлению вакансий для выпускников с ОВЗ и инвалидов

В течение года ОПиТ
20

Организация встреч работодателей с выпускниками с ОВ3 и инвалидами, презентация лучших практик

В течение года в соответствии с графиком учебного процесса ОПиТ заведующие кафедрами, руководители ОПОП

3. Создание доступного информационного пространства для лиц с ОВЗ и инвалидов (информационное сопровождение)

21

Информирование обучающихся с ОВЗ и инвалидов по вопросам сопровождаемого содействия трудоустройству и занятости с использованием информационных каналов университета:
– официальный сайт;                           – электронная образовательная среда;                                                         – на страницах в социальных сетях;
– на информационных стендах факультетов кафедр

Еженедельно ОПиТ, Директора институтов, заведующие кафедрами, руководители ОПОП
22

Формирование сопровождение Информационных баз:                         – работодателей, выделяющих к создающих рабочие места трудоустройства инвалидов в счет квоты, оснащенные рабочие места;  – вакансий для инвалидов (в том числе на квотируемые рабочие места)

В течение года ОПиТ
23

Организация консультирования выпускников с ОВЗ и инвалидов в формате ‘“горячих линий“ по вопросам сопровождения и трудоустройства

Ежедневно РУМЦ, ОПИТ, специалисты по согласованию